ОБОЖЕНИЕ (греч.) — уподобление Богу, В христианском богословии это конечное предназначение человека. Выступая за пределы своей природы, человек обретает доступ к участию в бытии за пределами самого себя — в природе Божественной. Это не раскрытие потаенных потенций самого человеческого духа, не самообожествление человека; это диалогический процесс, в ходе которого человек встречается с Другой, Божественной Личностью и получает от нее дар, состоящий в возможности жить ее, инаковой жизнью. Это возможно потому, что Бог Сам вышел за пределы своего естества и, не переставая быть тем, чем Он был, стал тем, чем Он не был — человеком. Начиная со II в., со св. Иринея Лионского, христианское богословие старится на формуле: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Чуть позднее она была уточнена: «чем Бог является по своей природе, тем человек становится по благодати». О. — не растворение человека в океане Божества, а личностное, преображенное участие в божественной жизни. О. подлежит весь человек: и его ум, и его тело. Практика) пути и итог О. подробнее всего изложены в гимнах преп. Симеона Нового Богослова (X в.) и в текстах исихастской традиции, представленных прежде всего св. Григорием Паламой (XIV в.). Тема О. человека получила интересную разработку в русской религиозной философии XX в. (в трудах П. Флоренского, С Булгакова, Л. Карсавина и Н. Бердяева).
|