ПАТРИСТИКА (лат. patres — отцы; имеются в виду отцы Церкви) — совокупность теологических и религиозно-философских сочинений христианских писателей II— VIII вв. П. возникает как реакция на притеснения христианства со стороны римских властей и обличения его рядом античных мыслителей (Цельс, Порфирий и др.). Содержание П. в целом — разъяснение христианского учения, разработка догматики, борьба с дохристианскими верованиями (в т.ч. с иудаизмом) и ересями. В целях укрепления позиций христианства в П. избирательно использовалось философское наследие античности, гл. обр. сочинения Платона, неоплатоников, стоиков; учение же Демокрита, Эпикура и их последователей подвергались критике. Ранний период П. — апологетика (II—III вв.). При обшей ориентации на Священное Писание ее представители Иустин, Афинагор, Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др. являют многообразие трактовок тех или иных положений христианства, неоднозначность решения вопроса об отношении к античной культуре, о соотношении веры и знания, христианства и философии. Одни апологеты (Татиан, Ириней, Тертуллиан) относились к античной 'культуре отрицательно, полагая, что христианство всецело дано в Священном Писании и Священном Предании и не нуждается в философии,' а также в изъяснении истин веры с помощью разума. Другие (Иустин/ Климент, Ориген) рассматривали христианство как высшую ступень античной культуры, прежде всего философии (отвергая античную религию и материалистические учения). Вера, по Клименту, должна опираться на разум и защищаться с помощью философии. Апологетика выявила два типа верующего человека: замкнутого в сфере вероучения (склонного к догматизму, авторитаризму, иррационализму, нетерпимого к любым формам инородной культуры) и более или менее открыто разным духовным веяниям (менее подверженного застылым формам мышления). В целом для П. характерна борьба с нехристианскими течениями и возникшими в лоне христианства ересями (гноатщизм, арианство, нерианство и др.). Апологеты использовали различные виды защиты: доказательства лояльности церкви Риму, призывы к императорам преследовать христиан, обличение язычников и безбожных философов, обоснование тезиса о христианстве как самой совершенной и истинной религии. Начало христианской теологии положил Ориген, хотя позднее ряд идей (о предсуществовании душ, вечности материи, бесконечном множестве миров, о конечном всеобщем спасении) был осужден церковью.
|