Представление о Митре особенно развито в «Михр-Яште» — одном из самых длинных и известных гимнов Авесты. В иран. общинах Митра выступает как личностное божество, охраняющее всеобщий порядок, к-рый требует соответствующего поведения человека: следование моральным нормам, праву, почитание богов. Гл. цель жизни человека — помощь Ахура-Мазде и Митре в борьбе со злыми силами. Человек сам выбрал между добром и злом, беря ответственность за этот выбор. Основой этики праведника являются добрые мысли, добрые слова, добрые дела. Бог Митра в др.-иран. мифологии связан с идеей договора, посредничества, согласия, клятвы и дружбы. В то же время он бог войны, сражающийся на стороне праведника, безжалостного по отношению к нарушителям закона и согласия. Митра охраняет государственные границы, что отражало консолидацию племенных союзов. Одновременно он Бог Солнца, света. День его рождения справляли 25 декабря (поворот Солнца на лето). В этом плане несомненно влияние М. на христианство. Считалось, что бог Митра начинает свой небесный путь как Бог Солнца с мифической горы Хары. С нее он взирает на весь мир. Митра вместе с богами Рашну и Сраоши выступает судьей над душами мертвых на судейском мосту Чинвад. На Митру древние иранцы смотрели как на посредника между Ахура-Маздой и Анхра-Майнью, вечно юного, охраняющего человечество от зла и совершающего тайные жертвоприношения. Ему приносят в жертву белое животное, дикий рис, кипяченое молоко, мясо, сваренное на пару. Так же, как и в зороастризме, большое значение в М. играл акт истолчения хаомы (вид растения) и приготовления ритуального напитка, к-рый гарантирует бессмертие верующим. В честь Митры совершались различные культовые действия, большей частью в подземельях. До сих пор археологи находят остатки митра-ических алтарей. Молитвы в честь Митры совершались от зари до полудня. Ему был посвящен шестнадцатый день месяца. В этот день читали гимны в его честь и в честь Солнца. Праздники, посвященные Митре, были очень пышные. По древн. обычаям в праздник Митры сам царь должен был всенародно совершить танец и начать всеобщее веселье. Сохранилось множество др. вост. изображений Митры на рисунках, в скульптурах. Чаще всего его изображали в виде человека с головой льва или убивающего быка. В Дура-Европос находится храм, посвященный Митре. Здесь роспись изображает охоту Митры, сопровождаемого священными животными.
|