Считается, что юридические нормы имеют религиозное происхождение, их исполнение обеспечивается не только правовыми, но и религиозными санкциями. П.р. остается действующим правом, пока исполнение его норм обеспечивается государственным принуждением (напр., талмудическое право в Израиле, мусульманское в Саудовской Аравии и др.). Церковное право как разновидность П.р. — это религиозные и юридические нормы, регулирующие внутреннее, устройство и деятельность церкви. В отличие от канонического права — положений юридического характера, содержащихся в церковных канонах, церковное право менее зависимо от источника и времени его происхождения. Это нормы, реально действующие в церкви. Каноническое право определено каноном. В православии канон образовался в период Вселенских соборов (до IX. в) и состоит из апостольских правил, определений Вселенских соборов и Поместных соборов и положений святоотеческих произведений. В катомщизме, кроме апостольских правил, определении Соборов и положений отцов церкви, канон содержит папские постановления (декреталии), извлечения из римского права, из франкских капитуляров и т.д. Начало разработке канонического права было положено в средневековье, когда П.р. было господствующим. Возникла необходимость устранения противоречий в канонах, выработки общих принципов и понятий, объяснения норм и правил применительно к новым условиям. Правоведы XII в. Аристин, Зонара, Вальсамон работали принципы применения и развития канонического права. Было установлено преимущественное применение правила апостольского перед соборным, соборного перед несоборным, вселенского перед невселенским. Мартин Лютер подвергал каноническое право критике, однако в пртшстантизме оно считается субсидиарным источником, т.е. таким, к которому обращаются, если в действующей правовой системе нет ответа по данному случаю. Каноническое право признается в качестве критерия суждения, некоторые нормы заимствованы в действующем праве, но в протестантизме обязательно предъявляется требование и непротиворечия норм канонического права учению Иисуса Христа и апостолов, церковному правовому обычаю и светскому законодательству. В православии каноны считаются обязательными. Фактически действующее право всем совпадает с каноническим. Нерецептированные положения канонического права работают в качестве субсидиарного. Нормы канонического права, определяющие внутренние ношения католической церкви, принятые в начале XX в., были систематизированы в Кодексе канонического права, изданном Папой Бенедиктом 1917 г. В 1983 г. вступил в силу новый Кодекс
|