Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Культура Древней Индии

 

ВВЕДЕНИЕ

  Одной из центральных проблем понимания древнего мира является осмысление многообразия и уникальности древних культур. Все они, вместе взятые представляют собой единое целое. Именно древние культуры, отличающиеся своей уникальностью и многообразием, в значительной степени повлияли на становление современной цивилизации. Всеобщий интерес к истории и современности Индии постоянно повышается. Очевидно, он связан с ее возрастающим значением как одной из великих держав мира, оказывающей все большее влияние на международные связи и отношения, на экономику, политику и культуру многих государств. Трудно представить себе страну с более богатой мифологией, чем Индия. Вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.

 Одна из древнейших мировых цивилизаций возникла на территории современных Пакистана и Индии. Следы наиболее древней цивилизации ученые относят ко 2-му тысячелетию до н.э. С древнейших времен сохранилось множество памятников культуры, по которым можно судить о богатой духовной жизни общества Древней Индии.

РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

     Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм. Ему на современном этапе следует более 80% населения Индии. Корни этой религии уходят в древность.

1.1. Индуизм

     Индуизм, как отмечают многие российские индологи, в том числе П.А. Баранников и Н.Р. Гусева, представляет собой сложную, исторически сложившуюся систему философских религиозных учений, культов и религиозных сословных и кастовых обычаев индийского общества.  Его исторической традиционной основой является многобожная религия- брахманизм, который на протяжении многих веков реформировался в отдельные ортодоксальные единобожные (шиваизм, вишнуизм) и неортодоксальные течения (буддизм, джайнизм) и в итоге вобрал в себя все то, что, так или иначе, питалось ведическими источниками и корнями.[3, с. 9] 

     Основу религиозных представлений индуистов составляют мифы и эпические герои, собранные в пантеоне индуизма. Их число так велико, что не поддается никакому описанию. Принято считать, что у индусов около 330 миллионов богов. Это и боги, и богини, и герои эпоса (вед), и духи предков (питри), и священные животные, реки, растения, камни, демоны и многие другие. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая  иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма- творец вселенной и всего сущего, управитель и созидатель мира; Вишну - бог-хранитель и защитник людей; Шива- разрушитель и созидатель. Все три бога могли заменять друг друга, подобно тому, как в христианстве в одном и трех лицах  представляется бог-отец, бог-сын и бог-дух святой. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению в индуизме двух направлений - вишнуизма и шиваизма.

Основу индуизма составляют догматы дхармы, кармы, сансары и ахимсы, которые были последовательно разработаны в брахманизме, буддизме, джайнизме.

Дхарма подразумевает под собой порядок, правило поведения индуса, установленное для той или иной касты (джати) или сословия (варны). Основным законом для каждого члена касты является категорический запрет занимать какое-либо положение, которое не соответствует его касте.

Догмат карма берет свое начало из представлений об одушевленности всего окружающего мира, о непрекращаемости жизни души (сансаре) и переселении души из одной телесной оболочки  в другую. Считается, что после смерти душа человека может занять более низкое или более высокое общественное положение в зависимости от того, как он исполнял догматы дхармы при жизни. 

Догмат ахимса представляет собой запрет убивать тех или иных животных. Согласно этому догмату на одних священных животных распространяется полный запрет (корова, крокодил), а на других частичный (баран, овца). [3, с. 16] Культ животных занимает в Индии особое место. Традиционно было запрещено убивать таких священных животных, как корова, обезьяна, собака, кошка, змея.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родиться. При рождении каждому индусу предназначалась определенная варна, т.е. социальная роль.  Термин «варна» обозначает четыре главных сословия, которые сложились в результате разложения первобытнообщинного строя. С самого начала сложилось всего лишь три варны- брахманов (жрецов), кшатриев (военачальников) и вайшьев (ремесленников, торговцев, земледельцев). Но по мере развития классового общества сформировалась еще одна Варна, называемая шудрой. Эта Варна считалась  низшей. К ней относились рабы, военнопленные. Но кроме шудров в Индии существовал еще более низкий слой-парии, или неприкасаемые. Эти люди были совершенно изолированы от представителей других каст. Они жили в изгнании, в пределах недосягаемости. В индуизме было принято считать, что человек не может переходить из одной варны в другую.

Главными произведениями индуизма является «Бхагавадгита» - часть эпической поэмы «Махабхарата». Оно является одним из главных произведений древнеиндийской литературы.

1.2.Буддизм

   Буддизм - самая древняя из мировых религий, которая все еще оказывает значительное влияние на сознание миллионов людей. Миллионы людей падают ниц перед изваяниями Будды, веря в то, что только указанный им путь ведет к спасению. Буддизм имеет свою большую историю.

Буддийская религиозная литература сообщает, что после бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из них добродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительную миссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал для своего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама (отсюда его родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500-600 лет до н.э. в долине Ганга, в среднем его течении. [2, с. 10]

Буддийские священные книги содержат не мало легенд, повествующих о появлении Будды на земле, его пути к совершенству. Все основные биографии Будды появились не ранее II–III вв. н.э. Их составители для составления биографии пользовались источниками, канонической литературой, составление которой приписывается самому Будде и его ученикам. Самая ранняя из них (II в. н.э.), по мнению исследователей – Махавасту, написанная на смешанном санскрите. В первой части подробно описывается ад со всеми мучениями, затем раскрываются этапы, которые должен пройти человек для того чтобы спастись. Во втором и третьем томах последовательно излагают земную биографию Гаутамы-Шакьямуни, начиная с его рождения и кончая «великим прозрением».

Важнейшим из положений учения буддизма является вера в переселение душ или перевоплощение. Легенда о Будде исходит из той же предпосылки. Одно из существ – Будда прошел через бесконечное множество этих перевоплощений, причем великое множество образов, которых сменил Будда, принадлежат низким сословиям (пастух, резчик, каменщик, погонщик слонов, танцовщик и т.д.). Наверное, потому эта религия привлекала внимание людей всех сословий. Главная цель буддизма - это избавление от страданий путем отказа от желаний и достижение «высшей истины» – нирваны. Буддизм отвергает брахманскую религию, присущее ей кастовое различие людей и жертвоприношения богам. Буддизм отвергает существование величественного существа – Бога, а исповедует надлежащие правила великого учителя, которые приведут к спасению. Буддизм ищет освобождение от страданий в нравственном усовершенствовании, которое достигается путем ухода от мирских благ и суеты в нирвану.

Буддизм разделяет все живые существа на три большие категории, основанные на том, какое место занимают они на лестнице спасения.  Первая из них – это кама-дхату («ступени имеющих желание»). К этой категории относится большинство людей, животных, различных духов. В сознании этих существ еще не подавлены «стремления» и «жажды», они полны земных забот. Ко второй категории – рупа-дхату («ступень имеющих чувственность»)- относят несколько разновидностей мудрецов-созерцателей. В их сознании элементы «желания- надежды» уже успокоены. Последняя категория - арупа-дхату («ступень нечувственных») - такое состояние, при котором не сохранилось ни одного чувственного элемента. Это последний шаг к окончательной победе над сансарой, шаг в иное бытие.

Каждому, кто попадает в страну, население которой исповедует буддизм, прежде всего, бросается в глаза его культовая сторона. Величественные храмы разнообразной архитектуры, наполненные изображениями божеств буддийского пантеона. Росписи на стенах, рисующие эпизоды из «земной биографии» Будды или из истории его «прежних перерождений». Прямо под открытым небом возвышаются колоссальные статуи Шакьямуни. Пышные богослужения сопровождаются разноголосыми трубами звуками труб и грохотом барабанов. Иногда одетыми фантастические костюма и устрашающие маски монахами разыгрываются целые пантомимы. Многолюдные процессии следуют за выносимыми из храмов священными реликвиями. [2, с. 27] Именно так выглядят религиозные шествия в Индии.

И так, мы ознакомились только в общих чертах с очень многосторонним понятием «буддизм». Мы увидели, что эта религия, которая в течение многих столетий служила жизненным руководством сотен миллионов людей,  и по сей день привлекает к себе внимание, а кое-где и господствует еще над сознанием верующих, не является ни «глупостью», ни «пустой выдумкой», ни «великой мудростью», способной ответить во все времена на все ставящиеся жизнью вопросы.

2. ФИЛОСОФИЯ, ЛИТЕРАТУРА

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке одним из крупнейших древне - индийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщий относительности или “всеобщей относительности” или” всеобщей пустоты”, а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух периодов характерна устная передача текста.  Древнейшим памятником индийской словесности являются веды.  Они являются главным источником изучения мифологии, верований, жизни и быта племен, населявших страну. Веды формируются  с конца 2-го по начало 1-го тысячелетия до нашей эры. Веды - это сборники гимнов и жертвенных формул, трактаты. Ведические тексты — это литература пре­имущественно ре­лигиозного содержа­ния, хотя ведические памятники не только являются ценным источ­ником информации о духовной жизни того времени, но и содержат много сведений об экономиче­ском развитии, классовой и социальной структурах общества, о степени познания окру­жающего мира и о многом другом. Веды отражают господство политеизма в религии индийцев. Они содержат имена более трех десятков богов. Ведическая литература формировалась в течение дли­тельного и сложного исторического периода, который начина­ется с приходом индо­европейских ариев в Индию, их посте­пенным заселением страны и завершается воз­никновением первых государствен­ных образований, объединяющих обширные терри­тории. Традиционно ведическая литература разделяется на не­сколько групп текстов. Прежде всего, это четыре Веды, ста­рейшая и важнейшая из которых  — Ригведа (знание гимнов) — сбор­ник гим­нов, который форми­ровался относительно длительное время и оконча­тельно сло­жился к XII в. до н. э. Несколько более поздними являются брахманы (возникающие примерно с X в. до н. э.) — руко­во­дства веди­ческого ритуала, из которых важнейшее —   Шата­пат­хабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического пе­риода пред­ставлен очень важными для познания древнеин­дийского религиозно - философского мышления упанишадами.

Первые упанишады были созданы в VII-III вв. до н.э. Староиндийская традиция на­считывает их в целом 108, сегодня известно около трёхсот различных упанишад. Старейшими и важнейшими явля­ются Брихадараньяка, Чхандогья, несколько более поздними — Айтарея, Каушитаки и ряд других.

Главную роль в них играет учение о мистическом знании, которое можно достичь при помощи медитативной практики. Особое место в упанишадах занимает, прежде всего, новое истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия выступает универсальный принцип — безличное сущее (брахма), отожде­ствляемое также с духовной сущностью каждого индивида (атман). В упанишадах брахма является абстрактным принципом, полностью лишённым прежних ри­туальных зависимостей и предназначенным для постижения вечной, многоликой сущности мира. Понятие атман используется для обозначе­ния индивидуальной духовной сущности, души, которая, отождествляется с универсальным принци­пом мира (брахма). Упанишады имели большое влияние на развитие после­дующего мышления в Индии. Прежде всего, учение о сансаре и карме становится исходным положением для всех после­дующих религиозных и философских учений, за исключением материалистических.

Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии - «Махабхарата» и «Рамаяна».  «Махабхарата» описывает великую войну за власть между двумя древними родами Кауравов и Пандавов.  В этой грандиозной битве участвуют все живущие на земле и небе - боги и духи, люди и звери. В эпической поэме «Рамаяна» рассказывается о том, как принц Рама с помощью войска обезьян спасает свою жену Ситу, похищенную царем демонов-людоедов Раваной.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанная на фольклоре. Этот сборник был переведен на многие языки, в том числе и русский. Из литературы, относимой к буддийской, ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (I-II век н.э.), который написал поэму «Буддхачарита». В V в. н.э. выдвигается величайший драматург древней Индии Калидаса. Из его драм особую известность получила «Шакунтала», названной по имени главной героини, прекрасной отшельницы, которую любил царь.

3.АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ

Начало исторического периода в развитии культуры Индии принято датировать VI в. до н.э., но первые памятники индийской архитектуры появляются во втором тысячелетии до н.э. Здесь еще в доисторический период возникают основанные на регулярной планировочной схеме города с домами из обожженного кирпича, с широкими замощенными улицами, а также канализацией.  Раскопки, начатые в 1921 году индийским археологом Д.Р. Сахни, позднее Р.Д. Банерджи и многочисленными экспедициями из разных стран, открыли, что более 4 тысяч лет назад в бассейне Инда существовала высокоразвитая городская культура. Наиболее сенсационные открытия были сделаны в Хараппе (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро ("Холм мертвых"), а также в городах Чанху-Даро, Калибанган, Банавали, Суркотада и Лотхал.

О культуре Северной Индии середины 2-го – середины 1-го тысячелетия до н.э. позволяют судить литературные источники, например, веды. Но кроме этого сохранились различные скульптурные и живописные изображения более позднего периода. В этот период постройки сооружались из дерева, глины и тростника. Их формы и типы легли в основу архитектуры каменных храмов и других сооружений последующих веков. Регулярная планировка была присуща городам Матхура, Паталипутра и другим- центрам образовавшихся в середине 1-го тысячелетия до н.э. рабовладельческих государств. Расселение в них производилось по кварталам, соответственно делению общества на варны. [1, с.228]

Самые древние из сохранившихся памятников древнеиндийской архитектуры относятся ко времени господства династии Маурьев. В городах возводятся крупные комплексы крепостей, дворцов. Наиболее примечателен дворец царя Ашоки в Паталипутре. Кроме этого возводятся буддийские ступы, пещерные храмы и монастыри.

Идеальная схема индийского храма складывается из больших, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, окруженных стенами с монументальными воротами (торана), ведущими на четыре стороны света. В центре располагалось святилище- храм с пирамидальной крышей, а рядом с окружающими комплекс стенами - второстепенные постройки. Размещение отдельных зданий и сооружений отвечало индийским представлениям об устройстве мира - земля, со всех сторон окруженная океаном, символом которого была система бассейнов, окружающих храм. Ограждающие стены символизировали горы, а святилище выражало собой космическую вершину мира. [4, с. 20-22] Своими размерами и разнообразием храм напоминал город. Здесь жили священники, торговцы, служащие при храме, танцовщицы, музыканты.

Своеобразным видом индийского храма были чайтьи. Чайтьи представляли собой вырубаемые в скалах святилища. Они относятся к самым ранним типам архитектурных сооружений. Они имели характерную арку на фасаде и колонны с базами в форме луковиц и капителями в форме колокола. Кроме храмовых сооружений создаются также монастыри, которые назывались вихара. Они обычно включали в себя квадратный зал, к которому примыкали кельи монахов. Оба типа сооружений в течение времени претерпевали изменения.

Очень интересна с архитектурной точки зрения ступа, которая представляет собой сооружение в форме полусферы. Наиболее известной является ступа в Санчи.  Это одна из самых древних построек в Индии. Считается, что она была построена с третьего по первый века до нашей эры. Это величественное сооружение имеет вид сферического купола, который покоится на круглой платформе довольно больших размеров. Примечательно, что данное строение древних индийцев не имеет внутри никаких помещений и пустот, т.е. она сплошная. В свое время на вершине ступы находилась небольшая надстройка для хранения реликвий буддийского культа. Для постройки этого здания строители использовали кирпич- сырец, который затем облицовывали обожженным кирпичом. Ступа окружена каменной оградой с четырьмя воротами, декорированными скульптурным рельефом и строго ориентированным по сторонам света. [5, с. 61]  Также не менее известны ступы в Бхархуте и Боробудур на Яве.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры. Наиболее крупными являлись гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство скульптур носило религиозный характер. Наиболее распространены скульптурные изображения Будды. Известны два типа его изображения. В одной из них он предстает стоящим в широкой одежде с протянутой в благословляющем жесте рукой. Другой тип- Будда, сидящий со скрещенными ногами, с полузакрытыми глазами и улыбкой на сомкнутых устах. Он погружен в состояние глубокого созерцания и полон величавой отрешенности.  Статуи Будды выражают полный покой и умиротворение. Однако, это особый покой, его лицо обращено не к миру- страданию, а к будущему «освобождению», к нирване. Также к числу ранних памятников каменной скульптуры относится «Львиная капитель» (около 243 г. до н.э.) колонны Ашоки в Сарнатхе: четыре льва, повернутые спинами друг к другу. Это изображение в последствии стало национальным символом Индии. Одним из любимых образов мастеров является образ духов плодородия - якшинь, которые изображались в виде юных гибких девушек, качающихся на ветвях.

Искусство живописи в Индии очень древнее. Умение рисовать считалось одним из признаков образованности, множество упоминаний о росписях дворцов содержится  в литературе. О живописи Древней Индии можно судить по сохранившимся настенным росписям в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе, который состоит из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений.  Кандидат исторических наук, религиовед В.А.Руднев так рассказывает об изображениях Аджанты: «Сюжетами росписей являлись по существу не только народные сказания и легенды о Будде (джатаки), но и все многообразие реальной жизни и быта индийцев того периода, их мифология и история, быт и нравы, мир животных и растений, бытовые сцены, жизнь городов и деревень, народные праздники и торжества, шествия слонов, пестрые людские толпы на городских улицах, брахманы, аскеты и нищие, сцены из жизни царей и членов царской семьи. Росписи Аджанты поражают жизненно правдивым изображением не только земных образов, но и демонов, небесных дев-аспар и бодисатв».[3, с. 138]Все рисунки отлично сохранились, потому что индийские мастера хорошо знали секреты стойких красок. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажа. Так, например, боги и цари всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство различных районов Индии.

                                             4.МАТЕМАТИКА, АСТРОНОМИЯ, МЕДИЦИНА

Еще в глубокой древности население Индии создало высокоразвитую культуру, которая не уступала таким очагам мировой цивилизации, как государства Месопотамии и Древнего Египта. Сведения о науке Индии первого тысячелетия до нашей эры крайне скудны. Имеются некоторые данные об астрономических и математических знаниях этой эпохи. Большого развития наука достигла во времена династии Гупта.

 Почетное место в истории математики занимает ученый Арьябхата(V- нач.VI в). Ему принадлежит одно из первых решений в целых положительных числах линейного уравнения с двумя неизвестными при помощи способа непрерывных дробей. Арифметические операции включали также арифметические дроби. Ученый знал значение «пи». Именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной, т.е. с нуля. Эта система легла в современную систему нумерации и арифметики.  Выдающимся достижением индийской науки является таблица синусов для вычисления местонахождения планет. Такие понятия как «цифра», «синус», «корень», появились именно в Индии.

Древнейшие трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Согласно астрономическим представлениям этого периода Земля неподвижна, а вокруг нее вращаются по круговым орбитам Солнце, Луна, планеты, звезды.  Арьябхата высказал мысль, что Земля- шар и вращается вокруг своей оси. Движение небесных тел вычислялось довольно точно. Была  известна разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара.

Кроме математики и астрономии в Древней Индии развивалась и медицина. Ценным источником медицины является «Аюрведа» (IX-III вв. до н.э.). Высокого уровня достигли анатомия, терапия, хирургия. Выдающимися врачами своего времени считались Дживака (VI-V вв. до н. э.) и Чарака (I в. н.э.). Особенно высокого уровня достигло хирургическое искусство. Создано более 200 хирургических инструментов. Санскритские медицинские трактаты учили очищать раны, использовать обезболивающее в операциях. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведе.

Наука очень почиталась в Индии. Это отличительная черта индийской культуры. Необходимо отметить, что в Индии приезжали учиться специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно-философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура Древней Индии оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. Письменность регионов Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии сложилась именно на основе индийской, а в местные языки вошло много индийских слов.  Большое значение имела и наука. Многие открытия и изобретения, которыми люди пользуются и по сей день, были сделаны именно в Индии. Буддизм распространился далеко за пределы страны и был признан одной из мировых религий. В более поздние века индийская культура оказала большое влияние на выдающихся европейских писателей.  Неравнодушными к этой стране были И.Гете, Г.Гейне, Л.Толстой и многие другие. Так в России в 1778 году был сделан перевод «Бхагавадгиты», в 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала». Также переводами древнеиндийской литературы занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Бунин, Блок.

В современной Индии с особым почтением относятся к культурному наследию. В этой стране прижились многие древние традиции, которые составляют общекультурный фонд индийцев. 

Литература

1.Большая Советская Энциклопедия (В 30 томах). Гл. ред.

   А.М. Прохоров. Изд. 3-е.-М., «Советская Энциклопедия», 1972

   Т. 10 Ива-Италики .1972. 592 с.

2. Кочетов А.Н. Буддизм. - М.: Изд-во «Наука»,1983.- 176 с.

3. Руднев В.А. По историческим и культовым местам Индии.- М.: Изд-во     

    «Наука»,1980.- 162 с.

4.Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры/ Пер. с                      

    чеш. В.К. Иванова; Под ред. В.Л. Глазычева.-2-е изд.-М.:Стройиздат,

    1987.-296 с.

5. Шедевры архитектуры/ Автор-сост. Плешаков С.А..-М.: Вече, 2002.-

      208 с.



{SHOW_TEXT}

ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ Теория культуры Первобытный человек и начало его общественного существования Эпос о Гильгамеше Законы Хаммурапи Культовые постройки Дренего Египта Представление о загробном мире в Древнем Египте Влияние религии на общество Буддизм и его влияние на культуру Христианство эпохи гонений 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия