Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Сатира в Древнем Риме

 

Истоки римского театра и драмы восходят, как и в Греции, к  обрядовым играм, богатым карнавальными элементами. Таков, например, праздник Сатурналий - в честь италийского  божества  Сатурна. Особенностью этого праздника было "переворачивание"  привычных  общественных отношений: господа на время становились "рабами", а  рабы –"господами". 

Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздники сбора урожая. Еще в отдаленные времена, когда Рим представлял собой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники  в связи с окончанием жатвы. На этих праздниках  распевались  веселые грубоватые песни – фесценнины. Как и в Греции, обычно, выступали при этом два полухория, которые обменивались шутками подчас язвительного содержания. Зародившись еще при родовом строе, фесценнины существовали и в последующие века, и в них, по свидетельству Горация, находила отражение социальная борьба между плебеями и патрициями.       Существовала и другая форма  примитивных  зрелищ - сатура. Основой для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов. В 364  г.до н.э. Рим  постигло  моровое  поветрие. Чтобы  умилостивить  богов, решили устроить сценические игры. Из Этрурии  были  приглашены актеры - плясуны, которые  исполняли свои  танцы  под  аккомпанемент флейты. Этрусским актерам стала подражать  римская  молодежь, которая прибавила к  пляске  шуточный  диалог, написанный  нескладными стихами, а также жестикуляцию. Так возникли сатуры (в переводе значит "смесь"). Сатуры были драматическими сценками бытового и комического характера, включавшими в себя диалог, пение, музыку и танцы.

Еще одним видом драматических представлений комического  характера являлись ателланы, которые были позаимствованы у других  племен, населявших Апеннинский полуостров, с которыми Рим вел непрерывные войны. Молодежь увлеклась этими играми и  стала  устраивать их в дни  Праздников.   

В ателлане действовали четыре постоянных комических  персонажа: Макк, Буккон, Папп и Доссен. Твердого текста ателланы не  имели, поэтому при их исполнении открывался широкий простор для   импровизации.

К народной драме восходит и мим. Как и в Греции, мим  воспроизводил сценки из народного быта, а иногда пародировал  мифы, выводя  в шутовском виде богов и героев.

Таким образом, в Риме существовали примерно те же обрядовые  игры, что и в Древней Греции. Но дальше слабых зачатков драмы  развитие народного театра не пошло. Это объясняется консервативным  укладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось самостоятельной мифологии, которая в Греции послужила "почвой и арсеналом" искусства, в том числе драмы.

Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и  перевели ее на латинский язык, приспособив к своим понятиям и вкусам.

После победного окончания первой  Пунической  войны, на  праздничных играх 240 г. до н.э., было  решено  устроить  драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию  Андронику, находившемуся в рабстве у римского сенатора, который и  дал  ему  латинское имя Ливий.  После отпущения на волю, он остался в Риме  и  стал обучать греческому и латинскому языку сыновей римской  знати. Этот учитель и поставил на играх трагедию и, вероятно, также комедию, переработанную им с греческого образца или, быть может, просто  переведенные с греческого языка на латинский. Эта постановка дала первый толчок развитию римского театра.

С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене  свои  пьесы  драматург Гней Невий (около 280-201 до н.э.). Он был  уроженцем  латинского городка в Кампании и принадлежал к  плебейскому  роду. После окончания  первой  Пунической  войны, в  которой    он    принимал участие, Невий поселился в Риме и  начал  заниматься  литературной деятельностью.

Гнея Невия с полным основанием можно назвать первым  самобытным римским поэтом. Его стихи (сатуры), драмы, эпическая поэма "Пуническая война" отличались самостоятельностью  в  художественном  и  в идейном отношении.

Вначале своей драматургической деятельности Невий писал  трагедии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов. Но вскоре он выступил с трагедиями на сюжеты  из  римской  истории. Такая трагедия называлась  у  римлян  претекста. Позднее  претексты  использовали в качестве сюжетов не только исторические, но  и  современные события.

Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отличие  от  греческих  драматургов, он  писал  произведения  в  двух жанрах). Невий был создателем паллиаты - литературной  комедии, которая представляла собой  переработку  новоаттической, т .е.  бытовой греческой комедии. Паллиата ставилась в Риме в течении III-II  вв. до н.э. Свое название она получила от греческого  широкого  плаща паллия, так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь  в Греции и герои ее носили греческую одежду.

Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов,  но  обрабатывал он их гораздо свободнее, чем Ливий Андроник. Невий  первый  применил так называемую контаминацию, т.е. соединение в римской комедии сюжетных линий двух или трех греческих. Возможно, что Невий стал  основоположником и римской национальной комедии - тогаты.

Плавт (около 254-184 до н.э.). Продолжателем дела Невия как  комедиографа был его младший современник Тит Макций Плавт. Его творчество относится к тому периоду, когда Рим  из  сельскохозяйственной общины превращается в сильнейшее государство - сначала Апеннинского полуострова, а затем и всего бассейна Средиземного моря.

По единодушной оценке древних, Плавт был самым  блестящим  представителем паллиаты. Излюбленный персонаж  Плавта-хитрый, пронырливый раб, помогающий молодому хозяину улаживать любовные  дела. Секрет успеха Плавта состоит, прежде всего, в том, что его комедия  являясь переделкой греческих, самобытны по духу, в них ярко  запечатлены черты римской жизни. Плавт сочувственно относится  к  плебейским низам рабовладельческого общества и  осуждает  людей, стремящихся к наживе.

Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элементами  народной  римской  ателланы, с  ее буффонадой, живостью  действия, с ее порой непристойными,  но остроумными шутками.

Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке. В  новой аттической комедии пение и музыка использовались только в антрактах. У Плавта же музыкальный  элемент  в  некоторых  комедиях преобладает. Это кантики  (от  лат.canto-"пою"). Одни  из  кантиков представляли собой арии, другие исполнялись речитативом под  музыкальный аккомпанемент.

Пьесы Плавта отличает динамичность, они проникнуты пафосом неистощимой энергии и здорового оптимизма. При этом сами характеры его героев статичны, лишены сложности и  психологической  глубины. Поэт обращает основное внимание на событийную  сторону, а  все, что  касается внутреннего развития образа, упрощается, отступает  на  второй план. Тем не менее свойственный Плавту прием  гротеска  делает его персонажей театрально выразительными.

От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью  и  одна  в  отрывках. Почти все комедии начинаются с пролога .Прологи гораздо  длиннее, чем в новой аттической комедии, но служат той  же  цели. В  них рассказывается о событиях, предшествовавших  началу  действия, и  о том, как будет развиваться интрига. Сюжет многих комедий  был  настолько запутанным, что зрителям трудно было следить за ходом  действия, не познакомившись предварительно с содержанием.

Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или разработку откровенно комической ситуации с бесконечными  обманами, тонко сплетенной интригой, хитроумными  проделками, душой  которых обычно являлся слуга-раб.

Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь, хотя в  средние века Плавт был основательно забыт: богословы считали, что в его пьесах много безнравственного. Зато в эпоху Возрождения Плавт снова воскрес для европейского  театра. Его  пьесы  переводят, создают различные переделки и подражания. Мотивы комедий Плавта  обрабатывались многочисленными    драматургами: Ариосто, Арентино, Шекспиром, Мольером и другими.

Теренций (около 185-159 до н.э.). Публий  Теренций  Афр, работавший,как и Плавт, в жанре паллиаты ,принадлежал уже к следующему поколению драматургов. Уроженец Карфагена, Теренций еще мальчиком был привезен в Рим, где стал рабом римского сенатора. Заметив выдающиеся способности юноши, сенатор дал ему хорошее образование, а  затем отпустил на волю. Теренций находился в дружественных отношениях со многими знаменитыми людьми, входившими в кружок просвещенного патриция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры и  греческого образования.

Теренций написал шесть  комедий, и  все  они  сохранились. Сюжеты этих комедий он, как правило, заимствует у  Менандра, причем  сознательно подчеркивает их греческий колорит. Конфликты в комедиях Теренция носят семейный характер, и основной  целью  драматурга  является гуманизация нравов.

У Теренция обычно нет такой динамики в развитии  событий, как  у Плавта; он отказывается также от  театральных  средств  и  приемов ателланы, которыми охотно пользовался его предшественник, от  буффонады, грубых и сочных шуток, непосредственного обращения к зрителям в ходе действия и т.д. Зато Теренций стремится дать более  углубленную психологическую характеристику своих  персонажей, создавая интересные, жизненные образы.

Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 до  н.э.) - ставит вопрос о воспитании молодежи. В комедии побеждают новые взгляды, представители которых считают, что надо быть снисходительным  к проделкам молодых людей, воспитывать их не приказами и  наказаниями, а добрыми советами.

Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более сложных, чем у героев Плавта, душевных переживаний (хотя  и  ограниченных семейными рамками). В этом отношении его произведения ближе  к их общему первоисточнику - Менандру.

Теренций может быть назван предшественником  новой  европейской драмы. Европейский театр неоднократно  обращался  к  его  творчеству. Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в  творчестве Мольера.

Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник  в XVIII в., в период формирования буржуазной "мещанской"  драмы. Дидро считал Теренция своим предшественником, Лессинг в  "Гамбургской драматургии" дал подробный анализ  "Братьев", считая  эту  комедию образцовой.



{SHOW_TEXT}

Культ священных животных в Древнем Египте Исмаилиты Зороастризм сегодня Культурно-государственные реформы императора Цинь Культурно-этнические особенности мировоззрения жителей России Античная драма Александр Македонский Японская литература Особенности мировоззрения жителей Японии История и культура Кореи 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия