Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Византия

 

ВИЗАНТИЯ. ОТ ПРАВЛЕНИЯ КОНСТАНТИНА ДО 1204 ГОДА

 

Введение

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался Константинополь       Византия, - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди  всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром  своеобразной и воистину блестящей культуры.

В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные контакты с народами, стоявшими на несколько или значительно более низкой стадии развития. Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи  подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

Образование Византийской Империи

Византийская цивилизация возникла на рубеже двух эпох: крушения поздней античности и зарождения средневекового общества. Это было связано с разделением в IV веке Римской Империи на Западную и Восточную. В связи с нестабильной ситуацией на Западе император Константин I (324 – 327) был вынужден перенести политический центр в Восточную часть империи. В 324 – 330 годах была основана новая столица – Константинополь, расположенная на европейском побережье Босфора. Благодаря своему географическому положению город смог контролировать проливы Босфор и Дарданеллы, торговые и военно - стратегические пути из Европы в Азию, из Эгейского моря в Черное.

Название Византии было дано от древнего города Византий, однако сами византийцы называли себя римлянами. Столица же империи долгое время именовалась Новым Римом.

Официальное разделение Римской Империи произошло в 395 году после смерти последнего императора Римской Империи Феодосия I. Императором Византии стал Аркадий (395 – 408).

Благодаря географическому положению уделом византийской культуры стало чередование преобладания в ней то восточных, то западных черт. Сплетение греко-римских и восточных традиций наложили отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство.

Ранний период охватывает первые 3,5 столетия существования Византии, ее территория в это время превышала 750 000 км2. Судьба же византийских городов этого периода складывалась по-особому: своего наивысшего расцвета города достигли не в конце, а в начале истории Византии. Для раннего периода характерно изобилии крупных городских центров. Отдельно можно выделить Александрию, Антиохию, Эдессу, Тир, Берит, Эфес, Никею, Нокомидию, Фессалоник, Филитополь и Коринф.

Крупные городские центры этого периода еще сохранили черты античного города. Их отличала четкая планировка прямых улиц с портиками и площадями, украшенными античными статуями. Центром городской жизни оставалась агора – площадь, окруженная красивыми общественными зданиями, богато отделанными театрами и цирками.

Дворцы знати отличались наличием мраморных полов, красочными мозаиками и изобилием зелени. Водоснабжение обеспечивалось акведуками и цистернами, строились термы и фонтаны. Выделялись своим соседством языческие и христианские храмы. Развитие же столицы – Константинополя достигло своего эпогея в VI веке в правление императора Юстиниана. Столица совмещала в себе функции центра светской культуры и новые религиозные функции, став резиденцией Православной патриархии.

Государственное устройство Византии

Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов.

Император имел практически неограниченную власть, он мог казнить под­данных, невзирая на их положение, конфисковать имущество, назначая на дол­жности. Он обладал законодательной властью, судебной, руководил армией и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью страны осуществляли са­новники императора. Его земельные владения были огромны. Однако импера­тор не обожествлялся в полном смысле слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен весь ритуал дворцо­вой жизни. Император всегда находился на возвышении; трон его был двухмес­тным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа — в качестве его символа на сиденье возлагали крест.

Несмотря на восприятие императора как подобия Отца Небесного, судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый из них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Непрочность положения императора усугублялась тем, что в Византии царская власть не передавалась длительное время по наследству. Неугодных императоров сме­щали. Формально император выбирался армией и народом. В X в. изменился обряд вступления на престол — раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны — храме святой Софии. С этого периода император нарекался василевсом, т. е. царем, а также автократом (самодержцем).

Византийцы признавали империю наиболее совершенной формой госу­дарственного устройства, и идея империи всячески обосновывалась полити­ческими теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом государственной религии.

Второй крупной силой в Византии была церковь. Византийские императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжа­лись церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Визан­тийская монархия не только обладала всей полнотой власти, но и оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество.

Несмотря на то, что в Византии христианство было признано в IV в. госу­дарственной религией, она оставалась еще полуязыческой страной. Отправле­ние домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревне даже в XII в. продолжал существовать культ Диониса, покровителя земледелия. По­пытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331—363), фило­соф, храбрый полководец. Хотя он и получил христианское воспитание, но став императором, выразил приверженность язычеству, реформировав его на основе неоплатонизма. За издание эдиктов против христиан христианская цер­ковь прозвала его Отступником.

Утверждение христианства встречало сопротивление, в свою очередь хри­стиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен Серапиум — центр языческого культа и сожжена знаменитая библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла женщина-философ Ипатия (370—415). Было запрещено проведение Олим­пийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым, христианским, которое все больше определяло духовную жизнь Византии.

В Византии церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. По мнению цер­ковников, человек должен был постичь содержание Священного писания в неприкосновенности и сохранить данные ему Божественные истины, не ме­нять их значения и не изобретать новых. В то же время во мнениях не было единообразия — богословы и еретики понимали Священное писание по-раз­ному, а поэтому духовная жизнь Средних веков представляла собой поле бит­вы, где люди отстаивали свою трактовку любой фразы из Писания. В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматическими спорами. На Все­ленских соборах речь шла о правомерности или неправомерности учений. От членов общины требовалось соблюдение обрядов и признание церковных дог­матов. Страстные споры разгорелись вокруг главного догмата христианства — о единой и неделимой Троице, включающей Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Особенно волновал людей того времени вопрос о природе Хри­ста. Бог он или человек?

В христологических спорах мнения участвующих постоянно расходились, менялись. На Эфесском (431) и Халкидонском (451) соборах победило мне­ние, которое пыталось обосновать миф о земной жизни Христа.

С течением времени возрастали противоречия между западной (католичес­кой) и восточной (православной) церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. В XI в. произошел раскол {схизма), вследствие которого католическая и православная церковь стали неза­висимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отъедини­лась не только сама Византия, но и ее преемница по религии — Россия.

Архитектура и изобразительное искусство Византии

в середине IV в. – первой половины VII в.

Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 30-х годах VI в.  храм св. Софии. Христианская Византия также посвятила много труда украшению храма Единого Бога. Церкви Константинополя поражали своей величественной архитектурой и великолепием отделки внутри.

Но со времени Юстиниана гордостью Константинополя, или Византии, стал построенный этим императором храм святой Софии, в память усмирения бунта, когда этот государь едва не лишился престола.

Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчим своего времени - Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета.

Он желал, чтобы воздвигаемый храм стал для него великим памятником, и потому не щадил для постройки никаких издержек. Под руководством Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других работников.

По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-либо существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро, слоновая кость, дорогие породы камней использовались для постройки и украшения в несметном количестве. Со всех концов империи свозились колонны и глыбы редких мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то, что невиданное и неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, и в Византии сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные силы.

Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной мудрости - святой Софии, построенный Константином. Храм, над которым место святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает магометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздо позже. Первый был мал для многочисленного христианского населения, и Констанций, сын Константина, увеличил его. В 404 г., в царствование Аркадия, он был сожжен во время смятения. Император Феодосий вновь отстроил собор.

Впоследствии он еще раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил новый каменный храм св.Софии в несравненно больших размерах и с большим великолепием. Этот-то храм и сохранился до наших времен. Чтобы выполнить свой замысел, император приказал всем губернаторам отыскивать мрамор, колонны и скульптурные украшения для нового храма. Последний пожар, уничтоживший остатки прежнего храма, был в январе 532 года, а 23-го февраля того же года был заложен первый камень нового.

Новый храм возводился около семи лет, и в декабре 538 года праздновалось окончание строительства, но семнадцать лет спустя восточная часть главного купола обрушилась от землетрясения и пала на драгоценный алтарь и амвон. Это несчастие нисколько не уменьшило рвения Юстиниана: он возобновил церковь с большею прочностью и великолепием, и 24-го декабря 568 года, перед днем Рождества Христова, праздновали ее освящение. Под руководством двух главных архитекторов - Анфимия Траллесского и Исидора Милетского - сто других архитекторов управляли работами, и каждый из них имел под своим начальством по сто каменщиков. Пять тысяч работников трудились на правой стороне храма и столько же на левой.

По византийским преданиям, Ангел начертал план этой церкви императору во время сна. Император ободрял работников деньгами и своим присутствием и, вместо того, чтобы по восточному обычаю отдыхать после обеда, он, обвязав голову платком и с палкою в руке, ходил осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Все сословия внесли денежную дань на построение храма. Мрамор всех цветов - белый, розовый, зеленый и голубой, гранит Египта и порфиры, а также драгоценные колонны, извлеченные из разных древних языческих храмов: восемь порфировых колонн нижнего этажа знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь из храма Дианы в Эфесе - украшали его. Замечательно что материалы, вошедшие в состав здания, взяты из храмов, принадлежащих почти всем языческим религиям, так что оно опиралось на колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и Луны (в Гелиополисе), Минервы Афинской и Аполлона Делосского.

Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма Соломонова. Чтобы легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньших квадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. По углам среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба (пильеры), вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, и поверх всей этой аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров в диаметре. Купол, по-видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а остальная часть его поддерживается пандативами (треугольники в пересечении арок), которые начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так незаметно округляясь, что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры этого гигантского свода ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется висящим в воздухе. Верхняя точка свода возвышалась на 61 метр над полом церкви; длина церкви внутри стен 81 метр, а ширина 60 метров. К восточной и западной части среднего свода примыкают два полукупола и к каждому из них по три ниши, так что крыша главной части здания состоит из девяти куполов, возвышающихся один над другим. Остальная часть была покрыта мраморными плитами, а сами купола - свинцовыми листами. Полукупола и ниши поддерживаются как четырьмя главными пильерами, так еще другими четырьмя меньшими, и под каждой нишей - по две порфировые колонны с капителями и базисами из белого мрамора. С севера и юга главного квадрата, под арками, между каждыми двумя большими пильерами, помещаются по четыре колонны из прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры или галереи для женщин, которые у древних христиан стояли во время богослужения отдельно. На 24-х других колоннах из египетского гранита примыкают к хорам боковые галереи, освещенные окнами в три яруса: в нижнем и среднем по семи окон, а в верхнем пять. Главный купол освещен 4-мя окнами. Над 40 колоннами нижнего этажа расположены в верхних галереях 60 других и выше входных дверей еще семь, так что всего 107 колонн. Этому числу на Востоке приписывали таинственное значение. Все колонны верхнего этажа мраморные или гранитные, превосходно полированные и гладкие, но карнизы и архивольты поверх этих колонн совершенно фантастические. Они украшены бесчисленным множеством листьев и полосок в виде галунов, перемешанных и переплетенных между собою. Главный купол, для соединения полного развития его размеров с легкостью стиля, сложен из глиняных горшков, которые до сих пор удивляют своею крепостью; они сделаны из легкой глины, найденной на острове Родосе, и так легки, что вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного кирпича. Стены сложены из кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры - из больших известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и гладко оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных цветов.

Другой шедевр византийской архитектуры - церковь св. Виталия в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик  отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт  мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к  созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась  великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом,  живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и  переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее. Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ византийских мастеров от античных реминисценций. Образы становятся более аскетичными, не только чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной силы.

Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода  пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно  сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу  церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.

"Православная иконография включает райские пальмы, цветы и растительные орнаменты, ибо "праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего" (Пс 91. 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов, пальм и цветов можно сопоставить, например, с византийскими мозаиками базилики святого Аполлинария Нуово в Равенне (VI век), представляющими процессии мучеников и мучениц в райском саду. Зеленые луга под ногами святых усеяны цветами лилий. Между фигурами христианских подвижников - пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси в Византии ветхозаветные символы рая изображались вместо икон, так что храмы, по свидетельствам современников, "превратились в сады, цветники и птичники".

В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре и живописи, определилась ведущая линия развития византийского  искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали  постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие варварского мира.

Заключение

Особенности исторического развития Византии предопределили сложный путь формирования ее культуры и искусства. Являясь преемницей Римской им­перии, культура Византии глубоко впитала греко-римские художественные тра­диции. С другой стороны, занимая срединное положение между Востоком и Западом, она испытывала влияние различных народов, населявших империю. Поэтому, несмотря на сохранение античных форм хозяйства и культурного наследия, византийское государство находилось в значительной зависимости от варварского окружения. Таким образом, главные источники, питавшие ви­зантийское искусство, — Древняя Греция и Восток.

Однако византийское искусство нельзя считать не самостоятельным. Под­вергаясь значительным изменениям, культура Византии окончательно сложи­лась в VI в. и сохраняла в течение многих веков постоянные черты.

Самая существенная особенность византийского искусства — его культовость, связь с церковным обрядом, богослужением. Светское искусство играло подчиненную роль. Первейшая задача художника здесь — создание одухотво­ренного образа, способного вознести душу верующего из мира земного в мир небесный. Общественная мысль, литература, искусство как бы отрывают­ся от реальной действительности и замыкаются в кругу высших, абстрактных идей.

Византия, являясь связующим звеном между западной и восточной цивилизациями, дала миру высокие образцы искусства, которые отличало не только благородное изящество форм, но и глубина философско-религиозной мысли, утонченность эстетического выражения. Византийское искусство стало этало­ном для искусства православного мира, а Византийская церковь — мировым центром православной веры.

Исключительно важна просветительная роль Византии, которую она сыг­рала в Средние века.

Византийским пере­писчикам мы обязаны знаниями произведений Софокла и Эсхила. Греки, бе­жавшие после турецкого завоевания из Византии в Италию, стали там учителя­ми греческой философии. Византийские мастера построили собор св. Марка, который был школой итальянских зодчих и живописцев. Влияние Византии про­стиралось до Франции, Германии, господствовало на Балканах. Многим ей обязан Кавказ, хотя и имел свою художественную традицию. Древнерусское искусство имело своей основой Византию, но в процессе эволюции приобрело характер вполне самостоятельной школы. Несмотря на все трагические мо­менты своей истории, Византия сумела противостоять католичеству задолго до Реформации и утвердить позиции Православия.

Литература

1.                  "Культура Византии" в трех томах,-М.:НАУКА, 1998.

2.                  Зарецкая Д.М., Смирнова В. В. Мировая художественная культура,-М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3.                  Ртищева Г.А. «История Византийской Империи»,-МИНСК:«Мир» 1998.

4.                  Удальцова В.В. «Византийская культура»,-М.: Просвещение, 2002.

5.                  Федорова Е.В. «Византия. Государственное устройство»-М.: Дрофа, 2000.

 



{SHOW_TEXT}

Мировоззрение средневековой Европы  Развитие науки в Древнем Египте Искусство стран Европы в средние века Развитие книгопечатания Государственное устройство Древнего Рима Студенты группы 04Ад41 Студенты группы 04Ад42 ФЗ  ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия