ОБРЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - важный вид религиозной деятельности, наряду с религиозными церемониями и ритуалами. Этимологически О, восходит к слову «ряд», которое во всех славянских языках имеет схожее написание и произношение и обозначает порядок, строй, класс, уговор, условие, линия, строка и, пр. Прослеживается связь славянского «ряд» с древнегреческим составляю, соединение;— число. В русском языке семантика слов «обряд», «обряжать» весьма богата: хозяйство, порядок, обиход, готовность, распорядок, быть готовым, ухаживать, заботиться, хозяйничать, опрятно/нарядно одеваться. В самом широком смысле О. есть некоторая упорядоченная совокупность установленных обычаем действий (передвижений, операций с предметами, вокализаций, вербализаций и проч.), в которых воплощаются какие-либо религиозные, мифические представления и (или) бытовые традиции. Объектом О.р. обычно выступает нечто священное, сакральное, нуминозное, сверхъестественное. О.р. сопутствуют верующему на протяжении всей его жизни, причем подразумевается неукоснительное соблюдение строгого регламента их совершения. Будучи сами четко сконструированы, они структурируют жизнь социальной группы и задают поведенческие схемы как для социума, так и для индивида, выполняют ряд функции, например, коммуникативную, культурно- транслирующую и др. К О.р. относятся, в частности, христианские обычаи, представляющие собой символические и мистические коллективные действия и священнодействия, отражающие христианские идеи и представления об объекте, на который они направлены. Для христианства оказываются важны такие характеристики О., как его подготовленность, порядок и красота, причем и в синхронном (гармоничном, красивом размещении в пространстве), и в диахронном (последовательности времени, ритмичном) аспектах. Xристианские обряды являются неотъемлемой частью христианского культа. Религиозные обряды различных христианских конфессий отличны друг от друга. С др. стороны, как установленные церковью, общиной, они отличаются от простонародного эклектичного обрядоверия и суеверия. Важнейшие из обрядов, как католицизма, так и православия, носят название таинств. Таинство (лат.sa cramentum) — изначально: всякая cокровенная мысль, вещь или действие дальнейшем: богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Необходимыми признаками таинства являются богоучрежденность, благодатность и наглядность образа совершения. В отличие от О. (освящения воды, погребения умерших, других треб), которые считаются имеющими церковное происхождение, таинства признаются установленными самим Иисусом Христом и призваны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека. Православие и католицизм признают с XII—XIII вв. семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение (соборование), из них три неповторяемых (крещение, миропомазание и священство), а остальные повторяемые. Из неповторяемых обязательными являются два первых, а из повторяемых — причащение, покаяние и елеосвящение. Брак и священство считаются необязательными. Мыслится, что каждое таинство сообщает человеку особый дар благодати: прощение грехов, возрождение к жизни во Христе, исцеление недугов и др.
Протестанты признают, в большинстве своем, только два таинства: крещение (конфирмацию) и причастие (хлебопреломление), причем отказывают им в благодатной действенности, видя в них лишь памятный символ или аллегорию, что сводит, напр., смысл причастия на уровень агапы (от древнегреч. - любовь) - вечерней братской «трапезы любви» первых христиан. В католицизме существует теория opus operatum, по которой достаточным условием действительности и действенности совершения таинств является лишь правильное произведение сакральных действий и произнесение молитвенной формулы; православие считает это недостаточным, поскольку действенность благодати мыслится зависящей от искренности желаний и духовного настроя христианина. Во время богослужения для православных христиан характерны крестное знамение, поясные и земные поклоны, коленопреклонения, чтение и пение молитв, возжжение свеч и лампад, каждение ладаном, принятие благословения, колокольный звон, поклонение кресту, иконам, мощам святых.
|