Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Скидки в новом туристическом сезоне дешевый отдых в тайланде на thail.ru.

Развитие культуры Таиланда

 

Свое название Таиланд получил по имени овладевших этой страной племен таи. Они, однако, не были единственными обитателями этой большой и разнообразной страны.

Различают Северный, Центральный Таиланд в районе долины реки Менам и ее притоков, Северо-восточный Таиланд – плоскогорье, расположенное на высоте 2600 м над уровнем моря, и, наконец, Южный – таиландскую часть Малаккского полуострова. В центральную и южную часть имелся  доступ с моря. Северные районы отделены горами от соседних государств, но легкодоступны с юга. Северная часть страны лежит между Бирмой и Лаосом, центральная – граничит с Бирмой и Кампучией. На юге – соседи Таиланда – Бирма и Малайзия. Страна находилась как бы на перекрестке, и вся история Таиланда тесно связана с его соседями, прежде всего Бирмой и Кампучией.

В раннюю эпоху Северный и Центральный Таиланд был заселен  монами. Лишь сравнительно поздно в долины Менама вторглись племена таи. Северо-восточный Таиланд первоначально был частью царства Фунань, которое простиралось на восток до Вьетнама. Юг же Таиланда находился под влиянием царства Шриваджайя. Столь различные связи отдельных частей страны сказались на ходе ее исторического и культурного развития. В древности между ними почти не было какого-либо длительного политического единства. Это единство было достигнуто лишь в новое время.

Первые сведения о культуре и истории страны дают археологические находки, относящиеся еще к I веку н.э., а также бронзовые фигуры Будды, близкие цейлонским и южноиндийским  (Амаравати). Раскопки  в Понгтуке, Утонге, Ку Буа (Ратбури), а также в Занг Кхла, Накхонпатоме и в областях, расположенных в нижнем течении Менама, говорят о древнейшем периоде культуры Таиланда в центральном районе страны, недалеко от будущих тайских столиц Аютии и Бангкока.

Древнейшим периодом, к которому относятся крупнейшие произведения местного искусства, является эпоха монского царства Дваравати. О нем до сих пор имеется немного достоверных сведений. Первоначально были известны лишь китайские сообщения о стране То-ло-по-ти, что уже в 1884 г. было растолковано как санскритское слово Дваравати. Лишь в 1913 г. была опубликована обнаруженная в Таиланде надпись, в которой действительно фигурировало название Дваравати.

Очевидно, это царство существовало между YII и  XI веками н.э. в районе Центрального Таиланда. Оно было основано монами – первыми, кому обязана своим культурным развитием Бирма. Моны Таиланда, называемые, в отличие от западных монов Бирмы, восточными монами, были приверженцами хинаянского учения. К сожалению, о зодчесвте Дваравати известно немного, так же как и о связях и взаимоотношениях Дваравати с Татоном в Южной Бирме. Вероятно, к YII и  XI векам относятся знаменитый храм Ват Прапотом в Прапотоме, известный также как Накхонпатхом. Это большая круглая ступа, окруженная четырьмя монастырями, вихарами. Высота ступы достигает 115 метров, Терраса, на которой стоит здание, украшена фигурами из гипса.

О скульптуре Дваравати известно больше, чем об архитектуре. К этому периоду относят головы Будды из зеленовато-черного слоистого камня, мощной круглой формы. Великолепен также сидящий на троне Будда из Накхонпатома, 3,7 метра высотой, сделанный из кварцита; правую руку он простер в витаркамудре.

Уже, вероятно, в YII-YIII  веках моны Северного Таиланда основали город Харипунджаю, который потом стали называть Лампун. В Лампуне находятся ступы как в форме колокола, так и в форме горшка, построенные еще до завоевания этой части страны тайцами. Их рассматривают как продолжение южно-монского стиля и относят к XI-XIII векам.

Выделяется среди них ступенчатое, сужающееся кверху высокое здание Ват Кукут в Лампуне, украшенное снаружи терракотовыми фигурами стоящего Будды; оно, по-видимому, относится ко второй четверти XII века. В стиле голов есть что-то провинциальное; это широкие лица, не выражающие духовной углубленности. В данном случае можно говорить как об удаленности этой пограничной области от старых культурных центров, так и о стремлении выработать собственный стиль. С современными им великими произведениями искусства Кампучии и Индонезии эти скульптуры имеют мало общего. Однако связь с монским искусством Бирмы несомненна.

Более древние архитектурные памятники, влиявшие на искусство Дваравати неизвестны; зато в нем заметны следы воздействия буддийского искусства царства Шривиджайя, активно распространявшегося на север с юга Малаккского полуострова и о.Суматра.

Основные памятники позднего шривайджайского искусства в Таиланде были найдены в Чайе: например, храм Ват Пра Махатхат, построенный еще в YIII веке, но с тех пор подвергавшийся неоднократным переделкам, последний раз - уже в XX веке. Полагают, однако, что снаружи он остался сравнительно нетронутым; здесь можно говорить о сочетании элементов монского искусства и искусства Шриваджайя, вобравшего в себя также и формы яванского искусства. Это кирпичный храм, покрытие которого ступенчато сужается кверху, как и в старейших, сохранившихся (YII-YIII вв.) постройках на Центральной Яве. Здесь, однако, небольшие дагобы и скульптуры размещены неравномерно и поодиночке. Впечатление высоты усиливает соответственно больших размеров дагоба, увенчанная длинным шпилем. Все покрытие напоминает ступу; сочетание ступы и башни создает своебразную форму. Нечто близкое можно найти в некоторых сооружениях Пагана в Бирме. Сравнимы с постройками Шриваджайи и некоторые памятники тьямов. Следует при этом помнить, что Шриваджайя была морской державой и влияние ее могло распространиться широко. Не должны удивлять синкретические черты этого искусства. Здесь встречаются и буддийские и индуистские элементы. Искусство Шриваджайи вобрало в себя и опыт индийских скульпторов (например, большие каменные изваяния в Те Кра Па). С другой стороны, оно дало новые импульсы искусству монов Таиланда. Сильное влияние Шриваджайи сказалось на всей школе Донг Си Маха пот в Таиланде (XY в.). Среди наиболее значительных скульптур Шриваджайи следует назвать бронзовые фигуры Авалокитешвары, относящиеся к сравнительно раннему времени, примерно  к YIIIв., и Будды, охраняемого многоголовым нагом, - так называемый Будда Мучхилинда, относящиеся к XIIIв. Обе фигуры из Чайи, которая в YIII в. принадлежала Шриваджайе. В то время как Авалокитешвара явно напоминает индийские образцы, Будда на наге, хотя и снабженный кхмерской надписью, носит черты синкретических тенденций Юго-Восточной Азии. Сам наг при этом напоминает кхмерские образцы.

В XI-XIII вв. государство восточных монов подверглось военным нападениям кхмеров; как следствие этого, здесь возникла разновидность провинциального кхмерского искусства. Резиденцией кхмерских губернаторов стал город Лопбури. Поэтому весь этот период называется периодом Лопбури. Особенно большое значение для дальнейшего развития Таиланда имело кхмерское религиозное влияние. Моны оставались верны хинаянскому учению. Теперь, однако, в Таиланд проникли индуизм и махаянистский буддизм. Произошло взаимопроникновение старых и новых религий, которое особенно сказалось на скульптуре Лопбури, где преобладают статуи Будды. В них уже заметны некоторые новые черты, напоминающие тип Будды на наге или новый тип Будды в княжеских украшениях, явно восходящий к махаянистскому искусству кхмеров. Многие скульптуры этого времени, найденные в Таиланде, по общему стилю не отличаются от аналогичных камбоджийских.

Здания, на которых сказалось кхмерское влияние, по большей части были позднее переделаны в тайском стиле. Самые северные области, занятые монами, вообще не испытали кхмерского влияния.

В 1287 году три могущественных тайских племени вступили в союз, с тем чтобы подчинить себе северные и центральные области страны монов. Центрами нового тайского государства стали три города: Сукхотаи, Саванкхалок в  Центральном Таиланде, к востоку от реки Менам, и Чиенгмай на севере. Тайские племена проникли и в Бирму, осев там на крайнем севере  и получили известность как большие таи, позднее – как шан. Собственно, лишь теперь, к концу XIII века, начинается история тайского искусства. Большой интерес представляет его религиозная основа. К тому времени, север Индии и часть Декана стали оплотом ислама, тогда как племена таи находились под влиянием буддизма еще со времен своего пребывания Юньнани и первых соприкосновений с монами. Теперь из многих источников нам уже известно, что тайцы ориентировались на Цейлон, как на страну, которая хранила наибольшую верность буддийскому учению.

Первый знаменитый правитель Сукхотаи, Рама Камхенг (1283-1316), сын  основателя нового государства и крупный полководец,  подчинил себе большие районы Юго-Восточной Азии, вплоть до южной части Малаккского полуострова. Его сын Лутай был пламенным буддистом и заслужил достойный буддийского правителя титул Дхар мараджи. В период его правления особенно укрепились связи с Цейлоном. На севере Таиланда,  правитель Чиенг Мая Ку На, в XIY веке с помощью посвященного в сан на Цейлоне монаха по имени Сумана, также внедрил сингальский буддизм. Сумана, видимо, основал храм Ват Пра Юн, сооруженный в 1369 году вблизи Лампуна. Четыре стоящие там статуи Будды, сделанные по поручению Суманы, стали образцами для северо-таиландского искусства, которое в течение столетия, также под влиянием Сукхотаи, достигло большого расцвета.  Следует добавить, что отношения между тайскими княжествами и Цейлоном были столь тесными и длительными, что в 1750 году из Цейлона в Таиланд было отправлено посольство, чтобы пригласить тайских монахов помочь реформировать и укрепить цейлонский буддизм, пришедший в плачевное состояние за время колониального господства. В Шри Ланке до сих пор сохранился монашеский орден, название которого, «Сиам никайя», напоминает о его тайском происхождении.

Обнаруженный в 70-х годах 19-го столетия в храме Ват Махатхат в Саванкхалоке кирпичный Будда XIII  века близок сингальским статуям Будды. Например, сидящему Будде из Галл-вихары в Полоннаруве. В то время и на Цейлоне, большие статуи Будды делались из обожженного кирпича, но от них сохранились лишь остатки. Сидящая статуя из Ват Махатхата имеет в высоту 9 м. Край одежды ниспадает Будде на грудь. Строгость стиля, удачно переданное состояние самоуглубленности указывают на связь скульптуры с сингальскими образцами. Несмотря на это, а также отчасти на бирманское влияние, искусство Сукхотаи имеет свои черты. Оно создало новые образцы, получившие распространение в Юго-Восточной Азии, - например, тип «шагающего Будды», удивительно динамичную, очень грациозную, мягких очертаний фигуру.

Архитектура Таиланда претерпела важные изменения по сравнению с древним периодом. Прежде всего ослабло кхмерское влияние, и некоторые большие сооружения – например, уже упомянутый храм Ват Махатхат в Скухотаи, построенный в первой половине XIY века царем Лутаем, - представляет собой характерную смесь храма-башни и ступы. В Таиланде такие переходные формы между храмо-башней и ступой, с внутренними помещением для культового изображения, отличаются от настоящей ступы, имеющей лишь небольшое святилище, и называются «пранг». К сожалению, и это прекрасное произведение подверглось сильной переделке. Центральное здание, окруженное ступами (примерно в три четверти его высоты), стоит на одной с ними террасе; в плане оно четырехугольное, средняя его часть поднимается вверх, сужаясь, переходит от четырехугольной формы к круглой и завершается соответственно уменьшенным узким повторением ступы с заостряющимся еще дальше шпилем. Позднее в зданиях такого типа основание тоже стало круглым. Ват Махатхат снаружи в средней части украшен гипсовыми рельефами в нишах. В их реставрации участвовали, по-видимому, сингальские художники и ремесленники, которые принесли сюда цейлонский стиль, близкий гипсовым украшениям Полоннарувы.

В 1296 г. Столицей северного тайского государства был Чиенгмай. Новое государство называлось ЛаннА. Здесь, по-видимому, вначале получил развитие монский стиль. При царе Тилокарте, выдающемся правителе Ланны, около середины XY века был сооружен монастырь Чет Йот. Многие постройки этого монастыря, например, зал для собраний монахов, были созданы из недолговечных материалов и не сохранились. Однако, сохранилось наиболее значительное сооружение – уменьшенная копия храма  Махабодхи из Бодх-Гаи. Средняя часть этого стоящего на цоколе здания украшена снаружи двумя рядами гипсовых фигур, помещенных между колоннами. Можно даже предположить, что царь Тилокарат посылал монахов в Бодх-Гаю и они достали оттуда копию статуи Будды. С тех пор, в течение второй половины XY в., этот Будда в позе ваджрасана с характерно вывернутыми  вверх пятками подогнутых под тело ног, служил образцом для произведений тайского искусства.

В 1461 г. Царь Тилокарат на короткий срок подчинил себе город Сукхотаи, и с тех пор определенные  типы изображений появляются в искусстве Ланна: например, Будда в княжеских украшениях и Будда с языком пламени, поднимающимся над ушнишей (возвышением на темени). Последний тип весьма распространен в позднем искусстве Таиланда, а также в современном ему искусстве Цейлона.

Уже в XIY столетии в нижнем течении Менама князь Утонга, подчинявшийся до этого Сукхотаи, основал новую столицу  - Аютию. Княжество Утонг было небольшим и, хотя существовало долго, вначале не имело большого значения. Аютия стала вскоре центром государства, которое распространило свое влияние на Центральный Таиланд и на юг – на часть Малаккского полуострова. Но лишь во второй половине XY в., когда было нанесено поражение кхмерской империи Камбуджадеша, тайское государство со столицей в Аютие стало одним из наиболее значительных  в Юго-Восточной Азии. Долгий период политического усиления тайцев окончился после того, как в 1767 г. Бирманцы окончательно разрушили Аютию, куда уже приходили как завоеватели и раньше, в 1469 г.

По стилю период Аютии делится на несколько фаз. Ранняя фаза Утонг, вобравшая в себя монские, кхмерские и сукхотайские элементы, охватывает XIII-XY века; она начинается, таким образом, еще до возникновении собственно Аютии. За ней следует вторая фаза – период Лопбури, - скоро включившая в себя так называемый стиль Аютии. Здесь кхмерские или лопбурийские элементы сплавились с традиционным тайским искусством и создали новый стиль, сохранившийся с середины XY века до конца XYIII-го. Последний стиль тайского искусства  назван по имени новой столицы, ставшей центром государства  в 1782 году, - это так называемый бангкокский стиль.

В архитектуре, наряду с более древним прангом, еще со времен Аютии занимает свое место ступа. Образец ее - в монастыре Ват Сри Санпет, заложенном в XY в.

Построенный в 1424 г. пранг Ват Рат Бурана представляет известную форму башни-храма, возведенного здесь на двойной основе: вестибюль, увенчанный маленькой ступой, служит входом во внутреннюю целлу.

Благодаря этому, одна из четырех сторон, а именно восточная, где расположен вход, выдвигается далеко за переделы квадрата так, что общий план храма становится крестообразным. Башня делится на несколько частей: цоколь, средняя часть с целлой, которая снаружи украшена большими фигурами Будды, стоящих в нишах, - по одной на каждой стороне, кроме восточной, - и, наконец, характерное для пранга покрытие. Горизонтальное членение этого сравнительно высокого, но мягко закругляющегося кверху покрытия не нарушает, однако, общих круглых очертаний здания, благодаря чему пранг, в отличие от старинных построек с пирамидальными или ступенчатыми крышами, производит впечатление ступы.

Характеризуя тайское искусство, нельзя не упомянуть о большом числе бронзовых статуй, которые, особенно со времен Сукхотаи (ок. XIII-XIY вв.), во все большей степени представляют своеобразие тайского стиля; многие из них попали в зарубежные собрания и музеи. Сидящий Будда в позе прикосновения к земле (бхумиспаршамудра), шагающий Будда, Будда в княжеских украшениях, множество отдельных от статуй голов Будды, в наибольшей степени характеризуют искусство Таиланда, примерно так же, как южно индийская бронза долгое  время представляла индийское искусство в европейских собраниях.

Самые прекрасные из этих тайских скульптур отличаются от более древних скульптур монской и кхмерской эпох,  своеобразно  сужающимися, очень выразительными лицами. Богато стилизованная уже в древней каменной скульптуре прическа превращается в своего рода колпак с рядами упорядоченно расположенных завитков. Ушниша, являющаяся приметой Будды, становится все выше, острее и постепенно явно превращается, как и у Будды, в княжеских украшениях, в корону.

Бангкокский период  продолжается до нашего времени. После нашествия бирманцев в конце XYIII века к власти пришла новая династия, которая является правящей в Таиланде и поныне.

В искусстве по-прежнему продолжаются древние традиции, вступающие в резкое противоречие в европейским и американским влиянием, которое стало особенно чувствоваться в Таиланде после второй мировой войны. Поскольку Таиланд избежал колониального угнетения (временами он был даже закрыт для иностранцев), национально-освободительное  движение здесь развито было меньше, чем в других странах Юго-Восточной Азии.

История таиландского искусства отражает историю этой страны, которая была перекрестком торговых путей в Юго-Восточной Азии и служила предметом споров для своих соседей: бирманцев на западе, индонезийской династии Шривиджайя на юге и могущественных когда-то кхмерских царей на востоке.

В области изобразительного искусства кхмерское влияние было наиболее сильным. Родственные же монские народы в Таиланде и Бирме хотя и внесли вклад в становление тайской культуры, однако, по-видимому, не настолько яркий, чтобы можно было бы говорить о существенном влиянии монов Бирмы на Таиланд.

Таиланд, если не считать коротких периодов, оставался верен буддизму, оплотом которого его можно считать наряду с Шри Ланкой и Бирмой.

Такая верность и упорство дались, однако, недаром. На смену некогда творческой, своеобразной деятельности пришли окостенение, консерватизм, привязанность к найденным однажды формам, утрата художественной фантазии. Хотя количество произведений не уменьшалось, качество их падало: господствовали застывшие каноны и традиции.

Надо отдавать себе отчет в положительных и отрицательных сторонах такого развития. В Таиланде нет ни Ангкор Вата или Байона, ни Боробудура. Как и всюду в Юго-Восточной Азии, в основе тайской цивилизации, лежит индийская культура. Но, как и в Бирме, в Таиланде это влияние исходит не только от самой Индии; посредником во все большей степени являлось, прежде всего, тхеравадское искусство и культура Цейлона, а также искусство монов и кхмеров.



{SHOW_TEXT}

Домициан Литература эпохи Возрождения Культура цыганского этноса Общие черты литературы древней Японии Культура коренных народов Сибири Литература Древнего Египта Культура Киевской Руси домонгольского периода Взаимоотношения между философией и богословием в эпоху возрождения Первобытное искусство Отличительные особенности культурно-исторических периодов Древнего Египта 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия