ЕРЕСИ - сознательное отступление от господствующего вероучения, противостояние официально признанной религиозной организации. Понятие «Е.» употребляется относительно течений в христианстве, но иногда и в др. религиях (исламе и иудаизме). В разные времена термин «Е.» приобретал разный смысл, В античности он означал «учение», «школу». В Новом Завете Е. употребляется в отрицательном смысле; к Е. причисляются саддукеи, фарисеи, назореи и всякого рода «лжеучители». С этих пор Е. рассматривается церковью как ложное, инспирированное дьяволом учение. Христианские писатели II—III вв. (Ириней Лионский, Тертуллиан и др.) называли Е. философские учения, не совместимые с христианством (гл. обр. эпикурейство), а также учения, в к-рых христианские представления сочетались с элементами античной философии или вост. религий. После утверждения христианства в качестве господствующей религии церковь называла Е. любые учения, умонастроения или действия, расходившиеся с церковными догматами и ус тановлениями (в Древн. Руси, напр., Е считались даже ворожба и игра на гуслях). В исследовательской лит-р собственно Е. относят средневековье учения и народные движения, оппозиционные феодальной церкви и ее идеологии. В Е. переплетались социально-политические, этнические и идеологические аспекты. Е. различались по степени радикальности в отрицании ортодоксии, по религиозным учениям.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ — мифологическое и религиозное представление, богословское учение, согласно к-рому человек после смерти продолжает личное существование либо как духовное существо в месте пребывания божества (на небесах) или в месте наказания, обиталище враждебных божеству сил (преисподней), либо как телесно-духовное существо, перевоплощающееся в этом мире (или иных мирах), или же восстанавливаемое божеством в воскрешении из мертвых. Представления о посмертном существовании составляют базисный элемент религии с доисторической эпохи и реконструируются в палеолитических рисунках. В архаических племенных религиях загробная жизнь представлялась продолжением земной жизни человека, существованием, аналогичным земному, а душа — как двойник человека. Эволюция религий связана с усложнением и спиритуализацией этих представлений.
|