Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Салон красоты электроэпиляция Москва.

Эпос о Гильгамеше

 

ВВЕДЕНИЕ.

Одним из самых выдающихся достижений древних шумеров было изобретение письменности – клинописи, названной так из-за сходства формы ее знаков с горизонтальными, вертикальными и угловыми клиньями.

Основным материалом для письма в Древней Месопотамии была глина. Глина была прекрасным материалом для письма – глиняные таблички не разрушались, например, от пожара, а, напротив, приобретали еще большую прочность. Они, покрытые клинописными знаками, высушивались на солнце, редко обжигались.

Богатая шумерская литература была представлена поэмами, лирикой, мифами, гимнами, легендами, пословицами, эпическими сказаниями и другими жанрами.

Самым знаменитым памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о полулегендарном герое Гильгамеше, царе Урука.

Это величайшее литературное произведение Древней Месопотамии. Шумерский вариант сказаний о Гильгамеше сохранился лишь во фрагментах, а в наиболее полном виде этот цикл выступает в поздней аккадской переработке, текст которой был обнаружен в городе Ниневии, столице Ассирии.

Его герой Гильгамеш озабочен поисками бессмертия для себя и других людей. Концовка поэмы выразительно подчеркивает мысль о бренности человеческого существования, неотвратимости смерти и в то же время о посмертной славе человека, совершившего на земле славные дела, которые будут жить в памяти потомков. [2. 12-15]

ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ

Основные сюжеты ближневосточной литературы берут свое начало в шумерских мифах. Аккадцы, завоевав шумеров, восприняли их культуру, которая потом прошла через Вавилон и Ассирию. Мифы вавилонян и ассирийцев связаны с их шумерскими прототипами. Два из них – «Сошествие Иштар в Подземное царство» и рассказ о потопе – почти идентичны шумерским. Структура мифов и содержания остались неизменными, только богам дали иные имена. Богиня любви, плодородия и восхода Инанна превратилась в Иштар, Энлиль в Эллиля (бог воздуха, ветров и обитаемой земли, царь богов), Энки в Эйя (водный бог и бог мудрости).

Главным богом вавилонского пантеона был Мардук. Вавилонский миф о мироздании в основе своей восходит к шумерам. [3. 104] Поэма записана на глиняных таблицах, таблицы в ряде случаев побиты, текст не везде сохранился. Но даже собранный из фрагментов, из осколков, эпос о Гильгамеше поражает нас грандиозностью своих чувств, идей, картин древнего быта. Эпос жил, переходя из поколения в поколение, в течение тысячелетий, меняя краски, но сохраняя главную сущность свою – гимн подвигу, силе, отваге. [1. 72] Он записан на 7 глиняных табличках, найденных во время раскопок в Ашшуре. Каждая табличка соответствует описанию одного из этапов мироздания. Первоначально существовал известный нам хаос в виде чудовища Тиамат. Мардук разрубил его тело на две части. Из верхней он создал небо со звездами, из нижней – землю с растениями и животными. Затем из глины, смешанной с кровью одного из богов, он вылепил первых людей по своему образу и подобию.

Культурные герои находятся во взаимодействии с богами, их судьбы тесно переплетены. Сравнивая шумерские песни-сказы о Гильгамеше с самым известным на аккадском языке вавилонским эпосом о Гильгамеше, видим как отдельные волшебные сказки-былины соединяются в единое целое. Сохраняя все шумерские сюжеты, вавилонская литература более последовательна и логична. Эпос способствует синтезу мифов и становлению мифологии как целостной системы. Э. Кассирер интерпретирует культуру как плод платонической любви, которая в свою очередь определяется как желание бессмертия. Эпос о Гильгамеше иллюстрирует этот вывод.

В моем городе умирают люди, горюет сердце!

Люди уходят, сердце сжимается!

Через стену городскую свесился я,

Трупы в реке увидел я,

Разве не так уйду и я?

Воистину так, воистину так![3. 105]

«Зачем ты мне дал в сыновья Гильгамеша

И вложил ему в грудь беспокойное сердце?»

Так тоскует и жалуется богу Шамашу царица Нинсун. [1. 72]

У Гильгамеша «беспокойное сердце», он чувствует в себе силу необыкновенную и рвется в бой:

Гильгамеш уста открыл, вещает Энкиду:

- Друг мой, далеко есть горы Ливана,

Кедровым те горы покрыты лесом.

Живет в том лесу свирепый Хумбаба, -

Давай его вместе убьем мы с тобою,

И все, что есть злого, изгоним из мира! [1. 72]

Гильгамеш является типичным культурным героем, встречаемым на всех этапах развития культуры. Таким образом, цивилизация фиксирует и запоминает созданное до ее возникновения. [3. 105] Благородны помыслы Гильгамеша. Конечно, он думает и о славе («Вечное имя себе создал я»), но это скорее извечная тяга человека к бессмертию, - через славу, через память поколений. [1. 73] Гильгамеш защищает свой народ от захватчиков, хотя все в руках бога:

Без Энлиля, Могучего Утеса,

Невыстроен город, не заложен поселок,

Не выстроен хлев, не заложен загон,

Вождь не возвышен, жрец не рожден,

Не избран оракулом служитель храма,

Нет в отрядах начальников войска.

И далее, напоминая библейское: «Твои замыслы кто угадает? Твои тайные силы никому не подвластны!», «Слово твое небесам опора, слово твое земле – основа! Сия хвалебная песнь богу – превыше всего», - заключает гимн Энлилю. [3. 106]

У Гильгамеша есть друг Энкиду. Если Гильгамеш – полубог («на две трети бог, на одну – человек»), то и друг его тоже создан богами:

Умыла Аруру руки,

Отщипнула глины, бросила на землю,

Слепила Энкиду, создала героя.

Он долго жил одиноко, бродя со зверями, пока не прослышал о нем царевич и не пожелал подружиться с ним. Страшен облик дикого Энкиду:

Шерстью покрыто все его тело,

Подобно женщине, волосы носит,

Пряди волос, как хлеба густые,

Одеждой одет он, словно Самукан (нагой царь зверей. – С. А),

Вместе с газелями ест он травы.

Как приобщить дикаря к людям, как сделать из него человека? Прибегли к помощи прекрасной Шамхат. Познал любовь дикарь-человек. «Смирился Энкиду… стал он умный, разумением глубже», и тогда Шамхат позвала его к людям, к герою Гильгамешу:

Ты красив, Энкиду, ты богу подобен, -

Зачем со зверьем в степи ты бродишь?

Давай введу тебя в Урук огражденный

К светлому дому, жилищу Анну,
Где Гильгамеш совершенен силой

И, словно тур, кажет мощь свою людям!

И согласился Энкиду прийти в «Урук огражденный», к «светлому дому» бога неба Анну, к герою Гильгамешу, и мудрая Нинсун, мать Гильгамеша, соединила руки друзей и благословила их на подвиги. [1. 73]

Устроив дела в своем городе, Гильгамеш решает добыть славу в борьбе с природой. Это имеет материальное основание, так как в период становления сельскохозяйственной цивилизации необходимо рубить леса. Бог Анну на совете богов говорит: «Умереть подобает тому, кто у гор похитил кедры!», но Эллиль предлагает, чтобы умер друг Гильгамеша Энкиду, а не он сам. [3. 106] И герой умирает на руках друга. Велико горе Гильгамеша, люди в давние времена не сдерживали своих чувств, выражали их сильно:

Энкиду, младший мой брат…

Что за сон теперь овладел тобою?

Стал ты темен и меня не слышишь!

А тот головы поднять не может.

Тронул он сердце – оно не бьется.

Закрыл он другу лицо, как невесте,

Сам, как орел, над ним кружит он,

Точно львица, чьи львята в ловушке,

Мечется грозно взад и вперед он,

Словно пудель, раздирал власы он.

Словно скверну, срывает одежду. [1. 73]

«Его постигла судьба человека!», сокрушается Гильгамеш.

После смерти Энкиду Гильгамеш, по его собственным словам, устрашился смерти и убежал в пустыню:

Энкиду, друг мой любимый, стал землею!

Так же, как он, и я не лягу ль,

Чтоб не встать во веки веков? [3. 106]

И герой отправляется на поиски единственного человека, допущенного богами к жизни вечной, - это Утнапишти. Посмотреть на него хочет Гильгамеш и «спросить его о жизни и смерти».

Авторы эпоса о Гильгамеше так представляли себе мир: огромный мировой океан, на нем плавает Земля. Там же острова блаженных (рай). Земля окружена горами. Между двумя горами – медные ворота, бог Шамаш (солнце) проходит через них, чередуя день и ночь. Где-то за ними находятся воды смерти и преисподней. Охраняют ворота люди-скорпионы. И к этим дальним краям отправляется герой. Отговаривают его: никогда человеку не было туда дороги, никто не ходил туда, а если и войдет в медные ворота. Оттуда уже не выйдет. Богиня Садури увещевает его:

Гильгамеш, куда ты стремишься?

Жизни, что ищешь, не найдешь ты!

Боги, когда создавали человека, -

Смерть они определили человеку.

Жизнь в своих руках удержали.

Богиня Садури призывает Гильгамеша к сладкой, беззаботной жизни! Зачем искать, зачем терзаться неизвестным и стремиться к невозможному, пользуйся тем, что тебе дано. Боги лишили человека бессмертия, с этим надо смириться:

Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,

Днем и ночью играй и пляши ты!

Светлы да будут твои одежды.
Волосы чисты, водой омывайся,

Гляди, как дитя твою руку держит,

Своими объятьями радуй подругу –

Только в этом дело человека! [1. 74]

Человек не должен стремиться к невозможному. Сам погибший Энкиду пытается убедить Гильгамеша, что он должен выполнить свое человеческое предназначение:

Издревле, Гильгамеш, назначено людям:

Земледелец пашет землю, урожай собирает,

Пастух и охотник со зверьем обитает,

Надевает шкуру, ест их мясо.

Ты же хочешь, Гильгамеш, чего не бывало. [3. 106]

Но Гильгамеш безутешен. Главная мечта его теперь – обрести вечную жизнь. Мотив борьбы со смертью – основной в эпосе о Гильгамеше.

Ярая смерть не щадит человека:

Разве навеки мы строим дома?

Разве навеки ставим печати?

Разве навеки делятся братья?

Разве навеки ненависть в людях?

Разве навеки река несет полные воды?

Стрекозой навсегда ль обернется личинка?

Великие боги ведают судьбой человека:

Они смерть и жизнь определили,

Не поведали смертного часа,

А поведали: жить живому!

Вспоминая о египетских пирамидах и мумиях, можно сказать, что египтяне практически стремились к тому, чего так страстно желал Гильгамеш. Страдания Гильгамеша по поводу неизбежности смерти напоминают страдания Будды:

Что же делать,

Утнапишти, куда пойду я?

Плотью моей овладел Похититель,

В моих покоях смерть обитает,

И куда взор не брошу – смерть повсюду! [3. 107]

Но недаром сетовала царица Нинсун на богов, дали они ее сыну «беспокойное сердце», не хочет Гильгамеш мириться с долей человека и, презрев все преграды, отправляется в путь, к тому единственному, который, оставаясь человеком, стал бессмертным, - к Утнапишти дальнему. Долго шел он к нему – «обошел все страны», «взбирался на трудные горы», «через все моря переправлялся», «сладким сном не утолял свои очи», «мучил себя непрерывным бдением», «плоть свою наполнял тоскою». Изменился внешний облик Гильгамеша: «щеки впали, голова поникла», «лицо увяло», «жара и стужа чело опалили».

И вот, наконец, нашел того единственного, о котором ходили легенды, и дивится Гильгамеш, глядя на Утнапишти, - «не чуден ростом» и «сам не чуден», такой же, как и он, Гильгамеш, - с таким и «сразиться не страшно».

«Скажи, как ты, выжив, в собранье богов был принят и жизнь в нем обрел?» - спрашивает он удивительного человека. И сказал Утнапишти «сокровенное слово», и открыл Гильгамешу «тайну богов».

Далее следует история всемирного потопа, вероятно самая первая и самая древняя его версия, известная народам Европы по Библии. Картина удивительна по экспрессии, краскам:

Цепенеет небо,

Что было светлым, - во тьму обратилось.

Вся земля раскололась, как чаша. [1. 74-75]

Боги решают устроить потоп на своем совете, но один из них, светлоокий Эа сообщает о грядущей катастрофе хижине и через нее дает совет человеку:

Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,

Богатство презри, спасай свою душу!

На свой корабль погрузи все живое.

Так Утнапишти и сделал. Высота бортов ковчега была 60 м, площадь ковчега 1/3 га. [3. 107]

Ходит ветер шесть дней, семь ночей,

Потоком буря покрывает землю.

При наступлении дня седьмого

Буря с потопом войну прекратили…

Успокоилось море, утих ураган – потоп прекратился.

Когда все успокоилось, Утнапишти увидел вокруг своего корабля сплошное водное пространство (все человечество стало глиной). [1. 75] Выпущенный из ковчега через 7 дней голубь вернулся назад, не найдя себе места. Вернулась и ласточка, посланная позже, но не вернулся ворон. [3. 107]

Сердятся боги на собрата своего Энлиля, зачем устроил потоп, зачем погубил всех людей, и указуют на Утнапишти. Энлиль решил: «доселе был Утнапишти человеком», отныне будет «подобен богам» - «пусть живет». [1. 75]

Утнапишти вышел из ковчега и принес жертвы богам, главный из которых Эллиль сделал его бессмертным. [3. 108]

Такова история человека, которого так искал Гильгамеш. Что же стало с самим Гильгамешем? Даруют ли ему боги бессмертие? Утнапишти на прощанье открыл ему тайну магического цветка, сказав, что если уколется человек о его шипы, то будет «всегда молод». Возвращается Гильгамеш домой, мечтая о том, что принесет он этот цветок в родной Урук, накормит народ свой, цветок испытает. Но вот «змея цветочный учуяла запах… цветок утащила». Гильгамеш заплакал. По щекам его побежали слезы…

Для кого же трудились руки?

Для кого кровью истекало сердце?

Такова эта древнейшая сказка человечества с ее вечными чувствами – любовью, дружбой, самопожертвованием ради людей и с вечными мыслями о жизни и смерти. [1. 75]

Таково содержание «Эпоса о Гильгамеше». Так о нем нам рассказывают С. Д. Артамонов и А.А. Горелов. Но что по этому поводу говорят Стахорский и Серебрянов?

«Эпос о Гильгамеше» считается древнейшим в мире литературным произведением, созданным в 22 в. До н.э. древними шумерами, основателями цивилизации Двуречья. Насколько это действительно так, судить сложно, поскольку доставшийся нам список из знаменитой клинописной библиотеки Ашшурбанапала, царя Ассирии, относится только к 7 в. До н.э., а более ранние ее копии (некоторые из которых датируются 1800 г. до н.э., т.е. почти временем правления знаменитого законодателя и завоевателя Хаммурапи) содержат лишь фрагменты текста. В эпосе действительно содержатся отсылки к предшественникам ассирийцев и даже к довавилонскому времени, но так как он явно подвергся очень сильной обработке современниками Ашшурбанапала, сложно сказать, какие эпизоды присутствовали в изначальном эпосе, а какие – интерполированы (вставлены) ассирийцами по аналогии. [5. 93]
Эпос рассказывает о приключениях легендарного основателя города Ура полубога Гильгамеша и его друга Энкиду (букв. «сын Энки»), их походе на властителя гор Ливана монстра Хумбабу, смерть Энкиду, которого возненавидела отвергнутая Гильгамешем богиня Иштар, и странствие самого Гильгамеша в страну мертвых к хозяйке богов Сидури и праотцу Утнапишти за цветком бессмертия.

Чаще всего это сказание вспоминают в связи с историей о всемирном потопе. Хотя ее очень близкое сходство с нарративом книги Бытия очевидно, выводить из этого, как с легкой руки Фрэзера делают очень многие, прямое заимствование библейской истории из «Гильгамеша», по меньшей мере неосторожно. Эта история никак не связана с сюжетом поэмы и может как относиться к циклу объединенных в поэме различных легенд о Гильгамеше, так и быть самостоятельной историей, приписанной Гильгамешу ассирийцами – а в этом случае, не исключено и обратное заимствование, от евреев к ассирийцам. Еще более естественно предположить, что обе истории повествуют об одном и том же событии, зафиксированным в исторической памяти народов независимо друг от друга. [4 . 128 ]

В Библиотеку Еретиков эта книга вошла с целью дать читателю возможность погрузиться в мир древневосточной литературы с другой стороны. От читающих Библию часто можно слышать жалобы, что текст написан нудно, примитивно и неувлекательно. После прочтения «Эпоса» становится ясно, что предмет жалобы называется не занудством, а иной мелодикой, в которой писали жители того мира. Неторопливый шаг стиха создает ощущение вечности, размеренность слов завораживает, а повторы – задают ритм.

Ритм для древневосточной литературы вообще исключительно важен, так как, в отличие от нашей цивилизации, где тексты читают про себя, в те времена слово было всегда – всегда! – словом произносимым. И Библию, и Эпос о Гильгамеше не читали для себя, а пели в собрании слушателей. Пели за многие столетия до того, как эти слова были записаны. Да и записи делались в исключительных случаях – чаще всего перед угрозой вражеского нашествия и возможной гибелью всех сказителей, чтобы хоть так сохранить драгоценные слова.

И спешить древнему человеку тоже было некуда. В отличие от нас, его мир не делился на профанный (земной) и сакральный (божественный): любое земное действие затрагивало струны мироздания и обладало собственной сакральностью. Они не верили в своего Бога или богов – они жили в мире, где боги существовали изначально и по определению, это была первейшая аксиома их бытия.

Этот интегральный мир, как его видели древние шумеры и ассирийцы, соседи создателей Библии, открывается на табличках «Гильгамеша», и это была вторая причина, почему эта поэма попала сюда. Читая эту поэму, вы можете своими глазами оценить разницу в мировосприятии обеих народов – и в том, как радикально изменил картину мира евреев монотеизм. В отличие от Бога Библии, в мире «Гильгамеша» нет и намека на равенство отношений людей и богов. Боги не общаются с людьми и не устанавливают с ними отношений – они просто используют их в своих целях. Для человека лучше всего не общаться с богами, а если такая встреча неизбежна – следует быть готовым к всевозможным неприятностям. На каждый случай божественного благодеяния людям приходится несколько крупных божественных гадостей, часто со смертельным исходом. Сделанное одним богом добро почти неизбежно навлекает на облагодетельствованного смертного гнев другого бога, лишь потому, что у него какие-то свои счеты с небесным благодетелем. Таков мир язычника, где человек может полагаться только сам на себя, и «удел людей – подчиненье высшим» – вечные игры с богами с целью избежать как их гнева, так и их милости. [ 5. 93-95 ]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Эпос о Гильгамеше» - это героическая поэма о полулегендарном царе Урука Гильгамеше. В лице этого героя выражены сила, власть, удача, мудрость, свободолюбие, а главное любовь. Но эта любовь не только к самому себе, она обращена ко всем людям его земель. Именно для них он совершал все свои подвиги, именно их жизнь он пытался облегчить, именно для них (и для себя в том числе) он пытался найти бессмертие. Он был силен, и эта сила могла заключаться в его стремлении помочь людям, в его любви к людям. Гильгамеш ужасно переживает смерть своего лучшего друга, а еще больше – потерю цветка, который мог бы принести бессмертие ему и его народу. И он сам говорит о том, что все, что он делал, все его подвиги теперь бессмысленны, так как он потерял то, к чему стремился, он потерял свое бессмертие и бессмертие своего народа.
 

ЛИТЕРАТУРА

1. С.Д. Артамонов «Литература Древнего мира» - Просвещение, Москва, 1988г.

2. Василевская «Мировая художественная культура» - Москва, 1996г.

3. А.А. Горелов «Культурология» - Юрайт-М, Москва, 2002г.

4. С.Д. Серебрянов «История мировой культуры. Наследие Запада» - Москва, 1998г.

5. С.В. Стахорский «Хроника мировой культуры» - Москва, 2001г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



{SHOW_TEXT}

Римское право Культура Древнего Китая ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ Теория культуры Первобытный человек и начало его общественного существования Законы Хаммурапи Культура Древней Индии Культовые постройки Дренего Египта Представление о загробном мире в Древнем Египте Влияние религии на общество 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия