ПОТРЕБНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫЕ — состояния нужды индивида, группы, института в движении и воспроизводстве религиозных сознания, деятельности, поведения, отношений, общения, организаций', они удовлетворяются в процессе выполнения религией соответствующих функций. П.р. складываются и изменяются в коде эволюции религии, различны в разных религиях и конфессиях, зависят от типа религиозного объединения, типа религиозности. Всякая П.р. прямо или опосредованно связана с религиозной верой. Форму П.р. могут принимать различные потребности человека: познавательные, нравственные, эстетические, политические, потребность в общении, в снятии эмоционально-психологической напряженности и др. Религиозная вера побуждает стремление к воспроизведению связи с существами, в которые верят, к переживанию чувства религиозного, к совершению культовых действий. Именно вокруг этих побуждений складывается вся система П.р.: в религиозном образовании и воспитании, в разработке вопросов теологии, в подготовке служителей культа и богословов, в строительстве богослужебных зданий, в производстве средств культа, в издании религиозной литературы, в поддержании организационной целостности религиозных объединений и т.д.
ПРАВО РЕЛИГИОЗНОЕ — совокупность нормм и предписаний господствующей религии, регулирующих отношения людей в обществе, возведенная в закон и охраняемая государством. К П.р. относят ветхозаветное, талмудическое; др.-инд., мусульманское, каноническое и право церковное. Напр.: в Ветхом Завете содержатся уголовные, гражданско- и процессуально-правовые нормы, юридическая природа к-рых определяется специфическими для права признаками — их исполнение обеспечивалось государственным принуждением, нарушители подвергались по решению суда уголовным наказаниям, несли материальную ответственность. Наличие правовых норм в Ветхом Завете объясняется тем, что в условиях евр. теократии право развивалось в религиозной оболочке (как и мусульманское право, возникшее в теократической араб, империи). Религиозный характер ветхозаветного права, как и др. систем П.р., проявляется в тесном переплетении юридических норм с религиозными, в том, что противоправное поведение расценивается и как греховное. Считается, что юридические нормы имеют религиозное происхождение, их исполнение обеспечивается не только правовыми, но и религиозными санкциями.
|