Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Общая характеристика мировоззрения эпохи Возрождения

 

Мировоззрение эпохи Возрождения было гуманистическим – человек центральное звено всей цепи. Сознание было поставлено в зависимость от человека, человек – от природы, природа –от науки. «Знание – сила». Знание-это ядро сознания. Человеческое сознание – это бесценная корона, которой увенчан человек. Бытие рассматривали преимущественно, как физическую реальность, считали, что бытие в своей действительности прежде всего природа, как объект естествознания и практической деятельности человека. Считали, что будто бы в природе растворено божественное начало, которое сообщает природе жизнь, красоту и многообразие действительности. Вели борьбу с феодальным дворянством. На смену подчинению человеческой личности феодальным и церковным авторитетам приходит принцип свободного развития индивидуальности. Человек – центр всего мира. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Человек есть индивидуум, а так же есть микрокосм. Человек есть также личность. Личность есть свобода .

 Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XV-XVIв.в., означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма .Для философии это время стало своеобразным переходным периодом- от теоцентризма к рационализму , к исследованию мира средствами научного познания.

Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли , науки и искусства

Натурфилософия и наука

Обращенная к теме природы натурфилософия характерна для эпохи Возрождения .Это было обусловлено возникшими в то время очагами индустриального общества и активизацией материального производства в городах.

Николай Кузанский (1401-1464), выступил активным противником средневековой схоластики , сторонником человеческого разума и знаний .В его творчестве основной была тема Бога и его отношению к миру.

Одним из проявлений натурфилософии эпохи Возрождения было творчество Бернардино Телезео (1509-1597), он был сторонником познания природы с помощью, прежде всего , ощущений и органов чувств , опытного естествознания .По его убеждению , главной задачей натурфилософии является изучение природы и ее объяснение .

Пантеистические мотивы присутствовали и в философии Франческо Патрици (1529-1597). Он полагал, что основой мира является некий свет , животворящее начало и источник развития всего сущего .

На формирование европейского научного мышления и естествознания большое влияние оказал польский ученый Николай Коперник (1473-1543), астроном и философ. Его основной труд содержал в себе коренной пересмотр сложившейся в эпоху античности астрономической картины мира .

Дальнейшее развитие гелиоцентризма осуществил Иоганн Кеплер (1571-1630), астроном , математик , физик и философ .Он отстаивал тезис о единстве Солнечной системы и взаимодействии планет внутри нее.

Наибольшее развитие натурфилософия эпохи Возрождения получила в творчестве итальянского философа , ученого и поэта Джордано Бруно (1548-1600). В своих работах Бруно изложил основы нового философского мировоззрения . В философии Бруно на первом месте находилась тема Бога и его отношения с окружающим миром .

Германский врач и астролог Парацельс (1483-1541) , призывал при познании материального мира опираться на медицину и астрологию .Парацельс учил о наличии в мире некой активной жизненной силы (“архэ”), которая дает исток всем вещам природы .

Точная наука Возрождения и ее органичная связь с философским мышлением олицетворена именем Леонардо да Винчи (1452-1519) .Этот итальянский мыслитель был символом всесторонности и гармоничности развития личности .Его по праву считают пионером естествознания Нового времени .По определению философа , человек есть “величайшее орудие природы” . Опираясь на знания , он создает из материала природы огромное множество вещей и творений , новую реальность – мир культуры .

Завершением естественнонаучной тенденции , сложившейся в философии эпохи Возрождения , явилось творчество итаьянского ученого Галилео Галилея (1564-1642). С его именем связано зарождение экспериментальной науки раннего Нового времени .Этот исследователь стал основателем динамики как науки о движении физических тел. Значение творчества Галелея состояло прежде всего в стремлении объяснять природу и ее законы с позиций науки .

Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм , т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности . Гуманизм как течение зародился в Италии в среде образованных городских слоев .

Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. В этом городе родился и творил Данте Алигьери (1265-1321), он выдвинул смелый для своего времени тезис о том , что человек по природе своей создан не только для посмертной , но и для земной жизни .

Родоначальником гуманистического течения в Италии считается Франческо Петрарка (1304-1374), основатель лирики как нового жанра в европейской литературе .

Становлению итальянского способствовал и Джованни Боккаччо (1313-1375), выступавший в своих произведениях с позиции критики духовенства и опддержки передовых умонастроений городского населения .

Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был Лоренцо Валла (1407-1457). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура

На позициях гуманистического антропоцентризма стоял и Пико делла Мирандола (1463-1494), он подчеркивал важнейшее свойство человека - его свободу.

В Голландии родился писатель и богослов Эразм Роттердамский (1469-1536). Он извстен как переводчик и первый издатель Библии на латинском языке, критик схоластики и моралист .

Во Франции к гуманистическому движению принадлежал Мишель де Монтень (1533-1592), философ и моралист, он критиковал схоластическую философию и догматизм религиозного вероучения.

В эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой .В это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире , имел место культ красоты и духовности человека.

Крупнейшим представителем социально-филосфской мысли является Никколо Макиавелли (1469-1527), он раскрыл тезис об эгоистической природе человека как глубинной основе мотивации его поведении в общественной жизни .

Тему сильного централизованого государства раскрывал в своем творчестве французский мыслитель Жан Боден (1530-1596) . Он рассматривал государство как некое содружество , которое основано на частной собственности и выполняет ряд функций (охрана собственности , защита семьи и др.)

Дух гуманизма эпохи Возрождения проявил себя и в таком явлении , как утопический социализм. Самой заметной фигурой был английский писатель Томас Мор (1478-1535). Утописты в частной собственности видели источник чрезмерного имущественного расслоения и социального неравенства людей . Утописты полагали , что частная собственность развивает в людях безудержный эгоизм и зависть , которые подавляют коллективистское начало в человеке и обществе.

Немецкий профессор теологии Мартин Лютер (1483-1546) выступал за восстановление подлинного значении содержании Библии и осуществил перевод ее на немецкий язык. Он предлагал значительно сузить роль духовенства в обществе и оставить за ним лишь функции духовного наставления верующих .

Другой реформатор церкви, Жан Кальвин (1509-1564) старался еще более упростить религиозный культ и вывести церковь из-под власти государства.

Наиболее признанным среди народных низов был Томас Мюнцер (1490-1525),он полагал, что к подлинной вере способны лишь простые люди, не обремененные имуществом и властью.

Ренессанс принес с собой расцвет философского творчества , богатство иных форм духовности (естествознание , искусство , социально-политичекие учения). Значение эпохи Возрожления для философии состоит прежде всего в том , что в рамках этого исторического времени стало активно формироваться новое мировоззрение , ориентированное на научное знание и носящее светский характер. Сформировавшийся в это время гуманизм стал ядром европейской духовной культуры.

Философия раннего Нового времени (XVII век)

Общая характеристика

XVII век явился временем крупных в истории человеческого сообщества. Для Европы они прежде всего выразились в начале промышленной стадии развития и в осуществлений первых буржуазных революций .

Философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой , а ее важнейшим объектом стала природа и источники знания , методы его получения и формы существования .

На философию того времени огроромное влияние оказало естествознание , но по рпежднему присутствовала идея Бого . Сформироваллись два крупных философских течения –эмпиризм и рационализм .

XVII не без оснований называют “веком гениев” в науке .

Наука и философия . Проблемы теории познания мира

Новое время (XVII – XIX вв) обозначает собой период европейских буржуазных революций и постепенный приход буржуазии к политической власти .В философии раннего Нового времени на первый план выдвинулась гносеология – философское учение о путях , способах и формах познания мира . Быстрое развитие точного естествознания и прогресс общества породил в философии культ разума . Идеалом философии было точное знание .

В Европе появились академии ,представлявшие собой научные сообщества .

Символом философии раннего Нового времени и ее ключевой фигурой стал Фрэнсис Бэкон (1561-1626), основным предметом философского осмысления он сделал научное знание , в котором видел важнейшее средство решения социальных проблем и прежде всего развития зарождавшейся промышленности .По убеждению Бэкона : знание –это сила .Кроме классификации наук , Ф . Бэкон поставил и другой , не менее важный вопрос – о методе научного познания . Он полагал , что в научном познании основным должен быть опытно – индуктивный метод , который предполагает движения знания от простых определений (абстрактных) к более сложным и развернутым (конкретным).Ф.Бэкон считается родоначальником английского философского материализма и экспериментальной науки Нового времени .

Благодаря французскому ученому и философу Рене Декарту (1596-1650) во многом произошло органичное соединение философии и естествознания раннего Нового времени. На первом месте , как и у Ф. Бэкона , в его трудах содержалась проблема метода научного познания . Но в отличие от Бэкона Декарт разрабатывал дедуктивный метод научного познания .Важнейшим правилом является требование ясности и определенности в суждениях . Значение творчества Р . Декарта (“ картезианство “) состояло прежде всего в антисхоластической направленности дедукции и интеллектуальной интуиции . В своем учение о физике Декарт занимался также исследованием материи и ее важнейших свойств. Ему принадлежит гипотеза о развитии мира во времени, т.е. эволюции .В истории философии Декарт известен также и как основатель принципа дуализма . Творчество Р. Декарта являет собой рационалистическую традицию в европейской философии Нового времени. Главное в этом течении – культ человека как существа разумного и деятельного .

Ф.Бэкон и Р.Декарт обозначили наличие и соперничество двух крупнейших течений в европейской философии XVII века: эмпиризма и рационализма.Эмпиризм подчеркивает , что важнейшим источником знаний является живой чувственный опыт . Рационализм в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума (ума).

Эмпирическую философию в Англии развивал также Томас Гоббс (1588-1679), он последовательно придерживался своего тезиса о том , что “ нет ни одного понятия в человеческом уме , которое не было бы порождено первоначально , целиком или частично в органах ощущения .

Английский философ Джон Локк (1632-1704) также придерживался принципов эмпиризма как “ философии здравого смысла “. В своих работах основное внимание он уделил проблемам теории познания .Локк отстаивал тезис о получении истинного знания прежде всего из опыта , посредством деятельности органов чувств .

Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) продолжал учение Р.Декарта . В своем основном философском труде “ Этика “ он исследовал тему природы человека , его свободы и познавательной деятельности .Свои основные идеи Спиноза изложил языком геометрии , его аксиом и теорем .Он отмечал , что ничто в природе не происходит без причины . Все чувства , мысли и действия человека возникают под воздействием внешних причин на тело. Спиноза подчеркивал, что человеческий разум бесконечен и неисчерпаем в своих проявлениях и возможностях.

В Германии принципов рационализма придерживался Готфрид Лейбниц (1646-1717) , ученый и философ. Основой его философского творчества было учение о монадах. Под монадой он понимал простейшую духовную неделимую частицу , из совокупности которых якобы и состоит мир . Иначе говоря , окружающий человека мир рационально устроен и являет собой “гармонию сущности и существования”. Непременным условием постижения истины ученый считал соблюдения закона достаточного основания , т.е. подтверждения выводов фактами ,опытом .

Исаак Ньютон (1643-1727) – выдающийся английский ученый ,сделавший в науке ряд крупных открытий (дисперсия света , законы механики и др.) .Основные направления его научного творчества были объединены им в единую науку , которую Ньютон называл “ натуральной философией “ , он создал учение об абсолютном пространстве и абсолютном времени .

Агностицизм начала XVIII века , представлен в творчестве английских философов Джорджа Беркли (1685-1753) и Дэвида Юма (1711-1776). Они утверждали , что материальный мир независимо от человека не существует , что имеют место лишь ощущения и восприятия человека .

Своеобразное место в истории философии XVII века занимает творчество французского ученого Блеза Паскаля (1623-1662) , он был одной из самых крупных фигур в естествознании своего времени . Его философским взглядам был присущ скептицизм , переходящий в агностицизм .Паскаль подчеркивал , что мировая деятельность явно превосходит познавательные возможности человеческого разума.

Философские учения об общественной жизни

Первые европейские буржуазные революции XVII века , проходившие под флагом борьбы с богословием эпохи средних веков и духовной властью церкви , стимулировали развитие социально-философских учений . Именно в этот период происходит формирование юридического мировоззрения , а его стержнем становится учение о “естественных правах” человека .

Концепцию общественных прав (благ) человека развивал голландский правовед Гуго Гроций (1583-1645) . Он подчеркивал , что право человека настолько незыблемо , что не может быть изменено даже самим Богом .

Тема естественных прав человека раскрывается и в творчестве Б.Спинозы .Он почеркивал, что от природы люди имеют право на все , чем они могут воспользоваться .Это право проявляется в разнообразных влечениях и страстях людей .

Наиболее развитую философию XVII века создал Т.Гоббс . Основной темой в ней стало государство как важнейший институт общественной жизни . Гоббс полагал , что в начале человеческой истории существовало “естественная” (догосударственное) состояние общества .Теория государства является основой социальной философии Гоббса . Важнейшее в этом учении – это идея земного происхождения государства (“смертный бог”) , что уже близко к его материалистическому объяснению . Назначение государства прежде всего состоит в том , что бы регулировать и охранять отношение собственности в обществе с помощью законов .

Тему общественной жизни развивал также англичанин Джерард Уинстенли (1609-1652) , разработавший проект Конституции республики . Выражая дух нарождающегося пролетариата , Уинстенли подчеркивал , что получение нетрудовых доходов является грубейшим нарушением естественных законов , причиной социального неравенства и иных острых проблем в обществе . Он был сторонником демократической республики .

Английский поэт Джон Мильтон (1608-1674) также являлся сторонником республиканской формы правления . По его , убеждению , республика сможет наиболее полно обеспечить такие права человека , как свобода совести , мысли и слова, ведь по природе своей люди равны и должны оставаться таковыми в любых общественных условиях .

“Юридическое мировоззрение” на деле означало укрепление идейных позиций буржуазии в общественном сознании.

XVII век – это “век разума”, на “естественный свет” которого мыслители опирались в своем понимании природы общества и самого человека. Сделав человеческое знание предметом культа , это столетие продолжило тем самым гуманистическую традицию эпохи Возрождения .

Из-за переходного характера эпохи Возрождения хронологические рамки этого исторического периода установить довольно трудно. Если основываться на признаках, которые в последствии будут указаны (гуманизм, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение античности), то хронология будет выглядеть так: Проторенессанс (дученто и треченто – XII-XIII – XIII-XIV вв.), Раннее Возрождение (кватроченто XIV-XV вв.), Высокое Возрождение (чинквеченто XV-XVI вв.).

Итальянское Возрождение представляет собой не одно общеитальянское движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Раздробленность Италии служила здесь не последней причиной. Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, Риме. Милан, Неаполь и Венеция также пережили эту эпоху, но не столь интенсивно, как Флоренция.

Термин «Renissance» (Возрождение) был введен мыслителем и художником самой эпохи Джорджо Вазари («Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Так он назвал время с 1250 по 1550 гг. С его точки зрения это было время возрождения античности. Для Вазари античность предстает идеальным образом.

В дальнейшем содержание термина эволюционировало. Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. То есть Возрождение, в сущности, стало означать гуманизм.

Немалую роль в формировании особого менталитета играло и простое товарное производство. Чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, безусловно также способствовало формированию особого независимого духа первых жителей городов.

Итальянские города расцвели не только в силу указанных причин, но и из-за активного участия их в транзитной торговле. (Соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов даже являлось одной из причин раздробленности Италии). В VIII-IX веках Средиземное море вновь становится местом сосредоточения торговых путей. Все прибрежные жители, по словам французского историка Ф. Броделя, получали от этого выгоду. Этим во многом объясняется, что города, не имевшие достаточных природных ресурсов, процветали. Они связывали между собой приморские страны. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы.

Итак, городская культура создавала новых людей, формировала новое отношение к жизни, создавала атмосферу, в которой рождались великие идеи и великие произведения. Но идейно все это оформлялось на элитарном уровне. Простые жители были далеки от идейного оформления мироощущения.

Новое нарождающееся мироощущение человека нуждалось в мировоззренческой опоре. Античность и выступила такой опорой. Конечно, не случайно к ней обратились жители Италии, ведь этот выдающийся в Средиземном море полуостров более тысячи лет назад населяли представители ушедшей античной (римской) цивилизации.

Эпоха Возрождения - это обращение к античности. Но вся культура этого периода лишний раз доказывает, что Возрождения в чистом виде, Возрождения как такового не бывает. Мыслители-возрожденцы видели в античности то, что хотели. Поэтому совсем не случайно особой интеллектуальной разработке подвергся в эту эпоху неоплатонизм. Античный (собственно космологический) неоплатонизм не мог не привлечь внимание возрожденцев идеей эманации (исхождения) божественного смысла, идеей насыщенности мира (космоса) божественным смыслом, наконец, идеей Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия.

Бог становится ближе к человеку. Он мыслится пантеистически (бог слит с миром, он одухотворяет мир). Поэтому-то мир и влечет человека. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения.

Характер художественной литературы Возрождения

Наилучшим способом постижения Божественной красоты, растворенной в мире, справедливо признается работа человеческих чувств. Поэтому возникает такой пристальный интерес к визуальному восприятию, отсюда – расцвет пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры.). Ведь именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрождения, позволяет более точно запечатлеть Божественную красоту. Поэтому культура Возрождения носит отчетливый художественный характер.

Интерес к античности связан у возрожденцев с модификацией христианской (католической) традиции. Благодаря влиянию неоплатонизма становится сильной пантеистическая тенденция. Это придает уникальность и неповторимость культуре Италии XIV-XVI веков. Возрожденцы по-новому взглянули на самих себя, но при этом не потеряли веру в Бога. Они начали осознавать себя ответственными за свою судьбу, значимыми, но при этом не переставали быть людьми средневековья.

Противоречивость культуры Возрождения: радость самоутверждения и трагизм мироощущения. Наличие этих двух перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения. С одной стороны, человек Возрождения познал радость самоутверждения, с другой стороны, постиг всю трагичность своего существования. И одно, и другое связано в мироощущении человека Возрождения с Богом.

Истоки трагизма творчества художников Возрождения убедительно показаны русским философом Н.Бердяевым. Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, подчеркивал он. Великие художники Возрождения были одержимы прорывом в иной, трансцедентальный мир. Мечта о нем была уже дана человеку Христом. Художники были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца; ставили перед собой по существу онтологические задачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимыми в земной жизни, в мире культуры. Художественное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не решает и решить не может. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия общества».

Треченто

Со второй половины XIII - в начале XIV в. в борьбе с местными феодалами крепнет флорентийское бюргерство. Флоренция одной из первых превращается в богатую республику с конституцией, принятой в 1293 г., с быстро формирующимся буржуазным бытом и складывающейся буржуазной культурой. Почти сто пятьдесят лет просуществовала Флорентийская республика, нажившая богатства в торговле шерстью и шелком и прославившаяся своими мануфактурами.

Изменения в искусстве Италии, прежде всего, сказались в скульптуре. Они были подготовлены скульптурными работами мастера Никколо Пизано (рельефы кафедры баптистерия в городе Пизе), в которых прослеживается явное влияние античности. Затем в монументальной живописи - в мозаиках и фресках Пьетро Каваллини (римские церкви Санта Мария ин Трастевере и Санта Чечилия ин Трастевере). Но подлинное начало новой эпохи справедливо связывается с именем живописца Джотто ди Бондоне (1266?-1337). Из работ Джотто лучше всего сохранились фрески Капеллы дель Арена, или Капеллы Скровеньи (по имени заказчика) в городе Падуя (1303-1306). Более поздние работы Джотто - росписи в церкви Санта Кроче во Флоренции (капелла Перуцци и капелла Барди). В капелле дель Арена фрески расположены в три ряда по глухой стене. Интерьер простой однонефной капеллы освещается пятью окнами на противоположной стене. Внизу на живописно имитированном цоколе из розовых и серых квадратов размещены 14 аллегорических фигур пророков и добродетелей. Над входом в капеллу расположена роспись "Страшный суд", на противоположной стене - сцена "Благовещение". 38 сцен из жизни Христа и Марии Джотто связал в единое стройное целое, создав величавый эпический цикл. Евангельские сюжеты представлены Джотто как реально существующие события. Живым языком повествуется о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании ("Встреча Марии и Елизаветы", "Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот"), коварстве и предательстве ("Поцелуй Иуды", "Бичевание Христа"), о глубине скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви ("Оплакивание"). Сцены полны внутренней напряженности, как, например, "Воскрешение Лазаря", иногда пронзительны в своем трагизме, как композиция "Несение креста".

Кватроченто

С конца XIV в. власть во Флоренции переходит к дому банкиров Медичи. Начинается век медицейской культуры.

Первые признаки новой, буржуазной культуры и зарождение нового, буржуазного мировоззрения особенно ярко проявились в XV в., в период кватроченто. Но именно потому, что процесс сложения новой культуры и нового мировоззрения не был завершен в этот период (это произошло позже, в эпоху окончательного разложения и распада феодальных отношений), XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это поистине век гуманизма. Кроме того, это эпоха, полная веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Ренессанса. Геометрия, математика, анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение; именно тогда начинают тщательно изучать строение человека; в XV в. итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая уже назрела в искусстве треченто.

В формировании светской культуры кватроченто огромную роль сыграла античность. XV столетие демонстрирует прямые связи с ней культуры Возрождения. Во Флоренции основывается Платоновская академия, библиотека Лауренциана содержит богатейшее собрание античных рукописей. Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой. Восстанавливается античный Рим. Перед изумленной Европой предстает красота страдающего Лаокоона, прекрасных Аполлона (Бельведерского) и Венеры (Медицейской).

Высокий Ренессанс в Средней Италии

С конца XV столетия Италия начинает испытывать все последствия невыгодного для нее экономического соперничества с Португалией, Испанией и Нидерландами. Северные города Европы организовывают ряд военных походов на разрозненную и теряющую свое могущество Италию. Этот трудный период вызывает к жизни идею объединения страны, идею, которая не могла не волновать лучшие умы Италии.

Общеизвестно, что определенные периоды расцвета искусства могут не совпадать с общим развитием общества, его материальным, экономическим статусом. В трудные для Италии времена и наступает недолгий золотой век итальянского Возрождения - так называемый Высокий Ренессанс, наивысшая точка расцвета итальянского искусства. Высокий Ренессанс совпал, таким образом, с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Поиск такого идеала и привел искусство к синтезу, обобщению, к раскрытию общих закономерностей явлений, к выявлению их логической взаимосвязи. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего.

Леонардо да Винчи (1452-1519) явился первым художником, наглядно воплотившим это отличие. Он родился в Анкиано, около селения Винчи; отец его был нотариусом, перебравшимся в 1469 г. во Флоренцию. Первым учителем Леонардо был Андреа Вероккио. Фигура ангела в картине учителя "Крещение" уже отчетливо демонстрирует разницу в восприятии мира художником прошлой эпохи и новой поры: никакой фронтальной плоскостности Вероккио, тончайшая светотеневая моделировка объема и необычайная одухотворенность образа. Ко времени ухода из мастерской Вероккио исследователи относят "Мадонну с цветком" ("Мадонна Бенуа", как она называлась раньше, по имени владельцев). В этот период Леонардо несомненно некоторое время находился под влиянием Боттичелли. Его "Благовещение" по детализации еще обнаруживает тесные связи с кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.

 Микеланджело - один из величайших скульпторов Эпохи Возрождения. Он был первым скульптором, познавшим строение человеческого организма и высекшим скульптуры из мрамора, показав всю красоту человеческого тела.

Микеланджело является представителем Эпохи Возрождения(Renessans), которая начинается со 2 половины 15 века в частности итальянского возрождения.

Вначале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности и отмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: живописец Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо. Его первый рельеф « Мадонна у лестницы » отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы. Мадонны 15 века миловидны и несколько сентиментальны. Мадонна Микеланджело трагически задумчива, погружена в себя. Микеланджело изваял Марию, когда она, держа у своей груди дитя и, зная все наперед, должна была предрешить будущее - будущее для себя, для младенца, для мира. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Мария сидела в профиль на скамье, направо от лестницы: широкая каменная балюстрада словно бы обрывалась где-то за правым бедром Марии, у ног ее ребенка. Зритель, взглянув на задумчивое и напряженное лицо богоматери, не может не почувствовать, какие решающие минуты она переживает, держа у своей груди Иисуса и, словно бы взвешивая на ладони всю тяжесть креста, на котором ее сыну суждено было быть распятым. Впоследствии Микеланджело создает еще несколько скульптурных композиций на тему «Богородица с младенцем» и «Оплакивание Христа», в котором Христос был изображен уже не в начале, а в конце своего земного пути. ». Чуть позже Микеланджело еще дважды обратится к образу Мадонны - это « Мадонна Тадеи » и «Мадонна Питти». В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Микеланджело не стремится придать равную завершенность всем частям рельефа, всем его деталям. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. Он мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур.

С "Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи.

Он впервые осознает, что живопись может не только повторить скульптуру, но и передать такие сложные положения тел, такую пластику, которые недоступны и самой скульптуре. Отсюда начинается путь к росписи гигантского потолка Сикстинской капеллы.

В 1508 году Микеланджело начинает в Риме роспись Сикстинской капеллы в папской резиденции - в Ватикане. Папа Юлий 2 пожелал, чтобы Микеланджело расписал свод Сикстинской капеллы. Микеланджело работал совсем один. На подготовленные части плафона он должен был наносить краску, прежде чем высохнет штукатурка. Он даже не мог проверять ракурсы того, что набрал, снизу и рассчитывал их, находясь на лесах.

21 февраля 1513 года умер Юлий 2. В своем завещании он распорядился, чтобы Микеланджело завершил его гробницу. Был заключен договор. Обязывающий завершить гробницу в течение 7 лет. Договор предусматривал изготовление 40 фигур. Наконец-то теперь Микеланджело мог целиком отдаться своему искусству. Вскоре после смерти Юлия 2 папой был избран Диссовани Медичи, принявший имя Льва 5.Добродушный по природе он был благорасположен к людям, а к Микеланджело в особенности. Возможно, в первые годы его правления Микеланджело создал своих «Пленников”, которые находятся в Лувре. Статуи “Умирающий раб”(1513год,Париж,Лувр.), “Восставший раб” (1513год,Париж,Лувр), “Моисей” (ок. 1515г.Церковь Сан-Пьетро ин Вин Коли). Но уже 3 года спустя, из-за изменения политической ситуации этот договор был аннулирован и заключен новый, на этот раз ограничивающий масштабы первоначальных проектов. За этим договором последовало еще 3 контракта(1525-1526,1532,1542) почти полностью изменивших замысел 1505 года. Работа над гробницей Юлия 2 превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.

Во Франции был открыт Колледж де Франс-светское учебное заведение, независимо от Сорбоны. Там первенствовала неоплатонические идеи Фичино и Пико дела Мирандолла. В Англии в 1499 году открылся кружок Дж. Колета в Оксфордском университете. В 1509 году открылся колледж Св. Павла, гуманистической направленности. Италия являлась центром ренесанской культуры.

Роль искусства

Возрождение самоопределилось, прежде всего, в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех, - в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войной в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.

При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.

Искусство Возрождения, возникшее на основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени, кардинально изменило все основные виды искусства. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. На первое место в искусстве выступила творческая индивидуальность художника, как правило, универсально одаренной личности.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами.

В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средневековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне временное единство - духовную историю человечества. Оставаясь христианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевышнего, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории.

Термин "гуманизм" неоднозначен и имеет разный смысл в разных культурах. Ввели его "новые люди" эпохи Возрождения, перетолковав по-своему античного философа и оратора Цицерона. У них это означало ревностное изучение всего, что состовляет целостность человеческого духа, так как "humanitas" у Цицерона обозначает полноту и нераздельность многообразной природы человека.

Начиналось же все в особой культурной среде - группах гуманистов с обновления целей культурной деятельности - создания нового субъекта культуры.

Гуманистами того времени были : поэт и философ Ф. Петрарка (1304-1374), писатель Дж. Боккачо (1313-1375)-они хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков среднивековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования : ввести в нее гуманиртарные науки, сделав акцент на изучение античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религи, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.

Идея “индивидуальности”, как это ни кажется странным, была неизвестна всем традиционалистским обществам, включая и греко-римскую Античность. Само это слово “индивидуальность”, как и слово “личность”, появилось каких-то двести-триста лет назад. Специфическое и революционизирующее представление об индивидуальности, которое по необходимости не могло быть незнакомо любой культуре, поскольку отражало биосоциальную данность.

Эта фундаментальная надысторическая данность заключена в том простом факте, что человечество состоит из людей... Из этого фундаментального факта делались следующие два принципиальных вывода. Во-первых, утверждалось, что человеческая природа подобно природе всего живого неоднородна. Как между телами индивидов, между их личами, голосами, жестами нет полного сходства, так и души их, темпераменты, нравы и склонности предстают похоже-непохожими. Пытались обозреть и упорядочить это разнообразие, относя каждого человека к известной разновидности и разряду. Тем самым удавалось не оставить никого единственным в своём роде и объяснить своеобразие, сводя его к общему.

Во-вторых, разумность со-знания, со-вести, со-оплодотворённое идеей индивидуальности, понималось как знание (весть) лишь в голове одного человека. И одновременно как продолжающиеся за пределами отдельных сознаний, перекатывающееся через них и словно бы уносящее их в своём вечном потоке. Однако всякая малая индивидная толика мировой разумности считалась больше всего целого, ибо вмещала его в себя и порой пыталась добавить к нему ещё нечто - с собою. Любая культура не могла не задумываться над этой парадоксальностью сознания, над отношением к ней всеобщнго Духа и отъединённого частичного существования.

В этих рамках двигалось ренессансное мышление (сознание) от понятия “индивид” к “индивидуальности”.

“Индивид” - слово, которое изначально определяет одного человека через его несамостоятельность, через его удел, производность. Существование карпускул человечества создавало проблему для сознания людей, чья жизнь была неоделима от рода, общины, конфессии, корпорации и чья духовность нуждалась в абсолютной точке отсчёта. Индивидность существования была очевидностью, но очевидностью пкгающей! Отмнимой психической атомарности от поверхности вещей мысль упорно сворачивала к тому, что отдельный человек родлинен лишь постольку, поскольку поставлен в общий ряд и даже в конечном счёте сливается с мировым субстанциональным началом. В этом плане истинно и единственно индивиден лишь живой Космос или Бог.

По сути, это был процесс зарождения европейской интелегенции сознательного носителя образованности и духовности, которая берет на себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп был очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и переписчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские дамы. Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей деятельностью и местом, где они жили. Их гуманистические занятия были частным делом, увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо создавало репутацию, славу, давало поддержку, приносило богатые подарки. Кто-то делал карьеру благодоря талантам и образованности, а кто-то впадал в нищету.

Свободное время делало свободную личность, реализующую собственную одаренность, благодоря собственной воле, энергии, настойчивости и колоссальной трудоспособности.

Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в которой был найден синтез античных и христианских идеалов. Эту концепцию можно назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, создан Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. "Природа, то есть Бог" - такую формулу использовал, например, Альберти в своих трактатах, подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось иное, но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано ему в его безграничных возможностях, задача же каждого человека реализовать себя.

Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть царила в этом мире, где происходило утверждение автономности человеческого "Я". Сила часто становилась основой права без морали. "Цель оправдывает средства" - формула Никколо Макиавелли, гуманиста и царедворца, стала оправданием многих темных дел не только того времени.

Возникает неизвестная ни Средневековью, ни Античности проблема формирования личности. Человек перестает быть "заданным" своим социальным статусом и набором социальных ролей в иерархически организованном обществе, а становится чем-то в результате своих собственных усилий. Как видим, и здесь гуманисты и реформаторы сходятся во взгляде на человека как на личность способную и нуждающуюся в самоизменении, однако пути и цели, ими обнаруженные, различны.

Однако Возрождением было сделано открытие еще одной сферы практического творчества человека, мимо которого проходила до этого европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно и в Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той, ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, разглядев в человеке - создании Божьем высшую способность к самостоятельному творению, нашли в художниках не только своих единомышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или художник на полотне творит прекрасный и совершенный мир.

Художник по-этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изобретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл "тонким Италия сосредоточила в себе большее количество культурных наследий, чем Вы можете представить.Фактически будет справедливо заметить,что если что-то было окрашено, сыграно, спето, слеплено или написано, то это было сделано в подъемном настроении, а результат представлен в самой высокой художественной форме. Мир может за многое благодарить итальянцев.

Художники представляли себе мир, как трехмерное, рельефное пространство. Рафаель Санти (1438-1520), Леонардо да Винчи (1452-1512), Микеланджело Буанаротти (1475-1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соотетствии с требованиями античной культуры.

Писатели, начиная от Виргилия, Овида, Хорака, Ливия и Цицерона, а заканчивая Данте, Петраркой. Бокаччо, Фичино, Мирандоло и Васари, все были итальянцами и все родились на этой благословенной земле. Современная литература Италии появилась в 13-ом и 14-м столетиях, развивалась из ее латинского наследия, написанного на многих диалектах страны и работ Данте. Одно из его произведений “Божественная комедия” состоит из трех частей : “Ад”, “Чистилище”, и “Рай”. Данте представляет себе путешествие по этим трем сферам загробного мира и описывает их столь ярко, убедительно, что читатель верит вымыслу, как реальности.

Петрарка в своей “Исповеди” писал, то аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованного от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного прпоявлялась в ту эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человвеческоготела, плотской любви.

Наука-эпохи Возрждения. Большой вклад в развитие науки того времени внес Леонардо да Винчи. Время, когда жил Леонардо да Винчи, было особенным в истории человеческого общества. После долгого гнета церкви, когда всякое стремление человека изучить, понять что-нибудь из окружающих его вещей объявлялось страшным грехом, когда учегных и просто любознательных людей в наказание сжигали на кострах. Бурно расцветали науки, искуства и ремесла. Победила жажда знания ; люди стремились познать то, что еще совсем недавно считалось неизвестным, несуществующим. Леонардо да Винчи страстно любящий живопись, все больше задумывался о науке и изобретательстве.

Еще молодым человеком он создал проэкт канала для соеденения Флоренции с другим городом – Пизой, думал об осушении болот и низин, кнструировал машины для производства сукна, мечтал о сооружении подъемных кранов. Но и тогда , во времена Возраждения, были люди которые в своих интересах стремились затормазить развитие научних знаний.К ним относился и флорентийский правитель Лоренцо Медичи и его двор.

 Очень характерно для механики Леонардо да Винчи стремление вникнуть в сущность колебательного движения. Он приблизился к современной трактовке понятия резонанса, говоря о росте амплитуды колебаний при совпадении собственной частоты системы с частотой из вне.

 Большое место в трудах Леонардо занимала гидравлика. Он начал заниматься гидравликой еще в ученические годы и возвращался к ней в течении всей своей жизни. Леонардо спроектировал и частично осуществил постройку ряда каналов. Он почти в плотную приблизился к формулировки закона Паскаля, а в теории сообщающихся сосудов практически предвосхитил идеи 17 в.

 Леонардо в первые и много занимался вопросами полета. Первые исследования, рисунки и чертежи, посвященные летательным аппаратам, относится, примерно, к 1487 г. В его летательном аппарате применялись металлические части; человек располагался горизонтально, приводя механизм в движение руками и ногами.

 Он построил модель планера и готовил его испытание. Стремление обезопасить человека в процессе этих испытаний привело его к изобретению парашюта.

 Во времена Леонардо да Винчи беспредельно господствовала геоцентрическая система мира Птолемея. На несостоятельность ее Леонардо указывал неоднократно. Можно считать, что Леонардо независимо от Коперника приблизился к пониманию гелиоцентрической системы мира.

 Леонардо пытливо наблюдал природу, и уже по одной этой причине он не мог не интересоваться вопросами геологии, палеонтологии и агрономии. Так родилась его теория окаменелостей. Леонардо не боится отказаться от библейских представлений о катастрофах и наводнениях на Земле. Он утверждает, что нахождение окаменелых раковин и растений в загадочных местах ничего общего не имеет с библейскими утверждениями, а вызвано медленным перемещением суши и моря.

 Галилео Галилей – великий итальянский ученый, один из создателей классической механики, родился 15 февраля 1564г., в семье небогатого пизанского дворянина. Первое образование Галилей получил в монастыре. Семнадцати лет он поступает в Пизанский университет сначала на медицинский факультет, а затем переходит на юридический, где основате6льно изучает математику и философию. В 1589г. Галилей был назначен профессором математики в Пизанский университет. В эти годы Галилей занимается опровержением учений Аристотеля о пропорциональности скорости падения весу тела. Чтобы опровергнуть данное учение он берет два тела, одинаковые по форме и размерам (чугунный и деревянный шары). Находя соотношения между скоростью падения и временем падения, между пройденным путем и временем падения, Галилей опроверг многовековое заблуждение и доказал постоянство ускорения свободного падения. Но в университете механику и астрономию приходилось излагать в духе Аристотеля и Птолемея. В 1592г он становится профессором университета в Падуе, где проработал 18 лет (по 1610г.). К концу падуанского периода Галилей начинает открыто выступать против системы Птолемея – Аристотеля.

 Сделав зрительную трубу с увеличением в 32 раза и направив ее на небо, Галилей обнаружил неровности Луны; Млечный Путь оказался состоящим из множества звезд, число которых росло с ростом увеличения трубы; у Юпитера были найдены четыре спутника. Все это не соответствовало учению Аристотеля о противоположности земного и небесного, а подтверждало систему Коперника.



{SHOW_TEXT}

Общая характеристика крито-миккеенской культуры Полисы и демократия Скульптура Древней Греции Характеристика культурно-исторических периодов средневековья Становление и развитие научного знания в Древней Греции Дохристианская Русь Основные этапы развития культуры Руси Особенности русской религиозной философии Основание Англиканской Церкви Основание лютеранства 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия