Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Цивилизация и технический прогресс

 

Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Поскольку главная социальная функция науки - усовершенствовать средства жизнедеятельности человека, то есть задача повышения эффективности, постольку она порождает прагматизм как стиль жизни. Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, материалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прогресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами и установками жизни человека.

Самый важный результат прогресса - возникновение цивилизации, как системы рационализированных и техноциализированных форм бытия человека. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и, таким образом, связывает их в целостное образование.

Возникновении и развитие цивилизации не возможно без технического прогресса, также как и технический прогресс не возможен без цивилизации.

Цивилизация (лат. civilis – гражданский, государственный) – совокупность материальных и духовных достижений общества. Французские просветители называли цивилизованным общество, основанное на разуме и справедливости, подчеркивая тем самым значение факторов, обеспечивающих целостность, общественную гармонию. У Канта намечается различие между понятиями цивилизации и культуры. В концепциях Н.Я. Данилевского понятие цивилизации противопоставляется понятию культуры. Шпенглер различает культуру как царство органически-жизненного в противоположность цивилизации как совокупности технико-механических элементов. В связи с этим цивилизация рассматривается им как показатель упадка, гибели общества. Для Тойнби характерно определение цивилизации как отрезка истории, искусственно изолируемого для исследования. Целостность каждого отрезка и определяет отграничение одной цивилизации от другой. В современной социологии цивилизация рассматривается с точки зрения внутренней организованности, обусловленности общества тремя основными компонентами: техникой, социальной организацией и философией, причем техника определяет остальные компоненты.

В развитии цивилизаций можно проследить некоторые общие функциональные черты:

Каждая цивилизация имеет свой логический центр, в котором популяционные признаки выражены наиболее четко.

Исходным центром распространения первичных цивилизаций является определенное этническое ядро. Поэтому культура первичных цивилизаций (и материнских, и дочерних) имеет определенный этнический окрас

Характерным признаком цивилизации, как и всякой популяции, является тенденция к максимальному расширению, то есть распространению своих соционормативных принципов, основанного на них образа жизни и достижений культуры.

Каждая цивилизация образует единое информационное поле, которое требует общего (международного) языка и письменности.

В культуре цивилизации может быть выделено два таксономических уровня. Цивилизация выступает в форме связей более высокого порядка, чем общинные – в форме государств.

Каждая цивилизация в процессе роста создает вокруг себя зону влияния в виде внешнего популяционного социокультурного поля. Это поле стимулирует общественные процессы у окружающих цивилизацию этносов, способствуя формированию у них племен как социально-потестарных организаций и их союзов.

Каждая цивилизация формирует общую религиозно-этическую систему, в традициях и принципах которой закодированы ее соционормативные принципы. Такая идеологическая система играет роль еще одного инструмента популяционного функционирования наряду с политической системой и поэтому может объединяться с последней.

Каждая цивилизация развивается в уникальных условиях, определяющихся взаимодействием накопленного ею экономического, соционормативного и культурного потенциала с природным ландшафтом и историческим окружением в виде этнической среды и соседних цивилизаций. Изменение равновесия между цивилизацией и окружающей ее средой возможно как изнутри (например, в результате демографического роста), так и извне, вследствие качественных перемен в ландшафте, климате, сдвигах в историческом окружении. Возможны два варианта “ответа” цивилизации на “вызов” извне в виде такого изменения сложившегося баланса. Прежде всего, цивилизация приводит в движение политический и идеологический инструмент внешнего расширения с целью обороны и завоевания. В случае же неудачи на первом пути, она использует те же инструменты для реформирования соционормативных принципов, политической системы и религиозной идеологии.

Интенсификация внешней торговли служит добавочным, вспомогательным способом ослабления диссонанса между цивилизацией и внешней средой. Торговые (экономические) связи до эпохи Новой истории являются запасным инструментом внешней экспансии и внутрипопуляционного унифицирования.

Этапы развития цивилизации внешне похожи на три фазы развития биологического организма: рост – расцвет – упадок. Поэтому современные теоретики вслед за античными распространили этапы жизни человека (детство – зрелость – старость или детство – юность – зрелость – старость) на общественные организмы. Однако механизм их развития иной, чем у биологических организмов.

Выделяют несколько типов цивилизаций:

1. Первичные цивилизации, возникшие в этнической среде и подразделяющиеся на:

 а) Исходные или Материнские цивилизации, возникшие спонтанно,

 б) Дочерние цивилизации, возникшие в зоне социокультурного воздействия исходных (материнских) цивилизаций на этническую периферию.

2. Вторичные цивилизации, возникшие в результате качественной перестройки соционормативных принципов уже существующих цивилизаций или их частей.

Научно-технический прогресс и научно-техническая революция, их сущность, значение и особенности

В учебной и специальной литературе нет однозначного толкова­ния сущности научно-технического прогресса (НТП) и научно-технической революции (НТР).

На основе обобщения литературных источников можно дать следующие определения этим понятиям.

Научно-технический прогресс — это непрерывный процесс со­вершенствования орудий и предметов труда, технологии, органи­зации производства и труда на базе (основе) достижений науки.

НТР — это составная и более существенная по значимости часть НТП. Если НТП может развиваться как на эво­люционной, так и революционной основе, то НТР — это скачко­образный процесс.

За все время существования и развития человечества проис­ходило много научно-технических революций, и этапы этого раз­вития называются по эволюции применяемых орудий труда: ка­менный век, бронзовый, железный век. Многие ученые и специ­алисты говорят о том, что на смену железному веку, в котором мы сейчас живем, придет век легких металлов. Наш век чаще всего называют веком атома, кибернетики, ЭВМ и т.п.

Современная НТР существенно отличается от предшествую­щих не только качественными параметрами применяемых новых орудий и предметов труда, технологическими процессами, но и другими особенностями, а именно:

превращение науки в непосредственно производительную силу общества;

опережающее развитие науки по сравнению с техникой и технологией;

более существенная социально-экономическая значимость современной НТР;

сокращение цикла «наука — производство»;

расширение границ проникновения современной НТР, ее масштабность и др.

Остановимся на этих особенностях более подробно. Превра­щение науки в непосредственную производительную силу обще­ства не означает, что наука превращается в ее четвертый элемент. Это свидетельствует лишь о том, что наука самым существенным образом, и в позитивном плане, влияет на каждый элемент про­изводительных сил общества, тем самым преобразуя и усиливая их.

Результаты научных исследований в конечном итоге приво­дят к совершенствованию и появлению принципиально новых орудий и предметов труда, к повышению уровня знаний и квали­фикации рабочей силы, что в свою очередь служит основой для преобразования и возрастания производительных сил общества, а в конечном итоге — для развития экономики.

Что касается такой особенности современной НТР, как опе­режающее развитие науки по сравнению с техникой и технологи­ей, то в современных условиях это имеет принципиально важное значение. У государства и крупных хозяйствующих субъектов по­является возможность прогнозировать и планировать создание такой техники и технологии, а также предметов труда, которые в наибольшей степени обеспечат реализацию стратегических за­мыслов в области развития экономики и решения социальных проблем.

Ускорение НТП имеет важнейшее экономическое и социаль­ное значение для любого государства мира. Пожалуй, нет такого более мощного и сильного фактора, который бы так существенно влиял на все экономические и социальные процессы, каким яв­ляется ускорение НТП.

Исходя из этой значимости ускорения НТП необходим и адекватный подход к решению этой проблемы на всех уровнях.

Следует отметить, что положительное влияние НТП на реше­ние социальных проблем осуществляется как непосредственно, так и непосредственно через поступательное развитие националь­ной экономики и повышение эффективности производства. То есть только эффективно функционирующая экономика создает материальную основу и позволяет решать социальные проблемы общества.

Под воздействием научного и технического прогресса преоб­разовалась и продолжает меняться вся система международных отношений и в ее пределах внешняя политика отдельных стран, изменяются и подходы в анализе соотношения сил в мире. В сис­теме соотношения сил в мире важным фактором стал националь­ный научно-технический потенциал и его эффективность.

Конфликт цивилизации и технического прогресса

С момента возникновения человека, возникает и научно-технический прогресс, которые обусловлен развитием человеческого разума.

Если рассмотреть развитие человека с самого начала, то можно заметить такую тенденцию. Первоначально человек занимался собирательством, то есть он собирал те ягоды. Человек использовал и собирал то, что выращено природой, а не им.

Затем человек обнаружил, что можно выращивать какие-либо зерновые и бобовые культуры, чтобы обеспечить себя едой. Тогда он начал создавать специальные орудия труда, чтобы обрабатывать землю для выращивания. Потом человек стал создавать различные орудия труда для земледелия, охоты и т.д.

С развитием ремесла у людей стало больше возможностей для существования, то есть они стали обеспечивать себя всем необходимым: посуда, одежда и т.д.

Такая же тенденция наблюдается во время развития промышленности. С развитием промышленности люди совершенствуют свои достижения. Они создают для более совершенные блага или какие-либо другие предметы, удовлетворяющие потребности человечества.

Человек постоянно совершенствуют себя и все что его окружает для того чтобы упростить себе жизнь.

Наука и техника - эти порождения культуры и цивилизации, в XX в. стали играть роль главных локомотивов экономического и социального развития. НТП стал опорным вектором исторической динамики. Тем, кто в максимальной степени пользуется его плодами, он дает силу, кото­рая и в конце XX в. является критерием успеха страны и народа. Экономическая и военная мощь государства, дополненная высоким уровнем жизни населения, в основе которых лежит НТП, реально ставит его впереди, в авангарде, обеспечивает преимущества на ми­ровой арене.

Сегодня техника вторгается во все сферы общества: от эконо­мики до спорта и досуга, она сказывается на межличностных отно­шениях, меняет структуру и иерархию ценностей, детерминирует ха­рактеристики современной личности.

Человек с помощью техники создает для себя новый мир, как реальный, так и виртуальный, превращает технические объекты (ав­томобиль, компьютер) в предмет своего, подчас преимущественного внимания, заменяя им естественное общение с себе подобными.

Техника в наше время, как никогда ранее, многократно умно­жила силы и возможности человека. И она же поставила перед ним множество новых проблем, породила острые противоречия, стала одной из причин кризиса цивилизации, который предсказывали мно­гие мыслители и ученые. "Кризис нашего времени, - писал А.Н. Бердяев в 1931 г., - в значительной степени порожден техникой, с кото­рой человек не в силах справиться".

Как своеобразную реакцию на научно-технический прогресс можно расценивать выступления общественности против строитель­ства атомных электростанций, химических и целлюлозно-бумажных предприятий. Порой они выражаются в весьма экстравагантной фор­ме. Так, американские фермеры, принадлежащие к секте меннонитов, отказались от сельскохозяйственных машин и пашут на лошадях.

Техника служит как созиданию, так и разрушению. Как уже от­мечалось, средства ведения войны всегда занимали видное место в человеческом обществе. По мнению некоторых ученых, прогресс в производстве и использовании оружия лежит в основе социального развития. Как бы там ни было, военная техника, особенно за послед­ние сто лет, порождала множество проблем действительно глобаль­ного характера. "Война моторов" переросла к концу века в "войну компьютеров".

К особенно серьезным последствиям привело появление оружия массового уничтожения - химического, бактериологического и ядер­ного, которое, вместе со средствами его доставки, произвело очеред­ную революцию в военном деле. Оружие всегда угрожало человеку, теперь же оно стало представлять угрозу человечеству, впервые пре­вратившись в потенциальное средство его самоуничтожения.

Повышение роли науки и техники в современном обществе ак­туализирует моральную ответственность ученого за возможные по­следствия его открытий. Известно, что многие ученые-ядерщики, причастные к разработке атомного оружия, предупреждали мир о ка­тастрофических последствиях его применения.

В наше время человечество несет большие потери, как людские, так и материальные, в результате технических аварий и катастроф. К особенно тяжелым последствиям привела авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Ежегодно в мире гибнут сотни тысяч людей в резуль­тате дорожно-транспортных и производственных происшествий. Не следует, однако, винить в этом только технику. За ней стоит управ­ляющий ею человек, ошибки которого чаще всего и служат причи­нами названных фактов. Первопричину негативного влияния техники на человека нужно искать не столько в ней, сколько в человеке, в со­циальных отношениях, в путях решения экономических и иных про­блем, в способах удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей.

Человечество придумало наркотики и алкоголь, которые нашли применение в медицине и промышленности; но они же создали усло­вия для таких явлений, как наркомания, пьянство и алкоголизм, ока­зывающих в масштабах планеты такое воздействие, что людские по­тери от них сопоставимы с иными войнами.

В XVI в. в Европу был завезен табак, и курение стало пагубной страстью очень многих людей во всем мире. От болезней, им вы­званных, ежегодно гибнут сотни тысяч курильщиков. Кроме того, они, фактически, заставляют курить и других, отравляя атмосферу помещений в учреждениях и учебных заведениях. Сегодня во многих странах усиливается борьба с этой вредной привычкой.

Несмотря на столь большие потери от своих собственных дос­тижений, человечество не собирается отказываться от благ цивили­зации, в том числе связанных с миром техники, и возвращаться в "камен­ный век". Современное общество, вступающее в XXI столетие, должно дать адекватный ответ тем вызовам, которые оно само поро­ждает. Культура вполне может удовлетворять нормальные и естест­венные человеческие потребности при минимизации неизбежных по­терь. Вопрос только в том, сумеет ли человечество не перейти ту черту, которая отделяет экономическое и культурное развитие, чре­ватое кризисом, от саморазрушения и гибели цивилизации.

Технический прогресс не возможно остановить. В конечном итоге именно он определяет социально-экономическое развитие общества и уровень жизни. От того, как быстро развивается научно-технический прогресс зависит и то, как будет развиваться сама цивилизация, общество.

Повышение роли науки и техники в современном обществе ак­туализирует моральную ответственность ученого за возможные по­следствия его открытий. Известно, что многие ученые-ядерщики, причастные к разработке атомного оружия, предупреждали мир о ка­тастрофических последствиях его применения.

В наше время человечество несет большие потери, как людские, так и материальные, в результате технических аварий и катастроф.

Не следует, однако, винить в этом только технику. За ней стоит управ­ляющий ею человек, ошибки которого чаще всего и служат причи­нами названных фактов. Первопричину негативного влияния техники на человека нужно искать не столько в ней, сколько в человеке, в со­циальных отношениях, в путях решения экономических и иных про­блем, в способах удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей.

Человечество придумало наркотики и алкоголь, которые нашли применение в медицине и промышленности; но они же создали усло­вия для таких явлений, как наркомания, пьянство и алкоголизм, ока­зывающих в масштабах планеты такое воздействие, что людские по­тери от них сопоставимы с иными войнами.



{SHOW_TEXT}

ПУБЛИКАЦИИ Формирование менталитета человека, основанного на уважении религиозных чувств и традиций сограждан Проблемы межконфессиональных отношений в условиях глобализации Античная мифология и ее влияние на современность Теории происхождения человека Значение перенесения кафедры русских митрополитов в Москву Античные архитектурные ордера Мировоззрение средневековой Европы  Развитие науки в Древнем Египте Искусство стран Европы в средние века 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия