ПРОТЕСТАНТИЗМ — обозначение совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией. Термин восходит к «протесту» в 1529 г. группы нем. князей и городов — сторонников Кютера — против отмены Шпейерским рейхстагом права выбирать религию, к-рого они добились в 1526 г. Требование преобразования церкви в духе евангельских идеалов выдвигал еще Джон Виклиф (1320— 1384), профессор Оксфордского университета, настаивавший на приоритете Священного Писания над Священным Преданием. Эти идеи отстаивал профессор Пражского университета Ян Гус (1371—1415), призывавший к отказу церкви от богатств и от продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Констанцского собора вызвало движение гуситов, с большим трудом подавленное католиками. Движение за преобразование церкви достигло кульминации в XVI—XVII вв. Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению нем. богослова Мартина Лютера (1483—1546), профессора Вит-тенбергского университета. 31 октября 1517 г. он прибил на двери церкви 95 тезисов об отпущении грехов. В них Аютср настаивал на внутреннем покаянии, к-рым должна стать вся жизнь христианина, критиковал учение об индульгенциях, чистилище, молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, потребовал упростить обрядность, подчинить церковь государям. В немецкой Реформации, как еще ранее в гуситском движении, нарастало противоречие между умеренным и радикальным направлениями. Князья, дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений. Умеренная реформаторская группировка, возглавлявшаяся Лютером и его сподвижником Филиппом Меланхто-ном (1497—1560), истолковывала требование держаться Священного Писания в духе сохранения всего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противоречило Библии. Сторонники радикальной группировки, возглавленной Томасом Мюнцером (1490—1525), крестьяне и городская беднота, требовали безусловного следования Священному Писанию и отмены всего, что не подтверждалось его текстом. Анабаптисты (от греч.— вновь погружать, перекрещивать) , призывавшие к вторичному крещению взрослых по вере, выступавшие за свободную церковь, восприняли учение Мюнцера о «Царстве Божием на земле».
|