Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Золотая Орда

 

Введение

Целью данного реферата является изучение культуры моногло-татарского государства – Золотая Орда.

Золотая Орда - монголо-татарское государство, основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Севрный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с первой полполовины XIV в. — Сарай-Берке (Н. Поволжье). В XV в. распались на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.

Изучение Золотой Орды является одной из традиционных тем русской и советской исторической науки. Интерес к ее истории связан с решением целого ряда конкретных проблем, касающихся не только путей развития самого кочевнического общества, но также и его взаимодействия с окружавшими оседлыми народами. На протяжении длительного времени Золотая Орда играла особую, крайне реакционную роль в политическом, общественном и культурном развитии разнообразного и многочисленного населения обширного историко-географического региона.

Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру разносили путешественники и торговые караваны, правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду, их своеобразных обычаях, культуре и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения. И сегодня интерес к нему не ослабел, и его история и культура уже давно изучается во многих странах. Но до сих пор в оценке многих политических и бытовых сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются самые противоположные мнения.

Явная и резко отрицательная роль Золотой Орды в истории Руси в первую очередь бросается в глаза при ознакомлении с любым источником, раскрывающим их взаимоотношения. В результате в науке создалась такая ситуация, когда по большей части изучалась не столько сама Золотая Орда, а ее влияние на Русь и их взаимоотношения. Любой положительный факт по отношению к государству монголов казался немыслимым и подвергался сомнению. Но несмотря, ни на что, золотоордынская тематика была и осталась одной из традиционных в российской дореволюционной, а затем и советской исторической науке. Без знания истории и путей развития огромного, мощного, во многом необычного и в полном смысле слова кровожадного государства нельзя понять многих сторон сложения и роста средневековой Руси, нельзя полностью оценить течение событий европейской политики в XIII-XV вв.

Образование государства Золотая Орда

За тридцать лет до появления кочевнических орд под стенами русских городов, в 1206г. на берегу центрально-азиатской реки Онон собрался курилтай (съезд), степной аристократии. Как это часто бывает в истории, вопрос, который он должен был решить, для всех давно был ясен самым категоричным и однозначным образом. Да и кандидатура была всего лишь одна — Темуджин. Требовалось лишь провести формальный юридический акт утверждения каана (верховного правителя) нового монгольского государства. В длительной, жестокой, коварной и изощренной борьбе Темуджин сумел объединить разрозненные и враждующие монгольские кочевые племена в единое государство.

Но не прошло и пяти лет со дня курилтая, объявившего Темуджина Чингисханом, как монгольские матери проводили от порогов юрт своих сыновей, призывая вечное синее небо сохранить им жизнь. Теперь монгольская кровь лилась во славу каана не у родных берегов Онона н Керулена, а за много дней пути от них на юг и на запад. До своей смерти в августе 1227 г. Чингисхан сумел заложить территориальную основу новой огромной империи, которую составили не только народы, жившие и непосредственном соседстве с Монголией, но и Китай, и Средняя Азия, и степи к западу от Иртыша.

В результате во второй половине XIII в. огромные пространства от берега Тихого океана до Дуная оказались под властью Чингизидов. Естественно, что о политическом и экономическом единстве всех частей такого исполина не могло быть и речи, хотя какой-то период его старались поддерживать из основанной Чингисханом столицы Монголии Каракорума. Но уже в 60-х годах XIII в. империя распалась на отдельные части. Столица ее была перенесена из Каракорума в Ханбалык, а сама правящая династия на китайский манер стала называться Юань.

В территориальном отношении Золотая Орда обычно ассоциируется со степными просторами, сплошь населенными кочевниками, а где-то посреди бесконечных степей находится столица государства - город Сарай. Если оценивать общую площадь, то Золотая Орда, несомненно, была крупнейшим государством средневековья. Арабские и персидские историки XIV - XV вв. суммарно сообщали о её размерах в цифрах, поражавших воображение современников. Один из них отмечал, что длина государства простирается на 8, а ширина на 6 месяцев пути. Другой несколько сокращал размеры: до 6 месяцев пути в длину и 4 - в ширину. Третий опирался на конкретные географические ориентиры и сообщал, что эта страна простирается “от моря Константинопольского до реки Иртыш, в длину на 800 фарсахов, а в ширину от Бабелебваба (Дербента) до города Болгара, то есть приблизительно на 600 фарсахов”. Цифры эти хотя и впечатляют, но дают лишь самое общее представление, охватывая как раз пояс европейско-азиатских степей и подтверждая сложившийся стереотип. Детализация границ Золотой Орды связана с явной недостаточностью сведений в письменных источниках и поэтому нужные данные приходится собирать буквально по крупицам, привлекая также материалы археологии.

Территория государства не оставалась стабильной, изменяясь на протяжении всего периода его существования. Специфика золотоордынских границ состояла в том, что все окружающие народы старались как можно дальше селиться от районов обитания монголов из-за вполне попятной заботы о собственной безопасности. В результате по периметру золотоордынских кочевий возникали “пустые места”. В ландшафтном отношении они обычно представляли собой переходные лесостепные районы. Как правило, они использовались попеременно то одной, то другой стороной в хозяйственно-промысловых целях.

Государственное устройство Золотой Орды

С первого года своего существования Золотая Орда не была суверенным государством, и возглавлявший ее хан также не считался независимым правителем. Находившийся здесь каан согласно одной из статей ясы (закона) Чингисхана имел право на определенную часть доходов со всех завоеванных монголами территорий. Больше того, он имел в этих областях принадлежавшие лично ему владения. Создание такой системы тесного переплетения и взаимопроникновения было связано с попыткой предотвратить неизбежный распад огромной империи на отдельные независимые части. Только центральное каракорумское правительство было правомочно решать наиболее важные экономические и политические вопросы.

В 60-е годы XIII в. вокруг каракорумского престола разгорелась междоусобная борьба между Хубилаем и Ариг-Бугой. Победивший Хубилай перенес столицу из Каракорума на территорию завоеванного Китая в Хан-балык (нынешний Пекин). Правивший в это время в Золотой Орде Менгу-Тимур, поспешил воспользоваться представившимся поводом и не признал за Хубилаем права верховного правителя всей империи, так как он покинул столицу ее основателя и бросил на произвол судьбы коренной юрт всех Чингизидов - Монголию. С этого момента Золотая Орда обрела полную самостоятельность в решении всех вопросов внешнеполитического и внутреннего характера, а столь тщательно охраняемое единство заложенной Чингисханом империи внезапно взорвалось, и она развалилась на куски. Однако ко времени приобретения полного политического суверенитета в Золотой Орде, естественно, уже существовала собственная внутригосударственная структура, причем в достаточной степени сложившаяся и развитая.

В соответствии с армейским членением все государство делилось на правое и левое крылья. В улусе Джучи правое крыло составило владения хана Бату, простиравшиеся от Дуная до Иртыша. Левое крыло находилось под властью его старшего брата хана Орды.

В начальный период существования Золотой Орды крылья соответствовали самым крупным административным единицам государства. Но уже к концу XIII в. они превратились из административных в чисто армейские понятия.

Дальнейшее развитие государственности, появление городов, введение мусульманства, более тесное знакомство с арабскими и персидскими традициями управления привели к различным усложнениям во владениях Джучидов с одновременным отмиранием центрально-азиатских обычаев, восходящих ко времени Чингисхана. Вместо членения территории на два крыла, появились четыре улуса во главе с улусбеками. Одновременно с установлением административно-территориального деления происходило формирование аппарата управления государством. Период правления ханов Бату и Берке с полным правом можно назвать организационным в истории Золотой Орды. Были оформлены феодальные владения аристократии, появился аппарат чиновников, заложена столица, организована ямская связь между всеми улусами, утверждены и распределены налоги и повинности. Правление Бату и Берке характеризуется абсолютной властью ханов, авторитет которых ассоциировался в сознании подданных с размером награбленных ими богатств. В Золотой Орде совершенно не практиковались столь характерные для Монголии курилтаи, на которых все представители рода Чингизидов решали важнейшие государственные вопросы. Изменения, произошедшие в административной и государственной структуре, свели на нет роль этого традиционного кочевнического института. Имея в стационарной столице правительство, хан больше не нуждался в курилтаях. Что же касается такой важной прерогативы, как утверждение наследника, то теперь она стала исключительно компетенцией хана.

Города Золотой Орды

В Золотой Орде было около 150 городов различной величины, многие из которых возникли там, где недавно простирались бескрайние половецкие степи с кочевьями. Названия их так же поэтичны, как и сам Восток: Гульстан (Страна цветов), Сарай (Дворец), Сарайчик (Малый Дворец), Ак-Сарай (Белый Дворец), Ак-Кирмен (Белая Крепость), Ак-Мечеть (Белая Мечеть), Улуг-Мечеть (Великая Мечеть), Аргамаклы-Сарай (Дворец быстроногих коней).

Сведения о золотоордынских городах собраны учеными в результате многолетних археологических исследований, а также путем изучения нумизматического материала, т.е. монет, чеканенных в целом ряде городов. Весьма интересные, порой подробные данные о городах содержат письменные источники: сочинения арабо-персидской исторической географии, русские летописи, записки западноевропейских путешественников, татарские исторические источники, а также произведения народного эпоса. Ценнейшими источниками по истории золотоордынских городов являются также средневековые географические карты, составленные главным образом итальянскими путешественниками XIV – середины XV веков.

Градостроительство на основной территории Золотой Орды, т.е. на бывшем Дешт-и-Кипчак, началось в 50-х годах XIII века. Если Плано Карпини, проехав в 1245 – 1247 годах весь Улус Джучи с запада на восток и обратно, не встретил там ни одного города, то Рубрук, совершивший путешествие почти по его следам спустя всего шесть лет, увидел только что отстроенный Бату-ханом великолепный город Сарай. Занимался в это же время строительством городов и поселков и его сын Сартак. Через Сарай и некоторые другие поселения уже проходили караванные пути с востока на запад с переправами на Волге и Дону.

Особый расцвет городской культуры в Золотой Орде приходится на период могущества этого государства при правлениях Узбека и Джанибека. Именно в этот период небывалых до того высот развития достигает монументальная архитектура.

Монумент – слово латинское и означает памятник больших размеров. Применительно к архитектуре надо понимать как крупномасштабные сооружения, целые архитектурные ансамбли.

В Золотой Орде встретились и мирно существовали бывшая кочевая и новая городская культуры. Если кто представляет себе это государство как сплошной кочевой мир, с бесчисленными стадами животных и «дикими» кочевниками, то он глубоко заблуждается. Золотая Орда, при сохранении традиций полукочевой жизни в летнее время, – это страна городов, мир высокой городской культуры.

Некоторые города по своим размерам и численности населения намного превосходили, например, западноевропейские. Для сравнения: Рим в XIII веке имел 35 тысяч жителей, Париж в XIV веке – 58 тысяч, Сарай, столица Золотой Орды, в том же XIV столетии – более 100 тысяч.

Было два города с названием Сарай. Первый из них – Сарай-Бату – это первая столица Золотой Орды. При Узбек-хане столица переносится в другой город – Сарай-Берке.

Сарай-Бату был поистине городом-гигантом, занимавшим громадную для тех времен площадь в 36 кв. км. Данные археологических исследований свидетельствуют о большой благоустроенности города. В нем существовали отопительная, водопроводная и канализационно-сточная системы. Дворцы и другие общественные здания возводились из обожженного кирпича на известковом растворе, дома рядовых людей – из сырцового, т. е. необожженного кирпича, а также из дерева. Раскопками выявлены остатки двух больших дворцов с богато украшенными парадными залами и жилыми комнатами. Один из дворцов имел в центре бассейн с проточной водой, за которым было сделано возвышение для трона под балдахином – нарядным церемониальным навесом. Бесспорно, это был ханский дворец. На территории города исследованы также мастерские по изготовлению поливной керамики, различных архитектурных деталей, ювелирных изделий и т. д.

Сарай-Берке, вторая столица Золотой Орды, располагался выше по Ахтубе, тоже на левом берегу. Сохранившиеся сведения письменных источников о столице Золотой Орды в XIV веке относятся именно к этому Сараю. Ал-Омари пишет, что «город Сарай построен Берке ханом на берегу Туранской реки. Он лежит на солончаковой земле, без всяких стен. Место пребывания царя там большой дворец, на верхушке которого находится золотое новолуние. Дворец окружают стены, башни да дома, в которых живут эмиры его. В этом дворце их зимние помещения. Сарай, город великий, заключающий в себе рынки, бани и заведения благочестия, место, куда направляются товары...»

Туранская река означает реку тюрков, т.е. реку, текущую через землю тюркских народов. Так назвали эти земли древние иранцы.

Сарай-Берке был разрушен полностью в 1395 году в результате последнего похода на Золотую Орду Тамерлана – правителя государства Тимуридов в Средней Азии. В настоящее время на его территории, как и на Сарае-Бату, отсутствуют наземные архитектурные памятники. Их основания, а также огромное число других остатков материальной культуры исследованы раскопками.

И Сарай-Бату, и Сарай-Берке являлись не менее важнейшими центрами международной транзитной торговли между Востоком и Западом, между Европой и Азией в буквальном смысле этого слова.

Материальная Культура

Любознательные путешественники и богатые купцы, искусные дипломаты и мудрые политики из многих стран приезжали в Орду знакомиться с ее могущественными ханами, собирать сведения о многочисленных народах, населявших это государство, увидеть его большие города с богатыми базарами и пышной восточной архитектурой. Их поражала красота невиданных доселе ханских дворцов и мечетей, медресе и мавзолеев, общественных бань и караван-сараев, других величественных сооружений. Эти сооружения были поистине удивительны: украшенные изразцами белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью, и сусальным золотом. Растительный и геометрический орнамент на них чередовался изящными надписями, передававшими отрывки из Корана и восточной поэзии. Внутренние залы были по-своему изумительны: стены украшались мозаичными и майоликовыми панно с позолотой в чередовании с арабесками, полы устилались также из изразцовых кирпичей различных оттенков. Парадные залы дополнялись комнатами отдыха, ванными комнатами, а во дворе – садами, где били фонтаны. Все это было и об этом надежно свидетельствуют археологические материалы при дополнении сообщениями письменных источников.

Для майолики характерна яркая роспись (в восточной архитектуре – главным образом арабески, т. е. сложный орнамент, основанный на красивом переплетении геометрических и растительных узоров, часто включающий арабскую надпись) под прозрачной глазурью. В золотоордынской майолике преобладали синий и ультрамариновый цвета, немало также изразцов с бирюзовой поливой и черной подглазурной росписью. Орнамент отличался особым изяществом, легкостью восприятия.

Остатки материальной культуры свидетельствуют о поистине высоком уровне развития ремесла и искусства в золотоордынских городах: строительства и архитектуры, ювелирного искусства, черной и цветной металлургии, кожевенного, гончарного, косторезного производства, стеклоделия, резьбы по камню и т.д.

Вот только несколько находок из развалин Сарая-Берке: остатки больших нарядных масляных ламп и сосудов в виде графина или вазы из толстого, почти бесцветного стекла приятного фона, с художественно выполненной многокрасочной росписью синего, красного, белого, желтого, фисташкового цветов, дверная бронзовая кольцевая ручка, бронзовый мангал для горячих угольев, большой золотой сосуд в форме глубокой чаши с двумя вертикальными ручками в виде фантастических зверей с телом рыбы и головой дракона; сабля самого Узбек-хана с золотой надписью на рукояти. Это всего несколько наиболее примечательных находок, не говоря уже о различных бронзовых светильниках, железных боевых инкрустированных топорах, железном позолоченном шлеме. В целом изделия золотых и серебряных дел мастеров золотоордынской Евразии отвечали мировым стандартам ювелирного искусства развитого средневековья.

Немалый интерес как предметы украшения и быта и как произведения искусства представляют собой круглые металлические зеркала. Их обратные стороны имели рельефные украшения в виде изображений различных животных. В изготовлении зеркал успешно применялись геометрический и растительный узоры. Золотоордынские зеркала, являясь продуктом городского ремесленного производства. В золотоордынских городах чеканились и монеты. Это были в основном серебряные джучидские диргемы и, частично, особенно в XIII веке, медные пулы.

В целом же кратко перечисленные виды материальной культуры и декоративно-прикладного искусства Золотой Орды XIII – XIV веков свидетельствуют о высоком уровне жизни и художественно-эстетических запросах ее населения.

Духовная Культура

Элементы духовной культуры Золотой Орды своим происхождением связаны с этнокультурным миром, предшествовавшим появлению данного государства. Этот мир состоял из двух основных компонентов: местного тюркоязычного и пришлого центральноазиатского – также тюркского, татарского.

Духовный мир центральноазиатских тюрок получил наиболее яркое отражение в каменных изваяниях людей. Раннетюркские статуи VI – VII веков на Алтае, в Монголии и прилегающих областях изображали воина-мужчину, погибшего в бою с врагами. Перед таким изваянием совершались культовые обряды. Погибший воин как бы присутствовал на своих поминках с чашей в руке. Западные, кипчакско-половецкие изваяния несколько отличаются от восточных, раннетюркских. Они более реалистичны, немало уже и женских статуй.

Сочинения великих мудрецов и поэтов Востока пользовались огромной популярностью среди татар как позднейших времен, так и периода Золотой Орды. Более того, они вдохновляли татарских поэтов на создание своей, собственно золотоордынской литературы, получившей высокое развитие в XIV веке – в эпоху могущества Улуса Джучи.

Все произведения свидетельствуют о высоком уровне развития письменной литературы и в целом духовной жизни в этом государстве, являясь ценнейшими памятниками средневековой восточной поэзии и философии. Многие из них были хорошо известны татарскому читателю и позднейших времен: их переписывали и передавали из рук в руки.

Кроме художественной ценности эти произведения являются еще и ценнейшим источником при изучении истории Золотой Орды и жизни ее населения.

Заключение

Культуру Золотой Орды можно назвать яркой городской и степной средневековой культурой, культурой мозаичной и майоликовой архитектуры его многолюдных городов, верблюжьих караванов и белых шатров его бескрайних ковыльных степей, культурой персидских и татарских стихов, полных тонкой лирики и глубокой философии, восточной мудрости и мусульманской ученой духовности, культурой причудливых арабесок и изящной каллиграфии, древних каменных изваянии и заменивших их монументальных культовых сооружений, культурой шумных восточных базаров и новолунной ночной тишины после вечерней молитвы.

Падение Золотой Орды, когда-то могущественной и единой при Бату, Берке, Менгу-Тимур, Узбек и Джанибек ханах, произошло в результате целого ряда очень серьезных объективных и субъективных причин. Среди этих причин, приведших к окончательному распаду некогда мощного и цветущего Золотоордынского государства, бесспорны: два крупнейших стихийных бедствия, унесших с собой огромное число населения; страшные завоевания Тамерлана с уничтожением массы производительных сил, разрушением крупнейших городов и других богатейших очагов культуры, в результате чего погибло и было увезено в плен более одного миллиона человек; усиление Руси с ее частыми вмешательствами в дела Золотой Орды (Куликовская битва и другие политические акты); и, наконец, ничем не оправданная смута, ненужная борьба за власть и совершенно нелепая феодальная междоусобица.

Золотая Орда не была государством, выросшим на почве нормального развития какого-нибудь одного народа. Золотая Орда - искусственное государственное образование, сложившееся путем насильственного захвата чужой земли.

Таким образом, Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников. Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средниземноморский отпечаток.

Библиография

1. Батыш-Каменский Д. Н. История России, М.: Наука, 2004г,-370с.

2. Греков Б. Д.  Золотая Орда: мифы и реальность, М.: Знание, 2004г,-452с.

3. Ермаков М.Ю. Золотая Орда и её падение, М.: Мысль, 2006г,-390с.

4. Макаревич В.М. Всемирная История. Энциклопедический словарь, М.: Дрофа, 2000г,-650с.

5. Электронная энциклопедия. Кирилл и Мефодий, Москва, 2005г.



{SHOW_TEXT}

Японская литература Особенности мировоззрения жителей Японии История и культура Кореи Тибетский ламаизм Структура Древнеегипетского общества История. Геродот (первоисточник) Клио 1-50 Клио 51-90 Клио 91-140 Клио 141-190 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия