Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Культурно-государственные реформы императора Цинь

 

Введение

В III в до н.э. мелкие государства Китая объединяются в большое могущественное государство, во главе которого становится династия Цинь. Взойдя на престол в 246 до н. э. и победив своих соперников, Цинь Ши хуанди совершил завоевательные походы в соседние государства, нанес им сокрушительное поражение и объединил большие территории в единую империю, приняв титул Цинь Ши хуанди, что значит «Первый император династии Цинь».

Воз­можность широкого применения рабского труда в условиях централизованного госу­дарства позволила проводить строитель­ство многочисленных дворцов и храмов, крупных ирригационных сооружений и каналов. Замечательным памятником этой эпохи является знаменитая Великая Китайская стена, воздвигнутая на протяже­нии 740 км по северной и северо-запад­ной границам государства, до настоящего времени остающаяся величайшим крепостным сооружением.

Придя к власти в 221 г. до н.э. первый император династии Цинь (Цинь Ши хуанди) создает централизованное деспотическое государство. Реформируя государствен­ное устройство, Цинь Ши хуанди поделил территорию страны на 36 крупных админи­стративных округов, во главе каждого поставив начальника, подчиняющегося непосредственно императору. Было введено единое законодательство, в основе которого лежала система поручительства стороны членов семьи. «Если один чело совершает преступление, то наказанию подвергается вся его семья». Таким наказанием за преступление родственников обычно было превращение в государственных рабов. Что касается наказаний преступления, то они отличались крайней жестокостью. Применялось несколько видов смертной казни.

Войны с соседями, грандиозные строительные работы обескровили государственную казну, а увеличение налогов значительно усилило социальную напряженность в обществе.

Методы централизации и укрепления империи

Как только завершилось завоевание древнекитайских царств Цинь Ши хуанди. Провёл ряд мероприятий, направленных на внутреннее укрепление и централизацию империи. В масштабе всей империи были проведены административная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна в царстве Цинь.

Цинь Ши хуанди начал с уничтожения границ прежних царств. Раньше жители каждого царства называли себя именем своего царства. Теперь же по приказу Цинь Ши хуанди империи стали называться черноголовыми» – хэшоу. Ци­ньская империя была разделена на 36 областей – цзюнь (после завоеваний на юге Китая здесь было создано еще 4 области), подразделявшихся на уезды – сянь. Во главе каждой области стояли два управителя – представители гражданской и военной власти, назначаемы из столицы. В основу организации системы государственного управления были положены принципы учения фацзя. Все чиновни­ки должны были руководствоваться твердо установленны­ми едиными законами для наблюдения за действиями государственного аппарата назначались особые чиновни­ки – инспектора – цзяньюйши, которые рассылались по всей империи, но подчинялись только самому Цинь Ши хуанди.

Введенные при Цинь Ши хуанди, по примеру Шaн Яна, чрезвычайно жестокие законы сурово карали за малейшие проступки. Многие преступления наказывались, мучительными казнями: отрезанием носа, разрубанием колен, вырыванием ребер. Обезглавливание было наиболее легким ви­дом смертной казни. Существовали такие наказания, как разрубание пополам, разрывание колесницами, захоронение заживо, разрубание по частям и др. Особенно серьезные преступления карались казнью не только самого виновного, но и всех его родственников в трех поколениях. Прежняя аристократия завоеванных Цинь Ши хуанди царств была поставлена под строжайший надзор имперских чиновников. Согласно данным источников, в 220 г. до н.э. 120 тыс. аристократических семей из числа наиболее богатых и знатных были насильно переселены в столицу империи – город Сяньян, где они находились под посто­янным контролем соглядатаев императорского двора. Все те, кто противился мероприятиям императора, подверга­лись мучительной смертной казни, а члены их семей обра­щались в  государственных рабов.

Прежние аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности, стали отныне богатство и государственные заслуги.

С целью ослабления своих внутренних врагов Цинь Ши хуанди приказал отобрать все оружие у частных лиц и пере­лить его в бронзовые колокола. Эта мера должна был обезоружить представителей прежних царских и аристокра­тических родов и пресечь возможность их мятежей. С этой же целью были разрушены все крупные укрепления внутри Китая, которые могли представлять для Циньской империи серьезную опасность в случае восстаний.

Для того, чтобы связать столицу со всеми областями государства Цинь Ши хуанди приказал сооружать дороги и транспортные каналы. Для сохранения дорог были унифицированы оси телег, так как повозки с длинными осям выходили из колеи и портили дороги, проведенные в мягкой лессовой почве. Были введены единые для всей империи меры веса, длины и емкости и проведена денежная реформа, установившая единую монету. Все эти мероприятия способствовали развитию торговли в Циньской империи. Как отмечает историк Бань Гу, с этого времени жемчуг, яшма, черепаховые щитки, денег теперь стали употребляться только золотые слитки и едино образная медная монета.

Деятельность Цинь Ши хуанди коснулась и письменности. По его приказу было установлено единообразное для всей страны письмо. До образования Циньской империи существовало единой формы письменных знаков, в различных частях древнего Китая иероглифы писались по разному. Новое письмо получило название сяо-чжуань. (малое упрощенное письмо). Это циньское письмо послужило основой современной китайской письменности.

Цинь Ши хуанди как строитель

Решив обессмертить свое имя грандиозными сооружения­ми, Цинь Ши хуанди заново отстроил столицу империи город Сяньян (в провинции Шэньси). Для ее украшения Цинь Ши Хуанди не жалел никаких средств. Все самое ценное и редкое, что можно было найти на огромной территории империи: драгоценные камни и металлы, деревья с благо­ухающей древесиной, деревья с древесиной редкой окраской – розовой и зеленой, все это привозилось из отда­ленных мест для украшения императорских дворцов. Сто­лица раскинулась по обоим берегам реки Вэйхэ, через которую был перекинут мост – чудо техники того времени. К северу от реки был расположен собственно город с многочисленными улицами, аллеями, парками и великолепными дворцами императора и высшей знати. К югу от реки Вэйхэ находился императорский знаменитый парк – огромный заповедник, где отдыхали и охотились сам император и его приближенные. В этом парке был устроен дворец, превосходивший роскошью все, что было создано ранее. О размерах его можно судить по тому, что центральный зал дворца вмещал десять тысяч человек. Этот дворец сооружали более 700 тыс. рабов. Императорские дворцы воздвигались по всей империи. Всего при Цинь Ши хуанди было построено около 700 императорских дворцов.

Борьба группировок за власть

Наибольшим влиянием при дворце императора стали пользоваться и представители новой знати – крупные ростовщики и торговцы и одновременно собственники земель, ремесленных мастерских и промыслов, нажившиеся на работорговле  и применении в своих хозяйствах рабского труда. Так как теперь была официально разрешена продажа должностей, имущественная знать получила возможность проникать в государственный аппарат. Эта аристократия богатства занимала решающие позиции в империи Цинь. Она больше всех была заинтересована в проведении меро­приятий Цинь Ши хуанди и всячески их поддерживала, так как создание сильного государства, объединившего разроз­ненную в экономическом и политическом отношении стра­ну, как нельзя более соответствовало ее интересам.

У представителей разных царских родов мероприятия Цинь Ши хуанди вызвали резкое недовольство. Выразителями их настроений стали конфуцианцы. Они открыто осуждали политику правительства, распускали слухи о зловещих примерах, суливших якобы гибель империи. Когда нападки конфуцианцев стали особенно резкими и частыми, против них в 213 г. выступил известный государственный деятель, один из самых преданных помощников Цинь Ши хуанди, ревностный сторонник взглядов фацзя – Ли Сы. Он обвинил конфуцианцев в том, что они рассуждали о древности, чтобы порочить современность. Его выступление положило начало жесточайшим репрессиям против конфуцианцев. По приказу императора все конфуцианские книги подлежали немедленному сожжению. 460 наиболее видных конфуцианцев были казнены, многие были порабощены и приговорены к каторжным работам на постройке Великой китайской стены. После этой кровавой расправы, несмотря на сильнейшее недовольство, при жизни Цинь Ши хуанди никто больше не осмеливался открыто выступать с критикой его действий.

Разорение свободных производителей. Рост рабства

Узаконение в масштабе всей империи свободной купли продажи земли, с одной стороны, положило начало невиданному до сего времени обогащению имущественной знати, концентрировавшей в своих руках крупные земельные владения, а с другой – повлекло за собой массовое разорение cвoбoдных общинников.

Земельная реформа Цинь Ши хуанди рассматривалась позднее древнекитайскими государственными деятелями как зло, повлекшее за собой губительные последствия. Так, сановник Дун Чжун-шy, живший во II - I в. до н.э., писал: «При (династии) Цинь... применили законы Шан Яна, ...отменили (систему) цзин тянь (так называемая система колодезных полей»), под которой, по мнению большинства ученых, следует понимать земледельческую общину. Народ смог продавать и покупать (землю). Тогда поля богатых протянулись и вдоль и поперек, а у бедных ни стало места, где бы воткнуть шило».

Резкому ухудшению, положения свободных производи­телей способствовало крайнее усиление в империи Цинь гнета налогов и повинностей. Создание и поддержка ирри­тационных и транспортных каналов, грандиозные строительные работы, проводившиеся по приказу императора и его чиновников, требовали огромного количества рабочих рук. В этих работах участвовали, помимо рабов, обязанные государственными повинностями земледельцы-общинники. Источники сообщают, что  при циньской династии налоги выросли в  двадцать раз по сравнению с древностью, а рабо­чая и военная повинности – в тридцать раз.

Увеличение податного бремени усилило зависимость земледельцев от ростовщиков. Попав в кабалу к кредиторам, земледельцы были вынуждены закладывать свои участки земли, продавать в рабство членов своих семей, Нои это не спасало их. Окончательно разорившиеся, они продавали свои земли и, оставшись, таким образом, без всяких средств к существованию, вынуждены были прода­вать в рабство и самих себя.

Угроза порабощения увеличилась в связи с введением новых чрезвычайно жестоких законов. Система взаимной ответственности семей, введенная в свое время Шан Яном в царстве Цинь, теперь была распространена на всю империю. Количество государственных рабов из осужденных было столь велико, что историк Бань Гу сообщал: «Осужденные (одетые в красное) заполнили дороги, и тюрьмы превратились в рынки».

Работорговля получила в это время широчайшее распространение: торговали рабами как частные лица, так и госу­дарство. По сведениям источников, (династия Цинь) установила рынки рабоов и рабынь (ну-бэй) вместе с коровами и лошадьми в одних загонах... Дошло до того, что похища­ли продавали людей, жен и детей.

Роль Циньской империи в истории

Опыт проживания огромного количества населения в едином централизованном государстве имел далеко идущие последствия для дальнейшего исторического развития Китая.

Разделение населения по имущественному принципу, решитель­ное проведение мероприятий, способствовавших росту тор­говли и денежного обращения, – все это расчищало путь дальнейшему развитию технологий, способствовало прогрессу общественных отношений.

Именно в период борьбы Циньского царства за гегемо­нию имущественная знать других древнекитайских царств сочувственно относилась к его завоевательной политике и в ряде случаев оказывала ему поддержку.

Мероприятия, осуществленные в Циньской империи, были подготовлены теми социально-экономическими сдви­гами, которые произошли в период V-III вв. до н.э. Многие из них были осуществлены Шан Яном в наиболее передовом в социально-экономическом отношении цар­стве Цинь, Некоторые, но гораздо менее последовательно и решительно, проводились в ряде других древнекитайских царств.

Однако разложение общинных и развитие частнособ­ственнических и рабовладельческих отношений происходило в различных областях древнего Китая неодинаковыми темпами. Если в царстве Цинь эти процессы протекали быстрее и с середины IV в. до н.э. политическая власть в этом царстве фактически оказалась. в руках представителей но­вой, имущественной знати, то в ряде других царств, где пережитки первобытнообщинных отношений продолжали играть очень значительную роль, развитие шло гораздо медленнее. Здесь позиции старой аристократии были еще очень сильны. Проведение мероприятий Цинь Ши хуанди в этих областях древнего Китая было сопряжено с большими трудностями и наталкивалось на сильнейшее противодействие старых аристократических родов и семей. Вместе с тем крайнее усиление в империи Цинь гнета налогов и повинностей приводили к массовому разорению мелких и средних производителей, к нарастанию недовольства этих самых многочисленных слоев населения империи политикой Цинь Ши хуанди.

Не без основания опасаясь взрыва народного возмущения и открытых выступлений старой аристократии, Цинь Ши хуанди установил в стране жесточайший террор. Достаточно было малейшего слуха о высказанном где-нибудь недовольстве правлением императора, чтобы все окрестное население подверглось поголовному уничтожению. Цинь Ши хуанди действовал самыми крутыми и решительными мерами. Как отмечают источники, «управляя подданными (династия Цинь) всецело распоряжалась их жизнью и смертью». Имен­но в силу этого внутренние противоречия империи крайне обострились, что привело к мощному взрыву целого ряда бунтов, положивших конец династическому правлению.

Заключение

На территории всей империи Цинь Ши хуанди ввел единую систему мер и весов, единую монету, единую письменность. Сопротивление центральной власти подавлялось крайне жестоко, с применением самых страшных видов смертной казни. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в государственных рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах.

Цинь Шихуанди, как описывают позднейшие историки, был одержим идеей личного бессмертия. В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках чудесных островов, где все вечно молоды. В конце концов он издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после его смерти его тело еще долго оставалось в тронном зале и церемонии проводились так же, как если бы он был жив.

Китайскими археологами была найдена и раскопана гробница Цинь Шихуанди, представляющая собой грандиозное подземное сооружение. Императора сопровождала в иной мир целая «армия» — 6 тыс. глиняных солдат, вылепленных в рост человека и построенных в боевом порядке.

Установив деспотическую власть в империи, Цинь Шихуанди повел решительную войну с кочевниками-гуннами, нападавшими с севера на его границы. Свою победу он решил навсегда закрепить строительством мощной пограничной стены, получившей название Великой Китайской стены. Стена была создана подневольным трудом рабов и переселенцев, насильственно согнанных на север из других областей страны. Непосильное угнетение народа в правление Цинь Ши хуанди привело к восстаниям, которые после его смерти в 210 до н. э. переросли в народную войну. Война завершилась захватом столицы и падением империи в 207 до н. э.

Список литературы

1.                  Бадан  А. Н., Войнинг И. Е и др., Всемирная история. Становление государств Азии в 24 томах (том 5), Минск, «Современных литератор», 1999, 544 с.

2.                  Гоголев К. Н., Мировая художественная культура, Индия. Китай. Япония, Москва, 2000, 556 с.

3.                  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 3 CD, 2006



{SHOW_TEXT}

Культ предков в Китае Вуду Культ священных животных в Древнем Египте Исмаилиты Зороастризм сегодня Культурно-этнические особенности мировоззрения жителей России Сатира в Древнем Риме Античная драма Александр Македонский Японская литература 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия