Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Краткий курс лекций

 

Павлюченков Д.Н.

Краткий курс лекций

«РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО»

«РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»

 

2005 г.

 

1. Введение

За прошедший семидесятилетний период «воинствующего атеизма» люди в нашей стране привыкли верить в то, что религия никоим образом не влияет на жизнь современного человека, однако, выехав за предел страны, или, принимая гостей из заграницы, мы сталкиваемся с совершенно противоположными явлениями.

В современных экономических отношениях необходимо учитывать особые религиозные взгляды деловых партнёров, так как они могут повлиять на ход всего дела. Даже тогда когда мы выезжаем  заграницу отдыхать (особенно популярны мусульманские страны - Египет, ОАЭ, Тунис, Турция и т.д.) необходимо учитывать религиозную специфику, чтобы не попасть в глупое, а порой и опасное положение.

 

Тема 1. Применение закона «О свободе совести и религиозных объединениях»

Согласно Конституции Россия - светское государство, т.е. ни одна из религий не может называться государственной. Светскость государства не должна быть ориентированна на атеистичность (отрицание религии), т.к. атеизм тоже можно назвать убеждением, только антирелигиозным.

Закон не запрещает участие религиозных лидеров в общественных мероприятиях, но не требует этого как обязательного. Нужно отметить, что есть много развитых, даже европейских государств, где имеется государственная религия: Великобритания - англиканство, Греция - православие, Израиль - иудаизм, не говоря о странах арабского мира, где ислам регулирует светское право.

 

Тема 2. Введение в предмет. Основные понятия

Религия (лат. - religio, reeligio, religaro) – вера в сверхъестественные силы      (Бог, духи) управляющие миром, осуществление связи с ними, оформленной в культ (вероучение, аскетика, молитва и т.д.).

Вера (гносеологическая) – убежденность, которая простирается в будущее, основанная на сумме знаний, подтверждённых опытом (прим.: зимой опять пойдёт снег).

Вера (религиозная) – убежденность, которая простирается за пределы материального мира, основанная на сумме знаний, не подтверждённых опытом (прим.: загробная жизнь).

Душа – бестелесная нематериальная сила организма. Часто под душой подразумевают внутренние силы организма (разум, воля, таланты и т.д.). Многие религиозные и философские системы усваивают душу предметам и миру в целом. Также признаётся существование души у животных.

Дух – (лат.: spiritus) нематериальная сила присущая только человеку, та сила, которая связывает человека с Богом, являясь именно тем «образом и подобием Божьим» по которому, согласно Библии, был создан человек.

Некоторые мнения богословов и философов разделяют понятия душа и дух, но в большинстве теорий они тождественны.

Бог – сила обладающая  всемогуществом, т.е. не подвластность законам материального мира. За Богом признаются следующие качества: бессмертие, сотворение мира, вневременность, самобытность и т.д..

Монотеизм – (греч.: моно - один) – религиозная система признающая существование только одного Бога (христианство, ислам, иудаизм).

Политеизм – (греч.: поли - много) религиозная система признающая существование многого количества богов (духов), каждый из которых имеет определённый атрибут (силу). Другое название политеизма со стороны монотеистических систем - язычество.

 

Тема 3. Религия первобытного и раннеплеменного общества

Невозможно определить время возникновения религии. Археологические находки, а именно захоронения, доказывают что религия, точнее вера в существование загробного мира или перерождения,  имело место у первобытного человека. Об этом можно судить по определённой позе покойника (поза эмбриона), тело посыпалось охрой, которая символизирует кровь и возрождение, в могилу клали орудия труда и пищу. Также ярким примером первобытной религии являются наскальные росписи: субъективное магическое проецирование грядущих событий (если на рисунке мамонт поражён насмерть, то также будет на будущей охоте). Некоторые культурологи  утверждают, что наскальные росписи являются только лишь «материальным воплощением чувства прекрасного, переживаемого первобытным человеком». Однако наскальные росписи являются самым верным признаком существования религиозного чувства  у первобытного человека. Основным мотивом рисунков является охота, точнее предсмертная агония поражённого зверя, - то, что позволяло первобытному человеку не умереть от голода и защититься от холода. Подтверждением религиозной принадлежности наскальных рисунков могут служить охотничьи ритуалы некоторых африканских, австралийских и южноамериканских племён, до сих пор живущих в первобытном и раннеплеменном обществах.

Магия – вера в способность влиять на внешний мир посредством определённых ритуалов и заклинаний (погоду, жизнь, охоту и т.д.)

Антропоморфные представления – система, где внешнему  миру придаются черты и переживания присущие человеку (дереву больно; мир стонет).

Фетишизм – поклонение предметам, вследствие признания за ними особых качеств, могущих управлять жизнью и внешними силами. Следует отметить, что предмет мыслился как полноценное существо.

Тотемизм – поклонение животному вследствие признания за ним могущественной силы сохраняющей род, а также вера в то, что душа предка живёт в этом животном. В современных религиях фетишизм и тотемизм в чистом виде можно обнаружить в индуизме.

 

Тема 4. Религия Древнего Египта

Изучая древнеегипетскую религия необходимо отметить то, что культ формировался в течение нескольких веков. Это было обусловлено процессом объединения Египта. Как известно до 3000 года до н.э. Египет представлял собой большое количество мелких княжеств, имеющих своих царьков и свои религиозные культы. Кода эти княжества - номы были объединены под властью фараона, то для укрепления единства государства возникла необходимость объединения культов. Именно по этой причине в египетском пантеоне мы обнаруживаем несколько божеств с одинаковыми функциями. Естественно верховным божеством становился то, которому покланялась правящая династия. 

Зооморфные элементы – заимствование политеистических культов из тотемизма, когда божеству приписывали черты или качества животного (Гор - бог с головой сокола; Священный бык Апис - воплощение бога Птаха).

Солярные боги – боги, имеющие отношение к солнцу. У Египтян богом солнца одновременно могли являться несколько божеств, в  зависимости от ситуации: Ра – бог солнца вообще; Атон-бог солнечного диска; Хепри – утреннее солнце; Атум – вечернее солнце.

Бог

Атрибут

Животное

Амон-Ра

Верховный бог

Бог-солнце

 

Осирис

Бог загробного мира

 

Птах

Творец мира

Священный бык Апис

Хнум

Бог творения

Баран

Гор

Покровитель фараонов

Сокол

Тот

Бог мудрости

Ибис, павиан

Анубис

Бог погребения

Шакал

Хаппи

Бог Нила

 

Себек

Бог воды, плодородия

Крокодил

Сет /Тифон/

Бог зла и пустыни

Гиена

Иссида

Богиня-мать

 

Хатор

Богиня веселья, любви

Корова

Маат

Богиня-истина

 

Сехмет

Богиня войны

Львица

 

Согласно верованиям египтян у человека имелось две души - Ка и Ба. Душа Ка понималась как аморфный двойник человека, который после смерти, по-прежнему, продолжает жить на земле, пользуясь теми благами, которыми покойник пользовался при жизни. Условием жизни Ка было сохранение тела, именно по этой причине развилось бальзамирование. На случай, если бальзамирование не сохранит тела, изготавливалось несколько статуй и настенных изображений покойного. Для того чтобы Ка мог узнать свои изображения, древние египтяне достигли высокого мастерства в изображении портрета. В гробницы полагалось множество предметов, которыми покойник пользовался при жизни, а также делалось множество изображений из жизни для того, чтобы Ка продолжал вечно жить привычной жизнью. Ка всегда изображался похожим на человека.

Другая душа - Ба - понималась как связующая человека с божеством. После смерти человека Ба улетала в «лоно Осириса». Изображалась в виде птицы с лицом человека.

Книга мёртвых – свитки полагаемые в саркофаг, на которых описывается загробный суд и ответы которые умерший должен дать, чтобы оправдаться перед судом Осириса (путеводитель по загробному миру)

Религиозная реформа Эхнатона –  в 1375 году до н.э. фараон XVIII династии Аменхотеп IV отменил весь египепетский культ и вместо него ввёл  монотеистический культ Атона. Ранее Атон являлся божеством солнечного диска, но мыслился лишь одним из проявлений бога Ра. Аменхотеп IV развил этот культ, объявив, что лишь Атон является единственным богом. Изображался Атон в виде солнечного диска с множеством рук, которые держат знак жизни - анкх. Вообще культ Атона трудно назвать монотеистическим т.к. фараон, по-прежнему, признавался сыном божества. Трудно объяснить причину введения нового культа, возможно, и это признают большинство исследователей, культ Атона позволил фараону освободиться от власти жрецов прежнего культа, а также конфисковать имущество храмов и земли, принадлежащие им, тем самым пополнить оскудевшую казну.   Из-за неприятия и враждебности со стороны жрецов прежнего культа, которые были популярны в народе, опасаясь заговора, фараон  перенёс столицу из Фив в новопостроенный город Ахетатон. Своё имя, которое означало “возлюбленный Амоном” изменил на Эхнатон - «возлюбленный сын Атона”. После его смерти жрецы, воспользовавшись малолетством нового фараона Тут-анкх-амона, отменили культ Атона, вернувшись к прежним культам. После Завоевания Египта Александром Македонским на культ сильно сказалось греческое влияние. Позже, в четвёртом веке нашей эры, на территории Египта распространилось христианство, которое в VII - X веках заменилось на ислам. Современное соотношение 90 процентов - мусульмане, 10 - христиане (копты).


Тема 5.  Религия Междуречья

Шумерские

Вавилонские

Ассирийские

Атрибут

Ану

Мардук

Ашур

Верховный бог

Энлиль

 

Бел

Верховный бог земли, воздуха и мудрости

Инана

Иштар

Иштар

Богиня любви

Энки

Эйя

 

Бог воды

Уту

Шамаш

 

Бог солнца

Нуску

 

 

Бог огня

Нинурта

 

 

Бог войны

Нанна

Син

 

Бог луны

Нинхурсаг

Тиамат

 

Мать-земля

Намтар

 

 

Бог судьбы

Эрешкигаль

Нергал

 

Владыка преисподней

Думузи

 

 

Покровитель  скотоводства

 

Кур – преисподняя, где пребывают души всех умерших.

Эпос о Гильгамеше – Жестокий и своенравный царь Урука, который после гибели своего друга Энкиды задумывается о смертности человека и решает добраться до места, где жил Ут-напишити, который обладал бессмертием. Ут-напишити подарил Гильгамешу траву вечной молодости, но змея похитила траву. Гильгамеш приходит к выводу, что смерть неизбежна, а память о человеке остаётся только в его делах.

На смену прежним политеистическим культам, приходит новый дуалистический - борьба двух противоположностей - добра и зла.

Ахурамазда (Ормузд) – верховный бог, творец мира в зороастризме, олицетворял добрые силы.

Ангромайнью (Ариман) – брат - близнец Ахурамазды, воплощение зла.

Зороастр (Заратуштра) – основатель зороастризма. Настоящее имя Спитама.

Зороастризм признавал четыре священные стихии: огонь, вода, воздух, земля

Авеста («знание») – священная книга зороастрийцев. Состоит из пяти книг, содержащих богослужебные гимны, описание религиозных обрядов, повествование о творение мира и конце света.

Зиккураты – храмовые башни, где хранился священный огонь.


Тема 6. Религия Древней Греции и Рима

Греческие

Римские

Атрибут

Зевс

Юпитер

Верховный бог. Гром

Гея

Теллус

Богиня земля

Гера

Юнона

Верховная богиня.

Аид

Плутон

Бог загробного мира

Гелиос

Соль

Бог солнца

Деметра

Церера

Богиня плодородия

Посейдон

Нептун

Бог моря

Хронос

Сатурн

Бог времени

Афина

Минерва

Богиня мудрости

Артемида

Диана

Богиня охоты

Аполлон

Аполлон   

Бог красоты искусства

Селена

Луна

Богиня луны

Арес

Марс

Бог войны

Гермес

Меркурий

Посланник богов

Афродита

Венера

Богиня любви

Эрос

Купидон

Бог страсти

Гестия

Веста

Богиня домашнего очага

Дионис

Вакх (Бахус)

Бог вина и разгулья

Асклепий

Эскулап

Бог врачевания

Мойры

Парки

Три богини судьбы

Эос

Аврора

Богиня зари

Эринии

Фурии

Богини мщения

Тихе

Фортуна

Богиня удачи

Пан

Фавн

Бог лесов и пастухов

Гефест

Вулкан

Бог кузнецов

 

Говоря о религии Древней Греции, следует учесть, что культ, который нам известен по множеству мифов, формировался в течение нескольких веков (это формирование можно сравнить с культом древнего Египта).

Отношения между человеком и богами заключались только лишь в задабривании богов. Если внимательно рассмотреть мифы, то ясно видна неприязнь богов к людям. Руководствуясь своим плохим настроением, боги посылают на людей различные мучения и напасти (Троянская война).  Миры богов и людей  трансцендентны (отделены).

Олимп - согласно греческой мифологии, место, где живут боги.

Нектар и амброзия – напитки богов.

Поведение богов, соответственно, является «эталоном» морали общества. Насколько «добродетельны» поступки небожителей достаточно ознакомится с мифами о Зевсе. В обществе Древней Эллады аморальным считается лишь беспечность к судьбам отечества.

Аид – загробное царство, в которое через реку  перевозчик Харон на лодке перевозил души умерших. Аид делился на две части: Элизиум (Елисейские поля) - для праведников и Тартар - для грешников. Также в тартаре находятся низвергнутые титаны. Для того чтобы вечность не мучаться воспоминаниями о земной жизни, умерший пил из Леты - реки забвения.

Религия Древнего Рима в основном переняла всю концепцию древнегреческого культа, изменив при этом имена богов, оставив неизменными функции и характеристики. Нововведением в культ Древнего Рима было обожествление императора. В Древней Греции человек, который прославим себя, назывался героем и почитался как полубог. Рим пошёл ещё дальше. Если Гая Юлия Цезаря богом объявили после смерти, уже Октавиан Август сделал это сам. Подобно Августу следующие императоры Рима также объявляли себя равными богам. Каждый житель империи был обязан совершить свой гражданский долг -  принести жертву богу-императору. Отказ от этого государственного акта объявлялся изменой и карался смертью. Именно поэтому так жестоко преследовали первых христиан.


Тема 7.  Религия Индии

Веды («учение») – священные книги известные с III тысячелетия до н.э., повествующие о правилах совершения жертвоприношений, религиозные гимны, заклинания и священная история.

Упанишады – философские трактаты.

Брахман – жрец.

Карма – действия человека влияющие на его дальнейшую судьбу.

Аватара – перевоплощение после смерти в человека или животное, что обусловливается кармой. Если карма хорошая, то следующее перерождение будет по восходящей, если отрицательной, то по нисходящей.

Сансара – бесконечная цепь перерождений, круговорот рождений и смертей.

Дхарма – долг и обязанности.

Джайны – религиозная система, проповедовавшая полный аскетизм, т.е.  освобождение от кармы.

Дигамбары («одетые в воздух») – течение в джайнизме, последователи которого не носят одежды и считают высшим проявлением аскетизма голодную смерть.

Касты: брахманы (рот) - жрецы; кшатрии (руки) - воины и правители; вайшьи (ноги) - чиновники, торговцы; шудры (ступни) - низшие рабочие. К кастам не относились парии или хариджаны - неприкасаемые. По современным Законам Индии касты упразднены, но, тем не менее, почти на официальном уровне, культивируются.

Сикхи – религиозное течение, отрицает касты и многобожие, признавая только одного бога, с которым человек должен стремиться соединиться после смерти. Для этого надо остановить перевоплощения. Проживают на территории индийского штата Пенджаб.

 

Тема 8. Буддизм

 Главная цель буддизма – это освобождения от плена сансары, т.е. прекращения перерождений - реинкарнаций. Если в классическом индуизме перевоплощение это возможность в будущей жизни достичь лучшего, то буддизм ясно говорит, что страдания присущи не только рабам, но и повелителям, а единственный путь прекращения страданий в жизни – прекратить перерождения. Будда Шакья-Муни  первым достиг нирваны и указал путь для её достижения. Согласно концепции буддизма Буддой может стать каждый. Исходя из вышесказанного, можно дать два определения понятию Будда:

1. Будда («просветлённый») – в широком смысле это человек, достигший наивысшего предела духовного развития, прервавший цепь бесконечных порождений (вышедший из сансары), достигший нирваны.

2. Сиддхартха Гаутама (Шакья-Муни) – принц племени шакьев, родился около 563 года до н.э.  основатель буддизма, первый обнаружил путь в нирвану и указал его людям.

Если карма влияет на перерождение, «вращая» колесо сансары в ту или иную сторону, то значит необходимо сделать так, чтобы кармы вовсе не было, т.е. необходимо стать бесстрастным, не реагировать на внешний мир, тем самым достигнуть полного угасания.

Нирвана («угасание») – состояние блаженства, достигаемое путём совершенного отрешения от мира.

Бодхисатва – люди достигшие нирваны, но остающиеся в сансаре (т.е. перерождающиеся) для того чтобы помочь живым существам достигнуть нирваны. Явный пример культа бодхисатв - культ тибетского далай-ламы.

Тхеравада («учение старейшин») – другое известное название «хинаяна» (узкая колесница) - течение в буддизме утверждающее, что нирвану можно достичь только через аскетизм (монашество). Примечательно, что практически каждый приверженец этого учения хотя бы одну неделю проводят в монастыре.

Махаяна («широкая колесница») - течение в буддизме проповедующее, что нирвану можно достичь не только через полный аскетизм, но и через благочестие и исполнение религиозных обрядов и церемоний. В религиозном плане махаяна «всеядна», соединяя в себе различные верования.

Школа чань - буддизма: особая роль отводилась медитации (достижению особого состояния «просветления») и самораскрытию человека в повседневной жизни.

Школа Тяньтай: основное положение заключается в том, что все существа наделены природой Буддой (т. е. считается, что человек с рождения наделён просветлением, поэтому надо только суметь обрести его).

Школа чистой земли будды Амитабхи: основное положение заключается в том, что никто не может обрести просветления своими собственными усилиями, а любое спасение проистекает от благодати Будды.

 «Восьмеричный путь» – правильные: образ жизни, действия, речь, намерения, понимание, сосредоточение, мысли, усилия.

Согласно буддийским канонам, Вселенная состоит из огромного количества миров.

Будды делятся на главных и «второстепенных».

Буддисты считают, что над миром существует три высших рая.

Существуют три высших Будды, которые управляют райскими мирами (Шакьямуни, Яо Ши и Амитофу).

Верующим, добродетельным людям и святым после смерти предоставляется возможность жить в Западном или Восточном райских мирах.

 

Тема 9. Синтоизм

Древнейшая религия японцев – до объединения страны в первые века н.э. – отражала патриархальный родоплеменной строй, где выделялось воинственная племенная знать и зарождалось патриархальное рабство.  Эта религия состояла, видимо, в почитании семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей – ками.  Слово “ками” буквально означает наверху, верхний, начальник. Неясно, были ли это первоначально духи умерших, предков или духи земли, стихий; возможно, что в образах ками сливались оба эти представления. Места почитания их были отмечены каменными оградами или простыми постройками. Изображения ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши – эмблемы божеств. Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес буддизму, называться ками-но-мити, дословно – “путь Каме”, то есть “путь местных богов”, или по-китайски, синто; последнее слово вошло и в европейские языки.

Синтоизм подвергся сильному влиянию буддизма.  Синтоистские жрецы постепенно организовались в замкнутую наследственную касту. В подражание буддистским храмам начали строиться и синтоистские храмы, хотя и более простые; синтоисты стали делать изображения богов. Буддисты ввели обряд кремации; в древности умерших в Японии зарывали в землю. Обе религии начали постепенно сближаться. Внутри буддистских храмов отводили уголки для синтоистских богов – ками; иногда этих ками даже просто отожествляли с буддистскими божествами. С другой стороны, и синтоистский пантеон пополнялся буддистскими божествами. В отличие от буддизма с его сложной и тонченной религиозно-философской догматикой, синтоизм до сих пор сохранил черты глубоко архаического культа.  Синтоизм тоже не един: он делится, прежде всего, на официальный храмовый синтоизм и сектантский синтоизм. Храмовый синтоизм был до конца второй мировой войны государственной религией Японии.  Главный стержень его – догмат о божественности императорской власти. Император – потомок богини Аматерасу. Каждый японец обязан абсолютно повиноваться его священной воле. Дворец императора святилище. Гробницы умерших императоров также делаются святилищами. Важнейшие государственные и религиозные праздники были связаны с днями памяти выдающихся императоров, начиная с легендарного Дзимму-тенно.

  Согласно синтоизму, человек ведёт своё происхождение от одного из бесчисленных божеств и духов - ками. Ками — творение  других богов. Ками живут в природе и в материальных объектах. Ками могут либо помогать, либо вредить человеку. Ками — это боги Японии. Среди ками особое место занимает верховное божество - богиня Солнца Аматэрасу-о-ми-ками ("Великая богиня, сияющая на небе"), которая считается родоначальницей династии японских императоров. Душа умершего, при определённых обстоятельствах, тоже способна стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплотиться в ритуальные предметы (меч, зеркало, фигурку божества или дощечку с его именем) и такой предмет - синтай - превращается в объект поклонения. Синтоистское богослужение состоит из 4 элементов - очищения (хараи), жертвоприношения (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи). Этика синтоизма чрезвычайно проста. Главная мораль­ная заповедь — безоговорочное повиновение императору. С V-VI вв. императорский двор стал руководить деятельностью главных синтоистских храмов: наиболее важные обряды стал совершать лично император, объявленный в VII в. верховным жрецом синтоизма.  Самыми тяжкими грехами считаются, что очень харак­терно для земледельческого народа, порча ирригационных сооружений, плотин, а также чрезмерная жестокость к животным (о человеке ничего не говорится) и загрязнение экскрементами священных мест. Такую крайнюю неслож­ность моральных предписаний сами синтоисты объясняют иногда тем, что японцы  — народ от природы нравствен­ный и им не нужны религиозно-моральные заповеди и запреты.

Синтоистская религия вообще целиком обращена ли­цом  к земной жизни и потусторон­ним миром мало интересуется. Суть ее — религиозное освящение исторически сложившегося в Японии социаль­но-политического строя.

 Отсутствие в синтоизме единой канонической литературы было возмещено созданием в VII-VIII вв. сборников древних исторических мифов, легенд и сказаний - "Кодзики" ("Запись о делах древности") и "Нихон сёки" ("Анналы Японии"). Проникновение из Кореи и Китая в Японию буддизма (с VI в.) постепенно ликвидировало монопольное положение синтоизма.

Тема 10. Иудаизм

Главная концепция религии иудеев - сохранение веры в единого Бога. При этом было необходимо чёткое соблюдение всех норм изложенных в Торе.

Тора (Пятикнижие Моисея) - священная книга иудеев, состоящая из первых пяти книг Библии (входит в канон Ветхозаветных книг, почитается также христианами и  мусульманами).

Бытие – повествует о священной истории от сотворения мира до вселения народа Израиля в Египет.

Исход – повествует о священной истории от выхода народа Израиля из Египта до вселения его в Землю Обетованную (совр. Израиль).

Левит – законодательство о жертвоприношениях, храмовом богослужении, молитве.

Чисел – повествование о народе Израиля и священных днях.

Второзаконие – вкратце повторяет Бытие, Исход, Чисел, как бы упорядочивая все для понимания.

Основные требования изложены в Декалоге (греч. - десять слов) - своде религиозных и нравственных норм, которые, согласно Священной истории были получены непосредственно от Бога:

  Единство Бога.

  Отказ от идолопоклонничества.

  Не произносить Имени Господа напрасно.

  Почитание седьмого дня.

  Почитание родителей.

 Не убивай.

 Не прелюбодействуй.

 Не кради.

 Не лжесвидетельствуй.

 Не желай имущества окружающих.

Следует отметить, что у иудеев может быть только один храм в Иерусалиме. То, что называют синагогой это только лишь место для собрания верующих. Синагога, в отличие от храма, не является местом сакрального «присутствия Бога». Подобное отношение и к раввину. Раввин - человек, который учит Закону и почитается в среде верующих, в то время как священник - человек, несущий на себе мистическую «печать» связи с Богом,  приносящий жертву за народ, связывающий земной и небесный миры. Священники  у иудеев отсутствуют, т.к. они могут быть только при храме (в настоящее время на месте храма находится мечеть Омара; храм разрушен в первом веке Римом). Род Левия, из которого ставятся священники, до сих пор прослеживается и хранится в чистоте.

Для иудея всё в мире делится на чистое и нечистое (в быту, в еде и т.д.). Главное это остерегаться притрагиваться к нечистому, т.к. оно может осквернить человека перед Богом.

Талмуд –  труд законоучителей (раввинов) регламентирующий жизнь иудея, помогающий ему соблюдать Закон.

            Течения в иудаизме:

Караимы – строгое соблюдение предписаний Торы, неприятие талмудической и равиннистической традиции.

Хасидизм (основан в нач. XVIII в.)  – мистическое течение, для которого характерно почитание цадиков («праведников»).

Каббала (нач. II в.) – мистическое течение, «пытающееся» приоткрыть истинный тайный смысл - «код» Торы. Создан кодекс «Зогар».

Реформисты (сер. XVIII в.) – отвергает национальную идею и предписания Талмуда. Своей родиной считают место, где живут.

Ортодоксы – четкое соблюдение всего, что записано в Законе.

 

Тема 11. Христианство

Главная идея христианского вероучения сконцентрирована в Новом Завете, который состоит из 4 Евангелий (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна) где рассказано о жизни и учении Иисуса Христа, книги Деяний Апостольских, где повествуется о жизни Апостолов и ранней Церкви, посланий Апостолов (Петра, Павла, Иоанна, Иуды, Иакова) и Апокалипсиса.

Церковь (по-гречески «эклессиа» - собрание народа Божьего) отсчитывает своё существование от 33 года, с момента Пятидесятницы, когда на Апостолов - 12 учеников Иисуса Христа, которые постоянно за ним следовали - сошёл Святой Дух. Также ещё было 70 учеников, которых Христос послал на проповедь при своей жизни. Апостолы вели активную проповедь по всей территории Римской империи, ставя в городах епископов для управления местной Церковью.

В Церкви сформировалось три основных института служения: дьяконы, пресвитеры (священники), епископы (ставили пресвитеров и дьяконов).

До начала IV века для Церкви - период гонений, т.к. в Римской Империи она была вне закона по причине отказа признать божественную сущность императора (особенно жестоко отличился император Нерон).

Около 320 года император Константин Миланским эдиктом признал христианскую Церковь, как  имеющую право на существование, а позже объявил христианств единственной законной религией Империи.

Период с 326 года по 787 год в Церкви называется периодом Вселенских соборов. Вселенские соборы - собрание епископов Поместных Церквей для решения проблем Церкви. Решение В.С. обязательно для исполнения христиан. За историю Православной Церкви известно семь В.С.: 325; 381; 431; 451; 553; 680; 787. Собрание В.С. было вызвано необходимостью борьбы с искажение вероучения, а также для выработки правил поведения для христианина в реалиях светского общества.

В период Первого и Второго В.С. был сформирован Символ Веры - чёткое изложение того, во что верит христианин.

«Верую во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через которого всё сотворено.

Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего человеком.

И распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного.

И воскресшего в третий день по Писаниям.

И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца.

И вновь грядущего со славою судить живых и мертвых и Царству Его не будет конца.

И в Духа Святого, Господа Животворящего. От Отца исходящего, Которому вместе со Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков.

И во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую единое крещение во отпущении грехов.

Ожидаю воскресения мертвых

и жизни будущего века. Аминь».

Во время проведения В.С. происходил тяжёлый процесс отделения ряда Поместных Церквей (Копты в Египте, Армянская, Ассирийская и т.д.), которые не принимали решений В.С.  

К XI веку сложилось напряжение  в отношениях двух патриархов: Римского и Константинопольского. Основной спор возник в вопросе  первенстве. Необходимо отметить, что этот спор продолжался с IV века и в итоге поводом к полному разрыву послужило добавление в Символ Веры Римским Первосвященником фразы «и от Сына исходящего» (в текст о Святом Духе).

Великий раскол - в 1054 году Церковь из-за догматических  разногласий раскололась на Западную - Римо-Католическую и Восточную - Православную. Если в XI веке разногласия было возможно исправить, то в современности они практически неисправимы.

Прежде чем рассмотреть отличия между православными и католиками, необходимо чётко иметь представления о том какие разногласия носят неисправимый характер:

1. Догматические – различия в вопросах вероучения. Для единства Церкви необходимо чтобы все догматы были едины. Самостоятельные изменения Поместными Церквами догматов недопустимы.

2. Обрядовые – различия в совершение обрядов (богослужений). Возможны частичные различия, но, в общем, обряд должен быть одинаковый.

3. Традиции – особенности национальных Церквей, обусловленные традициями местного населения. В каждой Поместной Церкви и даже в епархии могут быть различные. 

 

Догмат или традиция

Римо-Католическая

Православная

Символ Веры

Добавлено filioqe

Символ Веры 1-2 В.С.

Догмат о непогрешимости в вопросах веры

Римский Папа непогрешим в вопросах веры

В вопросах веры непогрешим только Собор

Чистилище

Принят как догмат

Есть только частные богословские мнения, как учение не оформлено

Непорочное зачатие Девы Марии

Принято как догмат:    «Дева Мария не имела первородного греха»

Как учение не оформлено

Вселенские Соборы

Признают Семь Вселенских Соборов, но продолжают собирать новые

Признают только семь Вселенских Соборов

Хлеб для Евхаристии

Пресный

Квасной (дрожжевой)

Способ причащения

Хлебом и вином причащаются только священнослужители, миряне только хлебом

Духовенство и миряне причащаются одинаково под двумя видами

Примат Рима

Считают что Епископ Рима - Папа имеет особую благодать для управления всей Церковью

Все Епископы имеют равную благодать. Различаются лишь по административному признаку.

Способ креститься (не имеет вероучительного характера, только лишь традиция)

Крестятся двумя или пятью пальцами

Крестятся тремя пальцами

 

 Целибат – обязательное безбрачие для духовенства Римо-католической Церкви, в Православной Церкви наряду с безбрачным (чёрным) духовенством в монашестве, существует женатое (белое) духовенство.

Крестовые походы – военные походы в Палестину за освобождения Гроба Господня от мусульман. Начинаются походы в 1096 году; всего походов было восемь.

Католические монашеские ордена: бенедиктинцы, доминиканцы, августинцы, иезуиты, цистерциане, францисканцы, капуцины, госпитальеры и множество других.

Реформация.

 В 1517 году августинский монах Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций и  абсолютной власти Папы. В 1530 году составлено «Аугсбургское вероисповедание».

Протестантизм зародился в Европе в начале XVI века, основоположником считается Мартин Лютер, но борьбу за обновление церкви начал еще Ульрих Цвингли. Впоследствии сформировался в одно из направлений христианства.

Принципы протестантизма: верующий должен быть уверен в том, что он является «Божьим избранником» и доказать это своей жизнью и энергичной деятельностью, показателем избранности являлся успех в деятельности. Человек обладает свободной волей. Профессиональная деятельность – главная задача, поставленная Богом перед человеком. Разделение церкви и государства. Провозглашение необходимости образования. Наука не противопоставляется религии.

 Лютеранство – основано Мартином Лютером, и развивает идеи об абсолютном предопределении и свободе выбора человека. Все осуществляется лишь в силу Божественного определения.

Кальвинизм – основан Жаном Кальвином, последователем Лютера. Но его учение не предрасполагало человека к покорности судьбе, не давало знать предопределен человек Богом или нет.

Спасение личной верой: человек достигает спасения души или оправдания лишь при помощи веры даруемой ему Богом, без каких либо посредников, обрядов, таинств, не путем добрых дел и без посредничества церкви. По характеру человек должен быть похож на Христа.

Священство всех верующих: каждый верующий, принявший крещение, имеет право проповедовать, совершать богослужения и непосредственно общаться с Богом, не нуждаясь в посредничестве Церкви и духовенства.

Исключительный авторитет Священного Писания: протестантизм принимает Священное Писание (протестантизм провозглашает неизменность десятисловного Закона Божьего и обязательного его исполнения), отвергая Священное Предание, играющее существенную роль в православии и католицизме.

Христианство на Руси.

988 год - крещение Руси киевским князем Владимиром.

1047 год - первый митрополит Киевский из русских Илларион.

1589 год - первый Патриарх всея Руси - Иов.

Синодальный период – с 1700 года по 1917 год. Пётр I после смерти патриарха Адриана запретил избирать нового главу Русской Церкви, объявив, что этим главой будет император. Управление Церковью было поручено Святейшему Синоду (1721г.) - коллегия духовенства, во главе Синода стоял светский человек обер-прокурор, назначаемый императором.

После революции 1917 года Русская Церковь вновь избрала Патриарха всея Руси.

 

Тема 12. Ислам

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке. Вторым важным фактором распространения и укрепления исламской культуры была арабизация. Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна, состоящая из священных преданий - хадисов о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда.

Причастность к исламу, к умме (община верующих), в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы. Мусульманская культура практически не признает социальную замкнутость сословий, наследственной социальное неравенство. Особое место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамадан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. Мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни хадж, то есть посетить Мекку, священный город ислама.

Пять столпов ислама:

Шахада (исповедание веры) - Нет Бога, кроме Бога, а Мухаммед - пророк Его.

Салат (пятикратная молитва) - в течение дня от рассвета до заката читаются пять молитв.

Закат - милостыня.

Саум - священный пост месяца Рамадан.

Хадж - паломничество в Мекку.

Вообще стремиться к исполнению этих пяти столпов должен каждый правоверный, но если возникают с этим проблемы, то самое главное это исповедание веры.

Джихад – священная война. Многие мусульманские богослову считают, что джихад это, прежде всего война со своими грехами, бой со злом.

Коран – согласно преданию Бог открывал Коран Мухаммеду в течение десяти лет. Коран делится на 114 суры (главы), каждая сура делится на айаты - законченные стихи. Коран оказал огромное влияние на все после­дующее развитие мусульманской культуры. Работа над созданием единого текста Корана, установление правил его чтения, его толкования способствовали формированию единого литературного арабского языка. Юридические предписания Корана легли в основу мусульманского права.

Хадис – что говорил и делал пророк Мухаммед.

Сунна (пример) - правила и регламентация жизни мусульман по примеру жизни пророка.

Шииты – религиозное течение в исламе считающее, что имамом (предводителем правоверных) может быть только лишь потомок пророка.

Сунниты – религиозное течение в исламе считающее, что предводителем правоверных может быть любой мусульманин.

Суфизм – мистическое течение в исламе.


Павлюченков Д.Н., Курс лекций по дисциплине "Культурология"(архив)


Данте, Божественная комедия (архив)



{SHOW_TEXT}

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАВА МЫСЛИ СТУДЕНТОВ УЧЕБНИКИ Западноевропейская средневековая литература Древнеримский календарь Римское право Культура Древнего Китая ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия