Не менее тенденциозно обращались с эмпирическим материалом религиоведы, выдвинувшие гипотезу о существовании «дорелигиозного периода» в истории человечества. Они утверждали, что у людей, живших на ранних этапах развития общ-ва, не было религиозных верований, ибо их сознание было непосредственно вплетено в практику и не могло создавать каких-либо абстракций, в т.ч. религиозных. Многие этнографы, антропологи и религиоведы на рубеже XIX—XX вв. приводили сведения о существовании племен столь низких в своем культурном развитии, что у них якобы полностью отсутствовали религиозные представления и понятия. Но после тщательного изучения жизни этих племен, их обычаев, яз., особенностей мышления исследователи неизменно обнаруживали у них зачатки религиозных верований и культовой практики. Поэтому гипотеза о существовании «доре-лигиозного периода» так и осталась гипотезой, к,-рую на данном этапе развития наук о человеке невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть.
В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религии существовали уже примерно 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека разумного (Homo Sapiens), способного создавать обобщенные понятия и определенного уровня абстракции. О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установлено, что са-пиентный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем покойники предварительно подготавливались к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т.п. Следовательно, первобытные люди уже имели представление о том, что наряду с реальным миром существовал мир иной, где обитали умершие. Религиозные верования сапиентного человека нашли свое отражение и в произведениях пещерной живописи, к-рые были обнаружены в XIX—XX вв. в Южн. Франции и в Сев. Испании. Кроме того, археологами были найдены немногочисленные каменные, глиняные или деревянные фигурки, связанные с материнским культом и почитанием предметов, к-рые должны были приносить удачу или отводить опасности. Анализ этих археологических находок, а также сравнение их с культовыми предметами и верованиями отсталых народов, к-рые стали объектом исследования современных этнографов и антропологов, позволили ученым сделать вывод, что наиболее ранними формами религиозных верований были фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, культ предков, шаманизм, культ богини-матери. Анализ этих верований показал, что их истоки следует искать прежде всего в условиях жизни -наших отдаленных предков и в особенностях их сознания.
|