ПРАВОСЛАВИЕ — одна из трех новных христианских конфессий Основу вероучения П. составляют Священное Писание (Библия) и Главные принципы православного богословия, равно как и мистической практики и богослужения, сформулированы в IV в. и систематизированы в последующее время, называемое «эпохой Вселенских соборов», или «веком патристики» (IV--VIII вв.)- Однако ясная очерченность «классического века патристики» не есть его противопоставленность или оторванность от предыдущих или последующих периодов истории христианской церкви. Практически все мотивы патриотического («святоотеческого») богословия или были намечены в более ранних работах «мужей апостольских» (непосредственные преемники апостолов в конце I — начале II в), апологетов и «учителей Церкви» II— III вв., или присутствовали в самой практике ранней церкви (напр,, религиозная живопись не была предметом обсуждения раннехристианских авторов, но была уже известна раннехристианским общинам конца I — начала II вв.). Основной принцип православного богословия не допускает формулирования новых идей, к-рые не могли бы быть подтверждены той или иной экзегезой (толкованием) библии и раннехристианских авторов. С др. стороны, за пределами формального «века патристики» находятся грандиозные и дерзкие богословские синтезы преподобного Симеона Нового Богослова (X в.); святого Григория Паламы (XIV в.) и Николая Кавасилы (XIV в.), равно как и вся последующая традиция рус. святых и рус богословов. XIX в. дал святых богословов в лице святого Филарета Московского, святого Феофана Затворника, святого Игнатия Брянча-нинова. Уже в XX в. православная церковь родила плеяду богословов, на современном яз. давших интерпретацию патристики, таких, как Г. Флоровский, В. Лосский, А. Шмеман, И. Мейендорф, А. Карташев. Сознательная ориентация на патристику, правда, не до конца выверенная, характерна для трудов П. Флоренского, С Булгакова, Л. Карсавина, Е. Трубецкого, С. Трубецкого, В. Зеньковского. В XI в. происходит разрыв между православным Востоком и католическим Западом» Христианский мир не смог удержать в себе свои изнямйншй универсализм: первоначально произошел раскол эллинского и семитского миров (в V— VI вв. от Константинопольской церкви под лозунгом монофизитства отделяются национальные провинции империи — Египет, Сирия, Палестина).
|