ЛАО-ЦЗЫ , Ли Эр (старый ребенок или старый учитель) — легендарный основатель даосизма, др.-кит. философ, живший в конце VII—VI вв. до н.э. Древние предания — единственный источник его биографии, гласят, что Л. появился на свет в результате непорочного зачатия его матерью Сюаньмяо-юйнюй от солнечной энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, к-рую она проглотила. Л. пробыл в утробе матери 81 год (по др. источникам — 72 года) и был рожден под сливовым деревом (отсюда его имя Ли — «слива»), появившись на свет из левого подреберья. Через 9 дней он уже имел рост 9 чи (около 3 м) и все внешние признаки святого. Из «Исторических записок» (гл. 63), где кратко излагается биография Л., известно, что он служил главным хранителем архива государства Чжоу, проживал в столице, где встречался с Конфуцием, когда последний приезжал к нему за советами и наставлениями. Наконец, легенда повествует, что, прожив около 200 лет и увидев упадок Чжоуского государства, Л. ушел в отставку и верхом на черном быке отправился на Запад. Пересекая кит. границу, Л., по просьбе начальника пограничной заставы, написал и передал ему трактат «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ» ) — сб. мудрых и загадочных изречений. О жизни Л. на Западе нет никаких сведений. Более позднее даосское предание, относящееся к периоду соперничества даосизма с буддизмом (V—VI вв.), утверждает, что Л. достиг пределов Индии и оплодотворил спящую мать Будды, в результате чего на свет появился основатель буддизма. Л. также приписывались магические способности, напр., смена облика. В даосских трактатах Л. рассматривается как глава всех бессмертных, рожденных вместе с небом и землей. В первых веках н.э., в период становления религиозного даосизма, Л. был обожествлен. Его официальный культ известен со II в. Особое развитие он получил при династии Тан (618—910), императоры к-рой считали Л. своим предком, т.к. носили фамилию Ли. В народной мифологии более позднего периода Л. почитался как покровитель купцов, мастеров золотых и серебряных дел, точильщиков и др., а также как глава заклинателей. Изображался в виде старца верхом на быке. Приписываемое Л. учение даосизма оказало существенное влияние на религиозно-философские системы древн. Китая.
|