«МАХАБХАРАТА» — сказание о великих Бхарата (здесь слово «бхарат» употребляется в значении индиец; вообще же слово «Бхарат» означает Индия в современном языке хинди)—собрание религиозных и философских учений, социальных, политических воззрений древней Индии. Великий индийский эпос состоит из 18 книг, и одной книги-приложения «Харивамша», или р одословной Хари. Содержит свыше ста тысяч двустиший. Доктрины, взгляды, представления, учения, собранные в «М.», зачастую не связаны между собой, и даже противоречат друг другу, показывая, что поэма не представляет собой интегрированное целое и что она подвергалась пересмотру и модификации с различных точек зрения. В нее включались новые материалы. Собственно исторический сюжет охватывает приблизительно четвертую часть «М.» Во многих частях «М.» рассматриваются философские, мифологические, этические и др. вопросы. Первый вариант «М.» появился приблизительно в конце второй — начале первой половины I тысячелетия до н.э., или в тот период, когда уже были созданы Веды. Изменениям и дополнениям «М.» подвергалась, начиная с VI—V вв. до н.э. и кончая IV в. н.э. Такой она предстает в настоящее время — содержит легенды, сказания, верования, относящиеся к разным по времени периодам древней Индии. «М.» содержит все главные идеи, составляющие религию индуизма, т.е. учение о боге Брахмане, Аммане, сансаре, карме, мокше (освобождении), бхакти (верном, самозабвенном служении Богу), повторных рождениях. Включает различные морально-этические поучения, трактаты, посвященные различным вопросам жизни общества и человека. Там же разработана и концепция тримурти, т.е. концепция верховного Бога, являющегося в трех видах: Брахме — боге созидания,Вишну — боге сохранения и Шивы — боге разрушения. Отдельные части «М.» носят ярко выраженный характер религиозно-философских трактатов. Например,«Бхагавадгита». «Гита» — сокращенное название «Бхагавадгиты» — одно из наиболее выдающихся произведений религиозно-философской мысли Индии, она сыграла и играет большую роль в ее истории. Религиозно-философские идеи «Бхагавадгиты» совпадают в главном с религиозно-философским учением Упанишад (см. Беды и Упанишады). «Бхагавадгита» поддерживает авторитет Вед и в то же время выдвигает идеи, не содержащиеся в Ведах. Наприпер, - о путях соединения человеческой души с мировой душой, достигаемом карма-маргой (путь деяний), бхакти.
|