МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ (греч. — таинственный) — специфическая разновидность религиозного опыта; содержанием его, как правило, является непосредственное переживание присутствия божества и соприкосновения с высшей реальностью, с иным измерением бытия. Мистические состояния — экстазы, видения, трансы, озарения — непродолжительны, за редким исключением они длятся не более одного-двух часов, однако для пережившего их человека они неизменно исполнены высшего смысла. В переживании субъекта истины, открывшиеся ему в акте мистического озарения, обладают свойством непреложной достоверности и несут в себе ценность, намного превосходящую ценность традиционного познания. Им сопутствует ощущение просветления души, высшего блаженства, примирения и радости. Опыт мистического единения описывается как опыт любви и освобождения от границ земного бытия; считается, в частности, что М.о. незнакомы рамки пространства и времени. Фома Аквинский определял М.о. как Cognitio Deiexperimentalis — экспериментальное познание Бога. Гл. парадокс этого познания состоит в том, что традиционные пути выражения и сообщения знания для него закрыты, попытки словесного выражения М.о. недостаточны, неадекватны и парадоксальны. Мистическое богословие чаще прибегает к отрицательным формам, чем к утвердительным. Положительное мистическое знание невозможно на основании чужого сообщения, но возможно лишь через личный опыт. В некоторых религиозных течениях (напр., в исихазме) существует культовая практика, нацеленная на достижение мистических состояний. В то же время М.о. предполагает пассивность личной воли и воспринимается как дар и милость высших сил.
МИТРАИЗМ - религия, связанная с поклонением богу Митре. На рубеже I в. н.э. в др.-иран. религии зороастризме постепенно на первый план выходит культ бога Митры, к-рый считался одним из ближайших помощников Ахура-Мазды (божества добра в зороастризме). Именно в форме М. зороастризм был распространен от Ср. Азии и Сев. Индии вплоть до Атлантического океана. Особой популярностью эта религия пользовалась в пограничных районах Римской империи, где стояли римские легионы, солдаты к-рых гл. обр. были приверженцами культа Митры; считалось, что он приносит им победу. Сохранились остатки многочисленных святилищ-митреумов вблизи римских лагерных стоянок, на к-рых можно встретить военную надпись — «Непобедимому богу Солнца Митре».
|