|
|
икона (продолжение)
обратно перспективное пространственное построение, плоско-двумерное пространство; подчеркнутая персона-листичность изображения (глаза как центр иконы); эсхатологичность (будущее Царство Божие как реальность, уже явленная в опыте и в лике святого); изображение преображенного человека и космоса; отсутствие игры светотени как признак торжествующего Царства Света; минимальная аллегоричность. Классические типы И. — молельные (представляющие личности, лики тех, к кому должно обратиться с молитвой) и праздничные (изображающие «праздники» — события Литургического года). В XVI в. начинают появляться аллегорические композиции, призванные иллюстрировать те или иные метафоры из богослужебных текстов. Для понимания православного богословия И. валено помнить, что оно является частью более широкой теории образа. Образом Бога является человек. Ветхий Завет есть образ Нового Завета. События Ветхого Завета прообразуют евангельские события. Богослужение есть также образ Священной Истории. Само время, согласно Платону, есть «подвижный образ Вечности». Вся культура есть мир образов, мир «зеркал». Человеческая мысль есть работа с мыс-леобразами. Образ есть принцип взаимодействия разных начал. Образ — это отпечаток одной природы в другой природе. Поэтому богословский спор об И. весьма значим для целостного осмысления феномена культуры и для самого развития культуры (прежде всего изобразительной) в целом.
ИКОНОБОРЧЕСТВО - религиозное движение против иконопочитания. И. отвергало христианское учение о возможности мистического обращения к миру Божественному через религиозные изображения {иконы), подрывая тем самым, с точки зрения иконопочитателей, учение о вочеловечивании Бога, о единстве двух природ Христа. И. было присуще движениям против церковного землевладения и иным антиклерикальным движениям. Отдельные И. выступления в ряде вост.-христианских стран были в VII— нач. VIII вв. В Византии в VIII и первой половине IX в. они приобрели массовый характер. Ссылаясь на. Библию и труды авторитетных церковных авторов, таких, как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и др., иконоборцы объявляли иконы идолами, а почитание икон — идолопоклонством. Император Лев III Исавар, стремясь прекратить церковные споры, укрепить государственную власть, запретил почитание икон и конфисковал церковно-монастырские сокровища. На соборе в 754 г. почитание икон было объявлено ересью. Против почитания икон выступали несториане и монофизиты. И. вызвало ответную реакцию. Почитание икон обосновывал Иоанн Дамаскин. На V// Вселенском — II Никейском — соборе в 787 г. культ икон был восстановлен. В средние века многие ереси выступали против почитания икон. Появившийся в эпоху Реформации протестантизм отверг культ икон.
|
{SHOW_TEXT}
идолопоклонство Измененные состояния сознания в религии Иисус Христос Икона икона имам, иманентность индуизм индуизм1 индуизм 2 Инквизиция, ипостась
|
|
|