Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Пантеизм

 

ПАНТЕИЗМ (греч. все и бог) — учение о единстве Бога и мира, идеальной и материальной сущ­ности. Диапазон течений, к которым применимо понятие П., достаточно широк, — от близких к теизму до смыкающихся с материализмом. Тер­мин «пантеист» введен Дж. Толандом (в нач. XVIII в.), позицию П. он изло­жил, ссылаясь на мифического героя древих греков Лина: «все возникает из целого и целое — из всего». П. — следствие осознания объективно суще­ствующей связи между духовным и материальным началом в человеке, между материальным миром и духов­ной жизнью человека. П. отвечает по­требности человека объяснять явления исходя из единого принципа. П. в древности был попыткой преодолеть политеизм, в средние века — онтоло­гический и антропологический дуализм теизма, взамен его дать монистическое понимание мира. Пантеистические учения классифицируются по-разному. Наиболее распространено деление на мистический и натуралистический П. Согласно мистическому П., все сущест­вующее, мир и человек, заключены, растворены в Боге; мир есть следствие эманации божества, при этом Бог выше мира. Этот род П. близок к теизму. Натуралистический П. сближает Бога и мир до полного их слияния, отождест­вления; Бог, понимаемый как безлич­ный мировой дух, движущий принцип материи, или как единая субстанция, растворяется в природе. Понятие Бога лишается признака сверхъестественно­го; признается вечность и бесконеч­ность природы, отвергаются креацио­низм и иерархизм, понятия чуда, за­гробной жизни. Природа рассматрива­ется как причина самой себя (Спино­за), как созидательная сила, действующая по естественным законам. Такой род П. сближается с материализмом. В эпоху феодализма П. выступает как оппозиция господствующему церков­ному учению. На П. опирались средне­вековые ереси, проповедовавшие идеи равенства сословий, ненужности цер­кви в деле спасения. Несмотря на разнообразие подходов к пониманию единства мира и Бога, на различие темпераментов последователей П. (не­укротимость и страстность Д. Бруно, спокойная рассудительность Б. Спино­зы, созерцательность И.В. Гёте и пр.), их объединяет чувство восхищения мощью и красотой бесконечно разно­образной природы, ощущение своей слитности с ней, способности проникнуть в ее тайны, в силу духовной общности с Богом-Природой или При­родой-Богом. Пантеистические идеи и настроения имеют место и в сознании современного человечества, обнаружи­ваясь в философии, естествознании и в обыденном сознании.



{SHOW_TEXT}

Оккультизм Онтология личности "Опус деи" Ордена монашеские Откровение, отшельник, очистительные обряды Папа Римский, папство Парсизм Патриарх Поместные соборы Оценка качества высшего образования 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия