КАТОЛИЦИЗМ
КАРМЕЛИТЫ — см. Ордены монашеские.
КАТАРСИС (греч. Kauapcuq — очищение, просветление). Термин изначально связан с религиозным культом и с понятием культовой чистоты. Очистительные ритуалы, приводящие к К., обыкновенно открывали культовую церемонию; задача культового К. — отделить область профанного от области священного и тем самым подготовить встречу со священным. Поскольку область священного понималась как область божественной жизни, как высшая реальность, религиозный смысл К. состоял в подготовке к вступлению в сферу высшего бытия. [Этот смысл был воспринят греч. философией. В доплатоновской философии идея К. характерна прежде всего для Пифагора и его школы. Поскольку, в соответствии с пифагорейским учением, только чистая душа в состоянии воспринимать знание, существовали многочисленные предписания и требования, преследующие цель очищения и просветления души. Платон в диалоге «Федон» говорит о философском К., к-рый открывает философствующему новое измерение реальности. Философия должна постигать истинно сущее, для чего необходимо рассматривать вещи только посредством души. Этому, однако, препятствуют силы чувственного познания и отклоняющие от духовного познания потребности тела. Поэтому душа должна стремиться отделиться от тела как от оков и тем самым достигнуть просветления. Полный К. возможен только в смерти, к к-рой философ в силу своих занятий подготовлен лучше др. людей. Учение о К. имело большое значение Аля раннего христианства. В разработку его внесли свой вклад Климент Александрийский, Ориген, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Впоследствии идея К. возникает в трудах немецких мистиков; особенно заметное место занимает она в учении Майстера Экхарта об уединении.
|