Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Проблемы межконфессиональных отношений в условиях глобализации

 

ПРОБЛЕМЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Д.Н. Павлюченков

(г.Вязьма, Смоленская область)

Глобализация – термин для обозначения ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости. Двигателем Глобализация выступает современный капитализм, понимаемый как фаза истории человечества и как несущий определенную (неолиберальную) геополитическую и политическую программу. По мысли Р. Робертсона ("Глобализация". Лондон, 1992), "понятие глобализации относится как к компрессии мира, так и к интенсификации осознания мира как целого... как к конкретной глобальной взаимозависимости, так и осознанию глобального целого в 20 в.". М. Уотерс ("Глобализация". Лондон; Нью-Йорк, 1995) отмечает: Глобализация - это процесс, "в ходе которого и благодаря которому определяющее воздействие географии на социальное и культурное структурирование упраздняется и в котором люди это упразднение все в большей мере осознают".

Глобализация, многое заимствовав от предыдущих исторических этапов интеграции, все же является принципиально иным феноменом, и она возникла совсем недавно – в последней трети ХХ века, а не в эпоху буржуазных революций, великих географических открытий и, тем более, не во времена “превращения обезьяны в человека”. Эта самая глобализация унифицирует все, чего касается, поэтому в эпоху глобализации представляется возможным объединение всех религий в одну, а уж диалог конфессий – вещь сама собой разумеющаяся. Поскольку со всех сторон мы слышим, что глобализация – неизбежность нашего времени, а кто пытается ей противиться, тот проиграет все (как часто в истории такая нехитрая схема рассуждения легко срабатывала и приводила к трагедиям), то и религиям ничего, дескать, не остается, как объединиться. При этом упускают из виду специфику веры в Бога. Не то, что глобализации не боится вера, она вообще ничего не боится, она другой природы.

В условиях глобализации возникает возможность более широкого общения государств и людей. Но глубина общения снижается. Религиозные же истины таковы, что их нельзя усвоить внешним образом, они требуют личностного отношения: принятия или несогласия. Глобализация способствует нарастанию поверхностного ко всему отношения. Сфера религии страдает при этом более других. Религии пытаются устоять перед унифицирующими все глобализационными процессами. Глобализация унифицирует внешний слой религии (ее социальные измерения), но не в силах устранить различия в догматах веры – поэтому религия в сути своей полагает предел глобализации; можно с уверенностью утверждать, что мировые религии не уступят унифицирующему влиянию глобализации.
Глобализация ведет к нарастанию секуляризации; светские ценности в лице демократических и либеральных норм и идеалов начинают конкурировать с религиозными в области, доселе традиционно религиозной.
Религию пытаются “померить” масштабом либеральных ценностей. Религия при этом выглядит догматичной, устаревшей, ретроградной. Мир, в очень большой степени ориентирующийся сейчас на либерализм (без понимания, впрочем, сути либерализма и особенно опасностей, которые несет идея либерализма), утрачивает религиозность. Глобализация делает эти процессы глобальными, повсеместными. Либеральные ценности не являются истинно человеческими и не ведут к свободе. К примеру, такой известный принцип либерализма как свобода совести означает вовсе не право человека на веру или на атеизм, этот принцип целиком атеистичен. Он говорит о свободе совести человека, но разве совесть не есть голос Бога и разве человек свободен слушать совесть или не слушать? Если он свободен в отношении совести, то он может быть только атеистом. В соответствии же с идеями либерализма, человек присваивает себе право самому решать слушать ли ему совесть (как голос Бога в человеке) или не слушать.

Глобализация внесла дополнительные сложности, еще более затрудняющие межконфессиональные связи. Если столетие назад разные религии в основном исповедывались на своих канонических территориях, и межконфессиональные отношения были “заочными”, то в условиях глобализации исчезли расстояния, отделяющие “территорию” одной религии от другой. Конечно, и много ранее, можно сказать с момента окончательного оформления традиционных мировых религий, эти религии взаимодействовали между собой: так как все эти религии адресованы всем людям, то миссионеры активно несут их истины по всему свету, знания о всех этих религиях распространены повсеместно. В этом смысле религии взаимодействуют уже давно.

Но глобализация с помощью средств массовой информации донесла практически до каждого человека некий объем знаний о всех конфессиях, в том числе и о новых деноминациях.

В течении двадцатого века, а если смотреть глубже, то в течении эпохи Возрождения, были массовые попытки внедрить в сознание людей мысль о том, что религия отделена не только от государства, но и от жизни человека и общества в целом. Попытка формирования морали общества без религиозной составляющей привела к нравственному кризису, в котором находится современное общество. Сейчас мы можем видеть, если не активное обращение людей в религию, то, по крайней мере, идентификацию себя с культурой, базисом которой является конкретное религиозное учение. Многие люди именно в религии видят тот, нравственный стержень способный исправить современной состояние общества. Этот процесс, наряду с нравственным ростом, влечёт зам собой и проблемы связанные с сосуществованием разных религиозных учений на одном пространстве.

В современном обществе, одной из самых главных проблем становится проблема преодоления религиозных конфликтов. Для решения этой проблемы основным средством может стать только формирования менталитета конкретного человека и сообщества, основанного на уважении религии и традиций всех окружающих людей.

Для определения природы таких конфликтов, можно выделить классификацию основных мотивов, приводящих к противостоянию:

связанные с неуважением доминирующей религиозной группы по отношению к  религиозному меньшинству. В этом случае конфликт получает своё развитие со стороны большинства и очень часто поддерживается религиозными лидерами. Примером такого конфликта можно считать «карикатурный скандал» разгоревшийся в Дании, в котором представители Ислама, справедливо, посчитали себя оскорблёнными;

направленные на утверждение меньшинства на исторической «территории» доминирующей религиозной группы. Часто такие попытки оборачиваются «вызовом» местным традициям с требованиями принятия традиций меньшинства. Примером может быть ситуация с ношением хиджабов в школах Франции (следует заметить, что в мусульманской Турции они тоже запрещены), проблемы адаптации мусульман в Великобритании;

с чувством оскорблённости представителями одной из религиозных групп своих религиозных чувств представителями другой(их) религиозной группы, или представителями общественности. Часто такие конфликты могут не иметь под собой повода. Слова «вырванные» из контекста могут стать таким поводом. Ярким примером последнего времени является доклад в Регенсбурге Папы Римского Бенедикта 16 слова которого были «вырваны» из контекста,  вследствие чего разгорелся международный и межрелигиозный конфликт, который привёл к человеческим жертвам;

использование политическими силами религиозных чувств людей, для достижения необходимых им целей. Политические партии, которые перед выборами декларируют свою приверженность к конкретной религиозной группе;

религиозный фундаментализм. Несмотря на то, что в массах принято определять понятие «религиозный фундаментализм» как сугубо исламский феномен – изначально неправильное восприятие действительности, поскольку сегодня он присущ для всех конфессий, религиозных течений и сект. По сути, религиозный фундаментализм является порождением нашего времени как пример наличия острых противоречий между достаточно консервативным массовым сознанием и стремительно меняющимся миром, где религиозным догмам противоречит либеральный рационализм современного общества. В этой связи его необходимо рассматривать как общую для всех религий «тенденцию, выражающую отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней». И, несмотря на то, что в различных религиях проявление фундаменталистских тенденций имеет различные причины, о религиозном фундаментализме можно говорить как о едином глобальном феномене. Неслучайно суть самого слова «фундаментализм» означает движение за сохранение устоявшихся фундаментальных основ религии, без которого ни одна религия не смогла бы устоять и обеспечить свою дальнейшую экспансию в эпоху глобализации и стремительно меняющейся системы человеческих ценностей;

религиозная неграмотность.

Естественно, религиозные конфликты были и на протяжении истории. В ходе таких конфликтов, порой длившихся несколько десятилетий, религиозные группы вырабатывали определённые правила, по которым жили столетиями. Межрелигиозный диалог сложился в странах арабского мира, где доминирующей религией является Ислам. Ислам веками доказал свою способность к адаптации с христианством и иудаизмом. Примером таких взаимоотношений можно привести представительство религиозных групп в исполнительной власти Египта, Ирака и других стран, где если президентом является представитель одной религии, то премьер-министром, вице-президентом или мэром столицы представитель другой религии, существующий на данной территории.

Проблемы возникали не только между представителями разных религий, но и внутри одной религии. Конфликт между Западом и Востоком является именно конфликтом менталитетов основанных на католическом или протестантском и православном вероучениях. До сегодняшнего дня для Великобритании актуален  военный конфликт между протестантами и католиками Северной Ирландии, который длится не одно столетие. В некоторых странах исповедующих Ислам имеет место противостояние между разными группами: шиитами и суннитами. Таких религиозных конфликтов в истории можно перечислить много.

Возникает вопрос: «Почему сегодня мы очень часто слышим и видим людей призывающих делить мир по религиозному принципу?»

Ответ прост! С одной стороны – это культурная неграмотность современного человека, который идентифицирует себя с конкретной религиозной традицией и не желающего ни чего не знать о традициях других людей с которыми он живёт в одном социальном пространстве, а порой даже слабо знакомого с концепцией того религиозного учения, к которому он себя причисляет. Такого человека очень легко направлять туда, куда выгодно. С другой стороны – это отсутствие последовательной государственной и общественной политики формирования менталитета, основанного на уважении окружающих.

Можно очень долго и объёмно исследовать природу религиозных конфликтов в обществе, но сегодня остро стоит задача преодоления этой проблемы и надо срочно предпринимать меры.

Если исследовать существующие сегодня религиозные учения, те которые принято называть «мировыми религиями», то можно обнаружить, что у них есть многовековой опыт мирного сосуществования, который необходимо использовать в сегодняшней ситуации.

На религиозных лидерах лежит очень важная задача, научить последователей своих религий уважению к представителям других религиозных групп. Это можно достигнуть через изучение своей собственной религии. Все «мировые религии» учат любви и уважению к окружающим. Именно на этом учении о любви и нужно основывать формирование менталитета современного человека. Человек, который хорошо знает основы учения, которому он следует, менее податлив на провокации. Религиозным организациям необходимо помнить о том, что они живут в правовом поле государства. Все религиозные лидеры сегодня декларируют, что уважение к окружающим религиям это основа их учения. Необходимо отметить, что многие религиозные организации сегодня не только декларируют такие принципы, но и ведут подобную работу среди своих последователей. Сегодня усилиями представителей религий и религиозно-ориентированной интеллигенции идет процесс осознанного стремления выработать некое общее интеллектуальное поле, которое бы, с одной стороны – гасило рецидивы взаимных претензий в духовно-богословской сфере, а с другой – шаг за шагом формировало культуру терпеливо слушать и понимать логику оппонирующей стороны, т.е. формировало культуру диалога.

С другой стороны государство не должно и не может оставаться в стороне от этого процесса в формировании менталитета современного человека и общества в целом. Конституция РФ декларирует равенство всех религий и свободу человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Ряд законодательных актов, при соблюдении уважении всех религий, даёт возможность государственным органам влиять на формирование менталитета современного человека.

Этот процесс должен начинаться с самого раннего этапа развития человека. Воспитание патриотизма, уважение к окружающим как к личностям и их традициям, религиям необходимо воспитывать в человеке всю его жизнь. Сегодня одним из путей реализации этой концепции могут стать уроки по изучению основ религий. В высших учебных заведениях Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования предусмотрено изучение дисциплины «Религиоведение» или «Религия и общество», что тоже можно считать одним из шагов на этом пути.

Сегодня в Российской Федерации стал остро вопрос о возможности изучении основ религий (конкретной или всех) в школах. Одно можно сказать с уверенностью – необходимость изучение такой дисциплины это факт. Какую бы цель не преследовали религиозные организации в попытках введения таких дисциплин, для государства это является стратегически важным вопросом, способным в дальнейшем сгладить многие конфликты на  религиозной почве. Решение этого вопроса очень важно в налаживание межрелигиозного мира.

К сожалению глобализации уже не избежать, впрочем, как не избежать столкновения конфессий наиболее приемлемым и неизбежным способом избежать межконфессиональных конфликтов является толерантность. Толерантность, прежде понимаемая как инструмент предотвращения нежелательных социальных конфликтов, стала теперь одной из фундаментальных ценностей современного мира. Толерантность (лат. tolerantia - терпение) – терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Толерантность является одним из основополагающих демократических принципов, неразрывно связанным с концепциями плюрализма, социальной свободы и прав человека.

Проблема есть и её надо решать. Как уже упоминалось, частичные меры принимаются, но для того чтобы решить эту проблему необходим широкий комплекс мер предпринимаемых всеми заинтересованными сторонами. Необходимо помнить, что не атомное оружие самое страшное, самое страшное оружие гнев человека, который может создать, что-то более разрушительное чем атомная бомба.



{SHOW_TEXT}

ГЛАВНАЯ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ПУБЛИКАЦИИ Формирование менталитета человека, основанного на уважении религиозных чувств и традиций сограждан Античная мифология и ее влияние на современность Теории происхождения человека Цивилизация и технический прогресс Значение перенесения кафедры русских митрополитов в Москву Античные архитектурные ордера 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия