Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Найти и купить ручной запайщик по доступной цене.

Формирование менталитета человека, основанного на уважении религиозных чувств и традиций сограждан

 

ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛИТЕТА ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВАННОГО НА УВАЖЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ И ТРАДИЦИЙ СОГРАЖДАН НЕ СМОТРЯ НА РЕЛИГИОЗНО-КОНФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

Д.Н. Павлюченков

(г.Вязьма, Россия)

В течении двадцатого века, а если смотреть глубже, то в течении эпохи Возрождения, были массовые попытки внедрить в сознание людей мысль о том, что религия отделена не только от государства, но и от жизни человека и общества в целом. Попытка формирования морали общества без религиозной составляющей привела к нравственному кризису, в котором находится современное общество. Сейчас мы можем видеть, если не активное обращение людей в религию, то, по крайней мере, идентификацию себя с культурой, базисом которой является конкретное религиозное учение. Многие люди именно в религии видят тот, нравственный стержень способный исправить современной состояние общества. Этот процесс, наряду с нравственным ростом, влечёт зам собой и проблемы связанные с сосуществованием разных религиозных учений на одном пространстве.

В современном обществе, одной из самых главных проблем становится проблема преодоления религиозных конфликтов. Для решения этой проблемы основным средством может стать только формирования менталитета конкретного человека и сообщества, основанного на уважении религии и традиций всех окружающих людей.

Для определения природы таких конфликтов, можно выделить классификацию основных мотивов, приводящих к противостоянию:

связанные с неуважением доминирующей религиозной группы по отношению к  религиозному меньшинству. В этом случае конфликт получает своё развитие со стороны большинства и очень часто поддерживается религиозными лидерами. Примером такого конфликта можно считать «карикатурный скандал» разгоревшийся в Дании, в котором представители Ислама, справедливо, посчитали себя оскорблёнными ;

направленные на утверждение меньшинства на исторической «территории» доминирующей религиозной группы. Часто такие попытки оборачиваются «вызовом» местным традициям с требованиями принятия традиций меньшинства. Примером может быть ситуация с ношением хиджабов в школах Франции (следует заметить, что в мусульманской Турции они тоже запрещены), проблемы адаптации мусульман в Великобритании;

с чувством оскорблённости представителями одной из религиозных групп своих религиозных чувств представителями другой(их) религиозной группы, или представителями общественности. Часто такие конфликты могут не иметь под собой повода. Слова «вырванные» из контекста могут стать таким поводом. Ярким примером последнего времени является доклад в Регенсбурге Папы Римского Бенедикта 16 слова которого были «вырваны» из контекста,  вследствие чего разгорелся международный и межрелигиозный конфликт, который привёл к человеческим жертвам;

использование политическими силами религиозных чувств людей, для достижения необходимых им целей. Политические партии, которые перед выборами декларируют свою приверженность к конкретной религиозной группе;

религиозна неграмотность.

Естественно, религиозные конфликты были и на протяжении истории. В ходе таких конфликтов, порой длившихся несколько десятилетий, религиозные группы вырабатывали определённые правила, по которым жили столетиями. Межрелигиозный диалог сложился в странах арабского мира, где доминирующей религией является Ислам. Ислам веками доказал свою способность к адаптации с христианством и иудаизмом. Примером таких взаимоотношений можно привести представительство религиозных групп в исполнительной власти Египта, Ирака и других стран, где если президентом является представитель одной религии, то премьер-министром, вице-президентом или мэром столицы представитель другой религии, существующий на данной территории.

Проблемы возникали не только между представителями разных религий, но и внутри одной религии. Конфликт между Западом и Востоком является именно конфликтом менталитетов основанных на католическом или протестантском и православном вероучениях. До сегодняшнего дня для Великобритании актуален  военный конфликт между протестантами и католиками Северной Ирландии, который длится не одно столетие. В некоторых странах исповедующих Ислам имеет место противостояние между разными группами: шиитами и суннитами. Таких религиозных конфликтов в истории можно перечислить много.

Возникает вопрос: «Почему сегодня мы очень часто слышим и видим людей призывающих делить мир по религиозному принципу?»

Ответ прост! С одной стороны - это культурная неграмотность современного человека, который идентифицирует себя с конкретной религиозной традицией и не желающего ни чего не знать о традициях других людей с которыми он живёт в одном социальном пространстве, а порой даже слабо знакомого с концепцией того религиозного учения, к которому он себя причисляет. Такого человека очень легко направлять туда, куда выгодно. С другой стороны - это отсутствие последовательной государственной и общественной политики формирования менталитета, основанного на уважении окружающих.

Можно очень долго и объёмно исследовать природу религиозных конфликтов в обществе, но сегодня остро стоит задача преодоления этой проблемы и надо срочно предпринимать меры.

Если исследовать существующие сегодня религиозные учения, те которые принято называть «мировыми религиями», то можно обнаружить, что у них есть многовековой опыт мирного сосуществования, который необходимо использовать в сегодняшней ситуации.

На религиозных лидерах лежит очень важная задача, научить последователей своих религий уважению к представителям других религиозных групп. Это можно достигнуть через изучение своей собственной религии. Все «мировые религии» учат любви и уважению к окружающим. Именно на этом учении о любви и нужно основывать формирование менталитета современного человека. Человек, который хорошо знает основы учения, которому он следует, менее податлив на провокации. Религиозным организациям необходимо помнить о том, что они живут в правовом поле государства. Все религиозные лидеры сегодня декларируют, что уважение к окружающим религиям это основа их учения. Необходимо отметить, что многие религиозные организации сегодня не только декларируют такие принципы, но и ведут подобную работу среди своих последователей. Сегодня усилиями представителей религий и религиозно-ориентированной интеллигенции идет процесс осознанного стремления выработать некое общее интеллектуальное поле, которое бы, с одной стороны - гасило рецидивы взаимных претензий в духовно- богословской сфере, а с другой - шаг за шагом формировало культуру терпеливо слушать и понимать логику оппонирующей стороны, т.е. формировало культуру диалога.

С другой стороны государство не должно и не может оставаться в стороне от этого процесса в формировании менталитета современного человека и общества в целом. Конституция РФ декларирует равенство всех религий и свободу человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Ряд законодательных актов, при соблюдении уважении всех религий, даёт возможность государственным органам влиять на формирование менталитета современного человека.

Этот процесс должен начинаться с самого раннего этапа развития человека. Воспитание патриотизма, уважение к окружающим как к личностям и их традициям, религиям необходимо воспитывать в человеке всю его жизнь. Сегодня одним из путей реализации этой концепции могут стать уроки по изучению основ религий. В высших учебных заведениях Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования предусмотрено изучение дисциплины «Религиоведение» или «Религия и общество», что тоже можно считать одним из шагов на этом пути.

Сегодня в Российской Федерации стал остро вопрос о возможности изучении основ религий (конкретной или всех) в школах. Одно можно сказать с уверенностью- необходимость изучение такой дисциплины это факт. Какую бы цель не преследовали религиозные организации в попытках введения таких дисциплин, для государства это является стратегически важным вопросом, способным в дальнейшем сгладить многие конфликты на  религиозной почве. Решение этого вопроса очень важно в налаживание межрелигиозного мира.

Проблема есть и её надо решать. Как уже упоминалось, частичные меры принимаются, но для того чтобы решить эту проблему необходим широкий комплекс мер предпринимаемых всеми заинтересованными сторонами. Необходимо помнить, что не атомное оружие самое страшное, самое страшное оружие гнев человека, который может создать, что-то более разрушительное, чем атомная бомба.



{SHOW_TEXT}

ГЛАВНАЯ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ПУБЛИКАЦИИ Проблемы межконфессиональных отношений в условиях глобализации Античная мифология и ее влияние на современность Теории происхождения человека Цивилизация и технический прогресс Значение перенесения кафедры русских митрополитов в Москву 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия