Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Законы Хаммурапи

 

Введение

Изучение  древних  судебников,  одним  из  которых  и  является  судебник  Хаммурапи,  на  сегодняшний  день,  как  мне  кажется,  не  потеряло  своей  актуальности.  Судебники  этоти,  являются  самыми  первыми  законами,  а  их  составители  -  первыми  людьми  попытавшимися  установить  некоторые  социальные  нормы  поведения,  чтобы  както  управлять  людьми,  ведь  единственная  сила  отделяющая  государство  от  хаоса  -  это  закон.  Хотя  законы  эти  по  нашим  сегодняшним  меркам  могут  показаться  примитивными,  но  иногда  и  в  них  можно  подчерпнуть  что-нибудь  ценное,  что  неплохо  было  бы  и  перенять  нам  сегодня.  Законы  также  могут  свидетельствовать  об  уровне  развития  государства.  Чем  соверршенне  государство  -  тем  совершеннее  и  законы.  Изучая  вавилонский  кодекс  можно  прийти  к  заключению,  что  Вавилон  уже  в  те  времена  находился  на  достаточно  высоком  уровне  развития  и  обладал  сложными  социальными  отношениями.  Наконец  из  законов  можно  узнать  также  об  нравах,  об  обычаях  какого-нибудь  государства  того  времени.  В  вавилонском  случае,  например,  -  это  их  так  сказать “ бюрократизм “,  т. е.  любые  сделки,  даже  самые  незначительные,  всегда  заключались  при  свидетелях.  Если  хорошо  поискать  то  можно  привести  еще  массу  примеров,  причем  не  только  из  вавилонского  кодекса,  потомучто  мировоззрение  государства,  т. е.  людей  его  составляющих  всегда  закрепляется  в  обычаях,  а  те,  в  свою  очередь  могут  повлиять  на  составление  законов.  Из  всего  этого  видно,  что  изучение  древних  судебников  дело  стоящее.

Законы Хаммурапи

Законы  Хаммурапи  (1792 - 1750  гг. до  н. э.) - шестого  царя  первой  вавилонской  династии  были  найдены  французской  экспедицией  в  1901 г.  в  Сузах  ( столица  Элама ) . Сейчас  хранятся   в  Луврском  музее в  Париже .

Законы  Хаммурапи  высечены  на  черном  базальтовом  столбе, который  в  качестве  трофея  был  увезен  эламитами  из  Вавилонии  в  X I I  в.  до  н. э. . Кодекс  законов  Хаммурапи  содержит  282  статьи  но  на  столбе  сохранилось  247  статей, 35  статей  были  выскоблены,  очевидно,  по  приказу  эламского  царя .  Впоследствии  недостающие  статьи  были  восстановлены  на  основе  фрагментов  дубликатов,  найденных  в  Сузах,  в  библиотеке  ассирийского  царя  Ашшурбанапала  (669 - около  630 г.г.  до  н.э. )  в  Ниневии.

Законы  Хаммурапи  представляют  собой  результат  тщательного  обобщения  и  систематизации  разновременных  писаных  и  неписаных  правовых  норм.  Они  не  содержат  исчерпывающего  свода  таких  норм  ( отсутствуют,  например,  нормы  устанавливающие  наказание  за  простую  кражу,  за  умышленное  убийство,  за  чародейство  и  т.п. ),  но  такая  задача,  видимо  не  ставилась.  Подобного  рода  простейшие  случаи  предполагались  общеизвестными  и  не  вызывающими  разногласий.  Законы  Хаммурапи  рассматривают  лишь  те  случаи,  по  поводу  которых  действующие  нормы  писаного  или  обычного  права  различных  областей  страны  расходились  между  собой.  Впрочем,  и  нормы,  регулирующие  “ простейшие “  случаи,  текстом  законов  подразумеваются  как  существующие:  нетрудно  даже  указать,  исходя  из  внутренней  логики  построения  сборника  законов,  места  в  тексте  где  они  могут  быть  вставлены.

   Законы  Хаммурапи  содержат  несколько  сот  правовых  норм,  относящихся,  если  употреблять  современную  терминологию,  как  к  уголовному,  так  и  к  гражданскому  ( а  также  и  к  процессуальному )  праву.  Сами  же  вавилонские  юристы  такого  различия  не  проводили,  и  его  не  знает  ни  одна  древняя  система  права.  Каждая  норма  вводится  словом  “если”  после  чего  следует  изложение  возможной  ситуации  и  вытекающих  из  неё  юридических  последствий.  При  издании  текста  законов  современными  учеными  он  был  разбит  на  “ параграфы “,  или  “ статьи “,  снабженные  нумерацией  ( сам  текст  такой  нумерации,  естественно,  не  имеет,  так  как,  вероятно,  выучивался  наизусть  ).  Всего  таких  параграфов  -  282.

Нормы  внутри  Законов  Хаммурапи  группируются  по  “ предмету “  регулирования,  а  расположение  норм  внутри  групп  и  переходы  от  группы  к  груп-пе  осуществляется  по  принципу  ассоциации.  Так,  первая  группа  норм  ( п.1 - 5 )  устанавливает  кару  за  важнейшие  правонарушения:  ложные  обвинения  в  убийстве  или  чародействе,  лжесвидетельство  и  “ изменение “  судебного  решения  судьёй.  Следующие  статьи  ( п. 6 - 25 )  посвящены  охране  собственности  царя,  храмов,  общинников  и  царских  людей.  Последний  па-раграф  этого  раздела  касается  пртивоправного  завладения  чужим  имуществом.  Поэтому  следующий  раздел  ( п. 26 - 41 ),  касающийся  имущества  полученного  от  царя  за  службу,  начинается  с  параграфа  сог  ласно  которому  воин,  не  пошедший  в  поход  или  пославший  вместо  себя  наёмника,  подлежит  смертной  казни  ( не  за  “ дезертирство “,  как  обычно  считают,  а  за  то,  что,  не  выполнив  своих  обязанностей  и  утратив  тем  самым  право  на  служебный  надел,  продолжает  им  пользоваться,  т. е. какбы  за  “ кражу “ ).  Последний  параграф  этого  раздела  касается  вопроса  о  противоправном  использовании  чужого  поля,  а  п.42  ( первый  в  следующей  группе ) - тоже  об  использовании  чужого  поля,  но  в  другом  аспекте.  Эта  четвертая  группа  норм  ( п.42 - 88 )  регулирует  операции  с  недвижимостью  и  ответственность  за  правонарушения,  касающиеся  этого  имущества.

Дальнейшие  разделы  посвящены  следующим  нормам:

п.89 - 126 - торговые  и  коммерческие  операции.

п.127 - 195 - семейное  право.

п.196 - 214 - умышленные  и  неумышленные  телесные  повреждения.

п.215 - 282 - операции  с  движимым  имуществом,  включая  наем  имущества  и  личный  наем  ( эти  два  вида  правоотношений  вавилонские  юристы  рассматривали  как  один ). 

Экономика Вавилонии по законам Хаммурапи

Сельское  хозяйство

Месопотамия  ( а  в  переводе  на  наш  язык - Междуречье ),  расположена  между  двумя  крупными  реками - Тигром  и  Евфратом,  которые  и  являлись  основным  крупным  источником  влаги.  Воды  этих  горных  рек  несли   ил,  который  содержал  растительные  остатки  и  растворенные  соли  горных  минералов,  и  во  время  половодья  оставался  на  полях,  удобряя  их.   Земли   Мессопотамии  отличались   исключительным  плодородием,  о  чем  единодушно  говорят  Геродот  и  другие  античные  авторы.  Однако  для  того чтобы  в  долине  Междуречья  можно  было  заниматься  земледелием,  необходим  был  целый  комплекс специальных  мелиоративных   работ,  осуществлявшихся круглый  год.  Надо  отметить,  что  в  Мессопотамии  был  чрезвычайно  жаркий  климат.  Температура  стояла  под  30  градусов  Цельсия,  порой  доходила  и  до  плюс  50.  Дождей  не  бывает  долго,  до  8  месяцев  в  году  стоит  сушь,  поэтому  это  приводило  к  тому,  что  к  концу  лета  Тигр   и   Евфрат    значительно  высыха-ли.  Спасало лишь  то,  что  два  раза  в  год  Тигр  и   Евфрат  разливались. Самими  ранними  были  разливы  начинающиеся  в  момент  осенних  ливней  в  горах  Иранского  и  Армянского  нагорья.  Но  самый  большой  разлив  был  весенним, апрельским.  И  связан  он  был  с  таянием  снегов  в  горах.  Он  начинался  с  апреля  ( а  надо  сказать,  что  в  отличие от  Египта,  разливы  далеко  не  всегда  выпадали  на  одно  и  то  же  число,  поэтому  это  создавало  некоторые  дополнительные  трудности  для  земледельцев ),  когда  обе  реки  достаточно  широко разливались,  и  продолжался  до  начала  или  середины  июля,  после  чего наступал  общий  спад.

Угрозы  для  плодородия  мессопотамских  земель  представляли  и  сильные  ветры  из  района  пустынь,  приносившие  тучи  песка.  А  ветры,  дувшие  с  персидского  залива,  гнавшие  на  берег  большие  волны  и  поднимавшие  уровень  воды  в  Тигре  и  Евфрате,  могли  привести  к  сильным  наводнениям.  Только  на  севере  Мессопотамии  можно  было  расчитывать  на  естественное  орошение       ( дожди,  таяние  снегов ),  но  и  там  устраивались  колодцы,  бассейны  и  проводились  небольшие  каналы,  что  гарантировало  снабжение  полей  водой.

Во  Времена  Хаммурапи  наблюдалось  расширение  посевных  площадей ( освоения  залежных  и  целинных  земель ).  В  значительной  степени  это  достигалось  за  счет  расширения  ирригационной  сети  по  всей  стране.  Специальные  чиновники  обязаны  были  строго следить  за  состоянием  больших  и  малых  каналов.  Из  документов  Мари  явствует,  что  к  выполнению  ирригационной  повинности  привлекалось  все  трудоспособное  население - от  способных  до  рабов,  а  за  уклонения  от  неё  виновные  наказывались  вплоть  до  смертной  казни.  В  Законах  Хаммурапи  четыре  статьи  специально  предусматривают  наказания  за  различные  случаи  небрежности  или  невнимательности  земледельца-общинника  к  орошительным  сооружениям  на  своём  участке ( п.53,  54,  55,  56 ).  В  случае  их  прорыва  и  затопления  поля  соседей  он  должен  был  возместить  ущерб,  о  чём  кстати  говорится  в  п.53:

" Если  человек  поленится  укрепить  плотину  своего  поля  и,  вследствие  того,  что  плотина  не  была  укреплена  им,  в  его  плотине  произойдет  прорыв,  а  водой  будет  затоплена  возделанная  земля  общины,  то  человек,  в  плотине  которого  произошёл  прорыв,  должен  возместить  хлеб,  который  он  погубил ".

В  противном  случае  его  имущество  и  его  самого  продавали  в  возмещение  соседям  ущерба  ( п.54 )

" Если  он  не  может  возместить  хлеб,  то  должно  отдать  его  и  его  движимое  имущество  за  серебро,  и  это  серебро  должны  разделить  между   собой  люди  возделанной  общины,  хлеб  которых  унесла  вода ".

Важным  своим  деянием  вавилонский  царь  считал  проведение  грандиозного  канала,  названного  " Рекой  Хаммурапи ",  о  котором  говорилось,  что это  богатство  народа,  приносящее,  " изобилие  воды  Шумеру  и  Аккаду ".


По  весне  воду  из  арреков  или  прямо  из  реки  на  2 - 3  дня  выпускали  на поля,  чтобы  земля  стала  влажной  и  мягкой.  После  смягчения  земли  её    спускали.  Весь  этот  процесс  подготовки  земли  был  достаточно  сложен,  учитывая  уровень  техники  того  времени,  и  поэтому  нередко  происходили  крушения  дамб,  что  могло  привести  к  весьма  печальным  последствиям,  так  как  сев  происходил   неодновременно  и,  в  результате  крушения  дамбы  при  подготовке  земли  одним  общинником,  могла  быть  залита  уже  подготовленная  и  засеянная  земля  другого  общинника.  Вероятно,  это  случалось  достаточно  часто,  потому  Законы  Хаммурапи  и  установили  наказание  за  халатное  отношение  к  ирригационным  сооружениям  ( см. выше ).

После  спуска  воды  на  поле  выпускали  волов,  у  которых  копыта  были  замотаны  тряпками.  Волы,  гуляя  по  полю,  разрыхляли  землю  и,  одновременно,  вытаптывали  сорняки.  Затем  мотыгами  рыхлили  землю  ( а  в  боле  поздние  времена  выпускали  быков  с  плугами )  и  сеяли.  В  летние  месяцы  вода  для  полива  доставлялась  на  поля  по  небольшим  каналам  или  с  помощью  деревянных  ведр,  множество  которых  было  найдено  археологами  на  месопотамских  полях.

Урожай  жали  серпами,  причем  в  сборе  урожая  участвовали,  в  основном,  женщины.  После  сбора  происходила  молотьба - зерно  разбрасывали  по  полю  и  ездили  по  нему  повозками  или  специальными  салазками  с  заострёнными концами.  После  этого  веяли  и  мололи.  Наиболее  популярной  культурой  для  выра-щивания  в  Мессопотамии  был  ячмень  и  кунжут.

Как  уже  говорилось,  в  Мессопотамии  были  достаточно  неблагоприятные  условия  для  ведения  сельского  хозяйства  и,  в  следствие  этого,  земля  ценилась очень  высоко,  вплоть  до  того  что  были  установлены  специальные  наказания  за  её  порчу  ( п.42,  43,  44 ).  Например  п.43,  направленном  на  арендаторов,  говорится:

" Если  он  не  обработает  поля  и  бросит  его,  то  он  должен  отдать  хозяину        поля  хлеб,  как  его  соседи,  а  поле,  которое  он  бросил,  должен  вспахать,  взборонить  и  вернуть  хозяину  поля ".

Скотоводство

Скотоводческая  отрасль  включала  в  себя  разведение  как  мелкого  ( овцы ),  так  и   крупного  ( быки )  рогатого  скота.  Скот  передавался  для  пастьбы  специальным  пастухам  ( наемным  или  царским  людям ),  которые  несли  ответственность  за  потраву,  а  также  за  любой  другой  ущерб,  происшедший  в  стаде  по  вине  пастуха  ( п.263 - 265  и  267 ). Статьи  244 - 251  также   можно  отнести  к  скотоводству:  в  них,  достаточно  подробно,  рассматриваются  различные  случаи  найма  скота,  а  также  возмещение  убытков  связанные  с  этим  наймом,  что  в  свою  очередь  может  свидетельствовать  о  том,  что  скот  являлся  достаточно  большой  ценностью  в  Месопотамии  в  те  времена  и  обладать  им  мог  не  вся-кий,  а  только  достаточно  состоятельные  люди.  В  то  время  как  обработка земли  требовала  больших  усилий  и  без  помощи  животных  здесь  было  бы  очень  трудно  обойтись. 

Ремесло

Прежде  всего  надо  сказать,  что  ремесла,  как  частного  рода  деятельности  в  Мессопотамии  не  существовало,  т. к.  все  ремесленники  были  подчинены  царскому  или  храмовому  хозяйству.  Это  как  раз  можно  проследить  в  п. 188,  гласящем:

"  Если  какой-либо  ремесленник  возьмет  малолетнего  в  воспитанники  и  научит  его  своему  ремеслу,  то  он  не  может  быть  потрнбован  обратно  по  суду  ".

Здесь  предположительно  могла  быть  такая  ситуация:  отец,  допустим,  воин,  ушел  и  не  вернулся.  В  этой  ситуации  матери  могли  отказаться  от  своих  детей,  чтобы  они  выжили,  и  передать  их  другому  человеку.  И  вот  этот  ребе-нок  попадает  к  ремесленнику,  а  потом  возвращается  его  отец  ( который  в  это  время  мог  быть  в  плену )  и  начинает  требовать  ребенка  назад.  И  здесь  все  решалось  достаточно  просто:  если  ремесленник  не  успел  к  этому  времени  передать  ремесло - забирайте,  если  успел - не  вернется,  т. к. переняв  ремесло  он  становился  ремесленником  и  автоматически  попадал  на  царскую  службу.  Он,  конечно,  же  мог  встречаться  с  родителями,  но  вернуться  к  ним  в  качестве  сына  обратно  не  мог,  ведь  войны  были  земледельцами  в  свободное  от  походов  время  и  не  входили  в  число  тех,  кто  принадлежал  к царскому  (или  храмовому)  хозяйству. Одновременно  с  этим  существовала  другая  причина,  препятствующая  возврату  ребенка  назад.  По  религиозным  представлениям  древних  вавилонян,  если  человек  за  время  своей  жизни  не  успел  передать  ремесло  детям  ( и  не  важно  каким:  родным  ли,  приемным  ли ),  то  его  в  будущей  жизни  ждали  муки  голода.  Поэтому  ремесленник  естественно  и  не  хотел  отказываться  от  усыновленного  ребенка.

В  Законах  весьма  часто  такие  профессиии  как  строитель,  врач,  корабельщик,  вероятно  потому,  что  это  были  самые  распространенные  профессии,  услуги  представителей  которых  пользовались  большим  спросом.  Поэтому  и  возникла  необходимость  регулирования  отношений  между  этими  ремесленниками  и  их  заказчиками.  Но  вместе  с  тем  на  протяжении  всего  кодекса  не  упоминаются  такие  профессии  как,  например,  оружейник.  Это  однако  не  означает  того,  что  ремесленников  данного  рода  вообще  не  существовало  или  оружие  штамповали  все  кому  не  лень.  Конечно  же  нет.  Просто  их  продукция  пользовалась  малым  спросом.  Их  потенциальными  заказчиками  могла  быть  только  знать  ( а  таковых  было  несоизмеримо  меньше,  чем  простых  людей  ).  Если  услуги  строителя  при  постройке  дома  были  нужны  почти  каждому,  то  оружие  требовалось  далеко  не  всем,  к  тому  же  оно,  вероятно,  и  стоило  приличных  денег,  так,  что  простой  народ  не  мог  приобрести  его   в   силу   своей   бедности.   К  тому  же  воины  в  мирное  время  были  земледельцами  и  это  оружие  просто  бы  хламилось  за  не  надобностью,  а  в  военное  время  армия  вооружалась,  наверное,  за  счет  казны.  А  после  похода  воины  сдавали  свое  оружие  на  какой-нибудь  склад  и  шли  по  своим  домам.  Если  учесть,  что  оружие  вещь  достаточно  долгохранящаяся,  то  заказывать  новое  оружие  можно  было  не  всякий  раз,  когда  затевалась  война.  Да  и  армии  в  условиях  тогдашней  численности  населения  были  не  такими  уж  и  большими.  Все  это  и  наводит  на  мысль,  что  люди  эти  были  призваны  удовлетворят  только  потребности государства  и  высших  слоев  населения  и  сушествовало  их  мало.

В  судебнике  Хаммурапи  отмечаютя  также  и  профессиональные  занятия. Первые  места  среди  них  придворные  служащие,  из  которых  в  сборнике  назван  только  MANZAZUM  (  вероятно,  царский  телохранитель  )  и  высшее  жречество.  Те  и  другие  стояли  в  непосредственной  близости  к  царю,  как средоточию  светской  и  духовной  власти.  Из  других  государственных  служащих  в  сборнике  Хаммурапи  упоминаются  не  совсем  ясные  по  своим  функциям:

БАИРУМ       -  вероятно,  легковооруженный  солдат.

РЕДУМ         -  вероятно,  тяжеловооруженный  солдат.

ДЕКУМ         -  вероятно,  нечто  вроде  фельдфебеля.

ЛУБИТТУМ  -  вероятно,  один  из  офицерских  чинов.

В  соответствии  с  важным  государственным  значением  религии  и  храмов  в  Вавилонии  почетное  положение  среди  других  профессий  занимают  храмовые  служащие.  Из  них  в  Законах  Хаммурапи  отмечаются  только  лица  женского пола:  НАДИТУМ,  ЭНТУМ,  ЗИКРУМ  ( п.  17 )  этими  названиями  были,  вероятно,  представлены  различные  категории  жриц  ),  а  также  храмовая  дева  и храмовая  блудница  (  п.  181  ).

Жрицы надитум,  по-видимому  сравнительно  мало  обремененные  культовыми  обязанностями,  занимались  также  частной  хозяйственной  деятельностью  ( через  братьев или  нередко  через  агентов,  так  как  свобода  их передвижения  за  пределами  обители  была  ограничена  ).  Эта  деятельность  нисколько  не  изменилась  и  после  того,  как  с  1789 г.  вся  обитель  вошла  в  состав  царского  хозяйственного  сектора,  а  ее  люди  стали  царскими  слугами.  Почти  все  надитум  происходили  из  богатых  фамилий,  среди  них  и  царевны.  Освобожденные  от  мук  деторождения  в  антигигиенических  условиях - удела  их  современниц - и  от  домашних  забот,  они,  бывало,  доживали  до  глубокой  старости,  а  свой  достаток  передавали  приемным  дочерям  ( не  обязательно  из  родствениц),  которые  тоже  должны  были  принять  сан  надитум.  При  вступлении  обитель  надитум  получали  приданное  в  виде  кольцевидных  слитков  серебра,  дальних предшественников  монеты.  За  время  жизни  в  обители  они  покупали  частную  собственность  и  сдавали  в  наем  поля,  дома  и  финиковые  плантации,  давали  в  рост  серебро,  а  также  участвовали  в  торговле.     

Торговля

Мессопотамия  сильно  зависела  от  международной  торговли,  ибо  импортировала  основные  виды  сырья:  металлы,  дерево,  поделочные  кожи    и    т. п.  Предметами  месопотамского  экспорта  служили  ремесленные  изделия,  а  также,  вероятно, хлеб  и  растительное  масло.

К  моменту  создания  Законов  международная  торговля  в  Месопотамии  имела  уже  тысячелетние  традиции  и  четкие  организационные  формы,  что  и  нашло  своё  отражение  в  тексте  Законов.

Сначала устанавливался  общий  принцип  партнёрства  ( п. 99 )

" Если  человек  даст  человеку  серебро  в  порядке  товарищества,  то  прибыль  или  убыток,  который  будет,  они  должны  перед  богами  разделить  поровну ". ( т. е.,  скорее всего,  в  храме  бога  Шамаша,  покровителя  купцов ).


Торговое  " товарищество "  хорошо  известно  в  старовавилонский  период,  однако  оно  не  являлось  обязательно  чем-то  вроде  " акционерного  общества ",  куда  партнеры  вкладывают  свои  капиталы  и  затем  делят  прибыль  или  убыток  в  соответствии  со  вкладом  каждого.  Дело  скорее  всего  заключалось  в  том,  что  один  из  партнёров  участвовал  в  товариществе  лишь  своими  деньгами,  а другой  непосредственно  осуществлял  торговое  предприятие - труд  наёмный,  да  и  к  тому  же  небезопасный.  По  окончании  торгового  путешествия  он  возвращал  " вкладчику "  его  капитал,  а  прибыль  или  убыток  делился  между  партнёрами  пополам.   

Но, в основном, торговые предприятия осуществлялись,  ШАМАЛЛУМАМИ - торговыми  агентами  и  ТАМКАРАМИ - крупными  государственными служащими,  находящихся,  как  правило,  в  метрополиях.  Хотя  тамкар,  по  Законам  Хаммурапи,  и  являлся   чиновником,  однако  он  мог  выступать  и  как  частный  купец-предприниматель:  т. к. Хаммурапи,  подчинив  тамкаров  царскому  хозяйству,  тем  не менее  не  лишил  их  прежней  их  сферы   частной  деятельности.  Между  тамкарами  и  шамаллумами  отношения  строились  совсем  иначе.  Шамаллум  был  мелким  странствующим  торговцем,  действовавшим  отчасти  на  собственный страх  и  риск,  но  главным  образом  в  ка- честве  агента  на  службе  у  тамкара.  Тамкар  снабжал  шамаллума  либо    деньгами,  либо  товарами,  которые  тот пускал  в  оборот.  Текст  п. 100  заставляет  полагать,  что  вся  прибыль  торгового  путешествия  доставалась  тамкару,  а  последний  должен  был  оплатить  шамаллуму  " его  дни ",  т. е.,  очевидно,  расходы  по  путешествию,  а  также  некоторое  жалованье.                                                                                       

" Если  тамкар  даст  шамаллуму  серебра  для  продажи  и  покупки  и пошлет  его  в  путешествие,  а  шамаллум  в  путешествии  будет  умножать доверенное  ему  серебро,  то  если  там,  куда  он  отправится,  шамаллум  наживет  прибыль,  то  он  должен  подсчитать  проценты  на  все  серебро,  сколько  взял,  и  затем  должен сосчитать  свои  дни  и  удовлетворить  тамкара ".

При  этом  вавилоняне,  видимо,  четко  различали  торговую  прибыль  и    рост  по  займу.  Очевидно,  что  торговая  прибыль  подсчитывалась  после  того,  как       " отложат "  основной  капитал  и  проценты  на  него.  Именно  поэтому  в  п.100  предусматривается  подсчет  роста  на  доверенный  шамаллуму  капитал:  прежде  всего  он  должен  был  возвратить  тамкару  капитал  и  рост  на  него.  Затем  уже  из  " чистой "  прибыли  тамкар  расчитывался  с  шамал-лумом.  Вавилоняне,  следовательно,  полагали,  что  деньги,  переданные  другому  лицу,  должны  в  любом  случае  давать  рост    том  числе  и  деньги,  вложенные  в  " товарищество ").  Сверх  того  они  могут  приносить  и  прибыль.  Величина  торговой  прибыли  была,  видимо,  очень  значительной,  ибо  шамаллум  обязан  был  в  любом  случае  вернуть  тамкару  удвоенный  капитал  (  что  и  говорится  в  п.101 ),  т. е.  минимальная  прибыль  равнялась  100  процентам,  а  максимальная,  следовательно,  могла  быть  намного  выше.  И  лишь  в  том  случае,  если  тамкар  предоставлял  шамаллуму  беспроцентный  займ,  тот  должен  был  вернуть  ему  основную  сумму  даже  в  том  случае,  если  он  не  получил  никакой  прибыли  ( п. 102 ).  Участие  в торговых  операциях,  следовательно,  было  гораздо  более  выгодным  делом,  чем  просто  отдача  денег  в  рост.  Однако  оно  было  вместе  с  тем  и  очень рискованным  делом,  т. к.  грабежи  торговых  людей  на  дорогах  и  средь  бела  дня  случались  достаточно  часто.  И  не  случайно  поэтому  п. 103  предусматривает  снятие  с  шамаллума  всякой  ответственности  если  он  по  пути  сделался  жертвой  грабежа.

" Если  на  пути  неприятель  отнимет  у  него  все,  что  он  вез,  то  шамаллум  должен  поклястся  богом  и  быть  свободным  от  ответственности ". 

Если  он  был  ограблен  на  той  территории  куда  простиралась  власть  вавилонского  царя,  то  в  действие  вступали  пункты  23  и  24,  и  можно  было  надеятся  на  возмешение  убытков  за  счет  той  общины,  на  территории  которой  произошел  грабеж,  однако  торговые  поездки  были  большей  своей  частью  заграничными.  А  о  существовании  каких-либо  договоров  между  Вавилоном  и  соседними  с  ним  державами  о  совместной  борьбе  с  разбоем  на  дорогах  пока  ничего  не  известно,  да  и  вообще  о  международных  отношениях  Вавилона  того  времени  известно  на  настоящее  время  очень  мало.

Остальные  пункты  регулируют  отношения  между  тамкаром  и   шамаллумом.  Помимо  денег  тамкар  мог  дать  шамаллуму  любое  движимое  имущество  для  продажи  ( п. 104 ).  В  этом  случае  шамаллум  должен  был отдать  тамкару  всю  выручку  и  получить  у  него  документ  с  печатью.

" Если  тамкар  даст  шамаллуму  хлеб,  шерсть,  масло  или  любое  другое  имущество  для  продажи,  то  шамаллум  должен  подсчитать  серебро  и  вернуть  тамкару.  Шамаллум  должен  получить  документ  с  печатью  о  серебре,  которое  он  дал ".

Поскольку  здесь  ничего  не  говорится  о  вознаграждении  для  шамаллума,  то  возможно  два  предположения:  1)  Их  взаимоотношкния  на  этот  случай  уже  предусмотрены.  2) либо  это  какое-то  дополнительное  поручение  шамаллуму  за  которое  вознаграждения  не  полагалось.  Также  может  быть  и  то,  что  речь  шла  не  о  путешествии  а  о  продаже  на  месте.  Подобного  рода  торговые  операции  могли  также  еще  и  подлежать  учету  в  каруме,  ибо  без  этого  предположения  неясен  смысл  п. 105,  в  которой  говорится, что, если  шамаллум  по  небрежности  не  взял  у  тамкара  соответствующего  документа,  то  " серебро  без  документа  с  печатью,  не  причисляется  к  счету ".  Совершенно  ясно,  что  речь  идет  не  о  приходно-расходных  книгах  самих  агентов,  они  были  вольны  вести  их  или  нет,  а  о  каком-то  счете  куда  серебро  вносилось  именно  при  предьявлении  документа,  а  не  денег.  Такой  счет  мог  быть  только  в  каруме,  где  велся  общий  для  всех  купцов  баланс.

Карум  в  сложных  условиях  тогдашней  внутренней  и  внешней  торговли  мог  нормально  работать  лишь  при  строгом  учете  и  честности  всех  партнеров.  Нарушение  доверия  здесь  рассматривалось  как  очень  тяжкий проступок  и  каралось  соответственно,  что  и  нашло  свое  отражение  в параграфах  106  и  107  предусматривающих  случаи  спора  между  шамаллумом  и  тамкаром.  Так  если  шамаллум  взял  у  тамкара  серебро  и  затем  отпирается  в  получение  этого  серебра,  то  тамкар  должен  был  изобличить  его  перед  богом  и  свидетелями " ( судебные  заседания  карума  происходили  в  храме  Шамаша ),  и  шамаллум  был  обязан  вернуть  взятое  серебро  в  троекратном  размере .  Если  же  тамкар  совершал  аналогичный  поступок  против  своего  шамаллума  то  он  подвергался  еще  более  тяжкому  наказанию:  он  обязан  был  вернуть  серебро   шамаллуму  в  шестикратном  размере.  (  что  говорится  в  п. 107 )

Как  видно,  Законы  даже  предоставляют  защиту  слабому  против  сильного.  Другой  вопроснасколько  удавалось  слабому  в  реальной  жизни  отстоять  свои  права.

Вавилонское царство до Хаммурапи

   Хаммурапи - царь Вавилонии, знаменитый политик и полководец XVIIIв. до н.э. Сохранившиеся законы Хаммурапи – ценный памятник древне – восточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права.

   Среди городов Древнего Востока Вавилон был самым почитаемым. Само название города – Баб–Илу (“Ворота Бога”) – говорило о его святости, об особом покровительстве богов, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей. Вавилон располагался в очень удобном месте, где сближаются реки Тигр и Евфрат и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей. Захват Междуречья кочевниками – амореями (около 2000 г. до н.э.) нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишенных полива полях кочевники пасли овец.

Но запустение было не долговременным. Крупные царские хозяйства распались. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Никто не гнал сельских жителей теперь на полевые работы, не отбирал  урожай в царские амбары и не вел долговых записей на глиняных табличках. Хозяева решали сами выращивать ли им ячмень или финиковые пальмы,  сами распоряжались урожаем. С приходом кочевников – амореев в Междуречье стало больше коров и овец.  Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведенных ими продуктов или изделии. Возникают множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появившиеся излишки продуктов и изделии скупают и продают за пределами страны богатые торговцы – тамкары. Обратно они провозят в основном рабов, так как в Междуречье стало не хватать рабочей силы.  К 1800 году до н.э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению Вавилона, в то время как соседние города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику   и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

Шестой царь Вавилона – Хаммурапи

Положение меняется при шестом царе Вавилона – Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причем нередко – чужими руками. В конце концов, Вавилонский царь расправился со своим главным союзником, царем северного государства Мари, которого звали Зимри – Лим

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. С одной стороны, власть царя должна быть сильной, чтобы его владения не распались опять на отдельные области. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны, так как люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел приемы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он лично вникал во все мельчайшие дела своего обширного государства. Прокладка оросительного канала, насаждение плодового сада – ничто не ускользало от его внимания

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины, общинные земли свободно продавались. Хаммурапи создавал царские поместья, не отбирая землю у крестьян, а использовал выделяемые ему общинные земли. На эти земли Хаммурапи посылал своих воинов и так называемых «мушкену». Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азией. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на 12 месяцев, час – на минуты и секунды, а круг  - на 360 градусов. Благодаря трудолюбивым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий, которые умело приспособлены к современности.

“Кодекс Хаммурапи”

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

В 1901 году французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой черный базальтовый столб с изображением царя Хаммурапи и текстом его законов, написанных клинописью. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем–покровителем суда. Текст законов состоит из трех частей:

введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, “чтобы сильный не притеснял слабого” перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

282 статьи законов;

обширное заключение.

Для составления сборника законов источниками послужили обычное право, шумерские судебники и новое законодательство.

Земельная собственность в Вавилоне

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

царские;

храмовые;

общинные;

частные.

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю происходил упадок общины. Земли могли свободно продаваться и сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких–либо ограничений со стороны общин на подобные сделки не существовало. Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде поля, сада, еще не освоенной земли.

Земельные наделы воинов и имущество солдат подчинялись особому правовому режиму.

 Договоры по Законам Хаммурапи

В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры:

аренды;

имущественного найма;

личного найма;

займа;

купли – продажи;

хранения;

товарищества;

мены;

поручения.

В ряде статей упоминаются различные виды имущественного найма:

помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается плата за них, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами устанавливался порядок оплаты  труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Царь занимался и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Но не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у торговцев – тамкаров (ростовщиков) за дополнительную плату.  Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого – нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось, так как среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны. Своими законами Хаммурапи стремился оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

ограничения максимального срока отработки долга тремя годами;

ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли–продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.

Семейно – брачные отношения по Законам Хаммурапи

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность, определяемую в законе как прелюбодеяние, она подвергалась суровому наказанию. Но мужу разрешалось иметь побочную жену, если законная жена его была бесплодна.

Будучи главой семьи, отец имел сильную власть над детьми:он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни – наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления.

Законы Хаммурапи о преступлении и наказании

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений:

против личности;

имущественные;

против семьи

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть.

Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний:

смертная казнь (сожжение, утопление,  посажение на кол);

членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.);

штрафы;

изгнание.

При определении наказания руководствовались “принципом талиона” – “мера за меру”, когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Талион применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвинённому).

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.


Наказаниями за преступления, подрывающие основу семьи, также были смертная казнь (за прелюбодеяние), членовредительство (например, отрубление руки сыну, ударившему отца).

Судебный процесс по Законам Хаммурапи

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки считают, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями богов. В ведении любого суда находилось рассмотрение широкого спектра дел - в области гражданского, уголовного, семейного (в том числе о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того или иного дела всегда исходила только от одной из заинтересованных сторон, которая должна была выступить в суде с обвинением или претензией. Судебный процесс носил состязательный характер, причём бремя доказывания целиком лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса  - обвинителе или истце и обвиняемом или  ответчике, а также на их свидетелях. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (испытание водой). При рассмотрении многих исков было обязательно наличие свидетелей (в делах, касающихся уплаты и получения денег) или документа с печатью, подтверждающего совершение определённых операций и сделок или определённые отношения (при  передаче каких-либо ценностей для продажи была обязательна своеобразная «расписка» с печатью о получении денег; при заключении брака обязателен был письменный договор, иначе брак считался недействительным); при дарении имущества, в том числе между родственниками; при гарантиях мужа жене, что она не может быть отдана в заложники за его долги; о назначении приданого дочерям и «вдовьей доли» жене; о передаче скота пастуху). В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа с печатью (при сдаче на хранение денег или имущества). Если истец не мог представить суду этих доказательств, то его претензии судом не принимались. Особый вид доказательств составляли обращения к «божьему суду». Речь идёт о клятвах перед богами и ордалиях, состоявших в том, что обвиняемый бросался (или его бросали) в реку, и считалось, что его судьба зависит от воли бога реки: если он был невиновен, то всплывал, а если виновен - тонул (то есть бог реки «забирал» его). Клятвы перед богами приносились по множеству поводов: это обязан был сделать обвинитель, свидетели, заявитель о пропаже или краже имущества и об имевшей место сдаче его на хранение, а также об уплаченной за товар сумме. В ряде случаев обвиняемым в уголовном преступлении или ответчикам по гражданским искам было достаточно принести клятву богам, чтобы считаться невиновными и быть свободными от ответственности: при неумышленной потере или случайной гибели чужого имущества, доверенного ответчику, а также о сбривании по неведению рабского знака у чужого раба; обвинённая мужем, но не уличённая в измене жена также должна была поклясться в своей невиновности, и была признаваема таковой; это же относилось к человеку, обвинённому в непреднамеренном убийстве или нанесении раны в драке. Однако, речь идёт не о том, что дело в принципе не подлежало пересмотру, а только о том, что этого не имел права делать тот же самый судья и суд, которые выносили первоначальное решение и, следовательно, для пересмотра дело должно было направляться в вышестоящую инстанцию - вероятно, прямо к царю. Хотя в тексте Законов Хаммурапи нет прямого упоминания того, что царь являлся кассационной или апелляционной инстанцией, в одной из статей  (129) проскальзывает намёк на традиционное царское право помилования (если муж пощадит свою прелюбодейку-жену, то царь автоматически дарует помилование любовнику); кроме того, трудно сомневаться, что царь при желании  мог казнить, кого хотел.

Заключение

Итак,  подводя  итог  всему  вышесказанному,  можно  сказать,  что  главной  основой  благополучия  Вавилона  было  ирригационное  земледелие,  которое  в  свою  очередь  основывалось  на  тягловой  силе  животных,  следовательно  само  скотоводство  тоже  было  одной  из  главных  составляющих  сельского  хозяйства.  Садоводство  также  играло  немалую  роль  в  экономике,  так  как  его  продукты,  в  основном  финики,  шли  на  продажу.  Из  торговых  отношений  можно  выделить  сильную  зависимость  Вавилона  от  торговли  и  от  импорта  им  самим  сырья.  Хозяйство  в  Вавилоне  было  царским  или  храмовым,  а  торговые  операции  осуществлялись  специальными  торговыми  агентами  ТАМКАРАМИ,  которые  в  свою  очередь  действовали  с  помощью  сво-их  помощников  ШАМАЛЛУМОВ,  они  то  непосредственно  участвовали  в  небезопасных  торговых  предприятиях.   Оплотом  деспотической  власти  в  Вавилоне  была  постоянная  армия,  войны  которой  получали  за  свою  службу  определенные  наделы  земли,  причем  сами  эти  наделы  не  являлись  их  собственностью,  они  являлись  собственностью  царя  и  не  могли отчуждаться  ни  под  каким  предлогом.  В  социальных  отношения  наметился  определенный  прогресс,  в  частности  рабы  подлежали  нака-занию  только  по  суду,  и  слабый  мог  выступать  на  суде  против  силь-ного,  во  всяком  случае  это  видно  из  самих  законов,  другой  вопрос  -  насколько  слабому  в  реальной  жизни  удавалось  отстоять  свои  права,  впрочем  это  не  вина  кодекса,  ибо  коррупция  существовала  во  все  времена.  Но  несмотря  на  это  мы  все  же  видим,  что  женщина  всетаки  не  имела,  ну  или  почти  не  имела  никаких  прав,  особенно,  если  она  не  принадлежала  к  числу  свободных.  И,  наконец,  что  бросается  в  глаза  -  это  сильный  “ бюрократизм “,  вавилонян,  которые  привыкли  все  сделки  заключать  при  свидетелях,  что,  конечно  же  отнюдь  не  поощряло  торговые  отношения.  

Самым почитаемым богом Вавилона был Мардук. Хаммурапи в введении к своим законам говорит:”…Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны  истину и справедливость и улучшил положение людей”. Царь таким образом пытается примирить интересы разных людей – тамкаров, мушкену, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божества. Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников – бог дает людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но – через царя!..

Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились.

Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим  заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливающего согласие между людьми.

  

Литература

Большая Советская энциклопедия. М.:1980

Желудков А.В, Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Изд. “ПРИОР”.М.,2003.

История государства и права зарубежных стран. Ч.1: /Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.,1998

Древнего  Востока:  материалы по  историографии.  Учебное     пособие /       

История  Древнего  Востока.  Ч. 1.  Месопотамия./  под  ред.  И. М. Дьяконова. – М.:  1983. – 534с.

Заблоцка  Юлия.  История  Ближнего  Востока  в  древности. – М.:  1989. -  413с.

История  Древнего  Востока /  под  ред.  В. И. Кузищина. – М.: 1988.



{SHOW_TEXT}

Культура Древнего Китая ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ Теория культуры Первобытный человек и начало его общественного существования Эпос о Гильгамеше Культура Древней Индии Культовые постройки Дренего Египта Представление о загробном мире в Древнем Египте Влияние религии на общество Буддизм и его влияние на культуру 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия