Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Время отдохнуть туры в египет новогодние на каникулы.

Загробный культ в Древнем Египте

 

Одним из важнейших культов Древнего Египта являлся загробный культ. Почитание мертвецов, память о проедках – основа любой культуры, преемственной по самой своей сути. Однако в Древнем Египте загробный культ принял совершенно уникальную форму, не имеющую ничего общего с традициями других культур. Египтяне верили, что после смерти физического тела душа переходит в загробный мир и продолжает своё существование там. Этот мир создан по образу и подобию земного. Всю свою земную жизнь каждый египтянин должен был готовиться к жизни после смерти. Именно по этой причине большинство из сохранившихся памятников Древнего Египта служили гробницами и заупокойными храмами. Эти сооружения, в отличие от жилых помещений, которые возводились из глины, должны были стоять вечно, чтобы обеспечить душе спокойную жизнь в загробном мире. По представлению древних египтян мир делился на три части: Земля, Небо и Дуат - загробный мир. Кроме того, им свойственно было относить части света к разным мирам. Так запад предназначался для мертвых, где и находился Дуат. Через него каждый день, прежде чем возродиться в ипостаси Хепри - бога восходящего солнца, бог солнца Ра проплывал на своей ночной барке Месехтет. Восток же предназначался для живых. Здесь возводились города и поселения. Дуат не мог находиться в определенном месте: на небе или под землей. Скорее речь шла о параллельном мире, где, как и на земле текла река Нил, на полях рос урожай, в полном разгаре шла жизнь людей. Это место называлось полем Иалу - подобие рая. Но не во всем загробном мире существовало такое блаженство. Дуат делился на 12 частей под названием пилоны: Сехет - поле, Нут - город, Арит - зал, Герерт - круг и т.д.

Первой стадией в подготовке к загробному путешествию души являлось бальзамирование. Но оно получило свое распространение лишь после объединения Верхнего и Нижнего Египта в 3000 г. до н.э. В Додинастический период умерших просто укладывали на левый бок в согнутом положении. Процесс мумификации проходил 70 дней. В начале тело рассекали и удаляли все внутренности за исключением сердца. Мозг удалялся через нос крюками. Очищенные и обернутые в пелены внутренности укладывали в 4 канопа - священных сосуда, которые в свою очередь складывались в ящик. Затем тело держали в содовом растворе. При дешевом способе внутрь тела через кишечник вводили едкие растворы, а затем, после растворения внутренностей, откачивали. Обработка содой уродовала тело, щеки проваливались, мышцы исчезали. Искусство возвращения телу его первоначального вида непрерывно развивалось. Для того, чтобы придать объемность утончившимся тканям, пытались использовать опилки и жиры - взрывчатую смесь, от вспучивания которой по прошествии тысячелетий кожа растрескивалась. Поскольку всякое повреждение тела считалось страшным грехом, то сечение делал особый человек - "открыватель тела" (парасхед). Сделав свое дело, он пускался бежать прочь, а остальные были обязаны осыпать его проклятиями, чтобы так умилостивить жаждущего мести духа Эдимму. После этого тело заворачивали в полотняные бинты, пропитанные различными маслами и смолами. Между бинтами укладывались амулеты, оберегающие от нападения недоброжелательных существ при путешествии по Дуату, облегчающие этот путь. Так, например, амулет в виде жука скарабея с надписью укладывался на сердце. Он служил своеобразным фильтром, оттягивающим на себя грехи человека.

Покровителем бальзамирования считался Анубис - бог с головой шакала. Жрец этого бога всегда присутствовал в ходе процесса бальзамирования.

По окончании семидесяти дней начинался длительный процесс подготовки к погребению. В нём принимали участие жрецы, родственники, плакальщицы, обеспечивающие соответствующее настроение. Из храма Луксор, где и готовили мумию, процессия отправлялась в город Анну (по-гречески Гелиополь). Этот город являлся важнейшим религиозным центром Древнего Египта. Здесь поклонялись богу заходящего солнца Атуму - отцу всех богов. Атум - это еще одна ипостась Ра. Считалось также, что именно в Гелиополе находится Бен-Бен - первозданный холм. Здесь проходила церемония отверзания глаз. Далее процессия продвигалась на запад в город Кхем. Здесь проводилась церемония отверзания уст. Затем к великой пирамиде Хуфу (по-гречески Хеопса), которая считалась вратами Дуата. Здесь проходила церемония отверзания сердца и последние ритуалы, после чего мумию хоронили в маске, показывающей фараона во всей его красе: с короной Верхнего и Нижнего Египта, в платке, с уреем и бородой - символами власти и мудрости фараона. Мумию клали в саркофаг головой на подголовник, который помогал душе поднять голову к небу, и оставляли в гробнице.

Во времена первых династий для фараона возводилось две гробницы: на территории Верхнего и Нижнего Египта. Это делалось для того, чтобы уравнять полномочия обеих частей, показать, что фараон благосклонен к ним одинаково. Где именно на самом деле погребали фараона, было неизвестно. Возможно даже в ином месте. Гробницы имели вид "мастабы" - прямоугольного сооружения, с сужающимися кверху краями. В переводе с арабского "мастаба" означает "скамья". На ее внутренних стенах не наносились какие-либо рисунки и надписи. А вместе с фараоном в другой мир уходили не только драгоценности и предметы быта, но и рабы и прислуга. Их приносили в жертву. Но уже к началу правления второй династии жертвоприношения прекратились. А слуг заменили ушабти - небольшие статуэтки в виде мумий, оставляемые обычно в количестве 365 штук, равными числу дней в году. Начиная с третьей династии, на стенах мастаб фараонов уже начали появляться надписи и рисунки, рассказывающие о жизни на земле, показывающие, насколько человек был богат. Они должны были обеспечить аналогичное существование и в загробном мире. Считалось также, что там душе необходимо есть и пить, поэтому в гробнице оставляли еду, воду, а иногда даже вино.

В более поздние времена еда была заменена на символические канопы. Кроме этого в гробнице оставляли различную утварь: посуду, лежанки, украшения, принадлежавшие человеку при жизни. Для фараонов и их семей в основном возводились раздельные гробницы, но для нижестоящих лиц практиковалось строительство совмещенных семейных мастаб.

С конца правления третьей династии для фараонов стали возводиться пирамиды. Первая пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона третьей династии Джосера. И получила название ступенчатой пирамиды, так как имела вид шести мастаб, поставленных друг на друга. Строительство пирамид достигло своего пика во времена правления четвертой династии. Это было связано с распространением культа бога солнца Ра. К этому промежутку времени относятся три великие пирамиды: Хуфу, Хафра и Менкаура (по-гречески Хеопса, Хефрена и Микерина). Их способ построения и форма резко отличается от первой. Рядом с большими пирамидами иногда возводились маленькие для жен фараона и приближенных. Тут же стояли заупокойные храмы, в которых жрецы молились о хорошей участи души. К началу правления восемнадцатой династии стало ясно, что выделяющиеся на общем фоне мастабы и пирамиды способствуют их разграблению. Многие из них были разграблены ещё в древности. С этого момента захоронения стали проводиться в скальных гробницах, скрытых от глаз людей. Также от расхитителей должны были защищать различные ловушки, потайные ходы, ложные двери и небольшие таблички с проклятиями: "Смерть раскинет свои крыла над тем, кто нарушил покой фараона" или "Дух смерти обовьет шею грабителя и свернет ее, как гусиную". Но и это не помогало. Единственной, дошедшей до нас в не разграбленном состоянии гробницей стала гробница фараона восемнадцатой династии Тутанхамона. В этот период на стенах гробниц изображалось путешествие души по Дуату, обеспечивающее безопасное прохождение этого пути.

Непременным атрибутом захоронения являлась "Книга мертвых". Книга Мёртвых посвящена странствиям покойного в Именти, где он общается с бестелесными богами и иными обитающими там существами, читая молитвы и распевая гимны великим богам, повторяя магические формулы, способные уберечь его от недругов, которые чинят ему препятствия. Книга Мёртвых призвана была дать покойному возможность восторжествовать над всеми обитателями загробного мира. Некоторые тексты, чтобы принести пользу покойному, должны были писаться на амулетах и погребальных пеленах. Содержание одних глав сводится к описанию устройства погребальной камеры и касается наиболее значительных предметов заупокойного имущества. Другие содержат текст отрицательной исповеди покойного перед советом 42 богов и описывают сцену взвешивания сердца на Суде Осириса.

Во времена Древнего и Среднего царства немногие могли позволить себе взять её с собой. Ведь нанесение текстов на стены гробниц или саркофагов являлось дорогим удовольствием. Но после начала правления восемнадцатой династии любой житель, способный оплатить работу писца, мог позволить изготовить себе любой нужный отрывок из книги. Более точное название "Книги мертвых" звучит как "Изречения выхода в день" - "Эр ну перэт эм херу". В принципе, самой книги как таковой в нашем понимании этого слова, не существовало. Она представляла сборник заклинаний и предупреждений о путешествии по загробному миру. В некоторых вариантах даже предлагалась карта. Ведь в данной ситуации было важно все: куда пойти, что сказать, что ответить, как себя повести. В разные промежутки истории "Книга мертвых" переписывалась, вносились изменения, связанные с главенствующим культом. Египтологами принято выделять три основные редакции "Книги мертвых":

1. Гелиопольский вариант - изготовленный при правлении пятой и шестой династий, написанный курсивными иероглифами на стенах гробниц и саркофагов.

2. Фиванский вариант - изготовлен при правлении восемнадцатой - двадцать второй династий и написан иератическим письмом на папирусах и саркофагах фараонов.

3. Сайтский вариант - был написан при правлении двадцать шестой - тридцать второй династий иератическим и демотическим письмом на папирусах и саркофагах.

Эти документы позволяют понять, что же происходило с душой по представлению древних египтян после смерти человека. Человек состоял из нескольких частей: Саху - духовное тело, Ху - дух, Ба - душа, Ка - жизненная сила или двойник, Сехем - сила, Аб - сердце, Хайбит - тень, Рен - имя, Хат - физическое тело. После смерти физического тела Хат, единство нарушалось. Для того, чтобы воскреснуть в загробном царстве, необходимо было собрать все составляющие снова.

Ка жила в гробнице, в мумии, статуэтках или в изображении хозяина. Она изображалась в виде поднятых к небу рук с развернутыми ладонями. Но Ка имел лишь фараон и приближённые к нему особы. Ба же была у каждого живущего. Она изображалась в виде птицы с человеческой головой. Именно душе предстояло отправиться в царство мертвых. И воссоединиться с остальными составляющими. Первым этапом являлся подземный мир, где жили демоны-разрушители. Здесь находилось девять дверей, за которыми скрывались испытания. Одно из них представало в виде змеи, кольца которой означали привязанность к земной жизни. Чтобы пройти через это испытание, должно было открыться собственное зрение. В помощь этому и проводилась церемония отверзания глаз. На втором этапе в подземном царстве душа должна была столкнуться с демонами тьмы, которые являлись в виде собственной тени, означающей все темные стороны человека. Если светлых сторон оказывалось больше, то открывался рот, а значит, приходила способность говорить, есть и пить.

Затем душа обретала имя Рен, вспомнив, кто она такая. После чего приходило осознание всего, что есть, было и будет. Именно в помощь этому проводилась церемония отверзания уст. Далее душа находила свое сердце Аб, чему соответствовала церемония отверзания сердца. Третьим этапом испытания являлось путешествие по загробной реке в ночной барке Месехтет вместе с богом солнца Ра. Оно длилось 12 часов. В первые 3 часа все шло спокойно, барка плыла по водам реки вдоль берегов, на которых другие души радостно приветствовали солнечного бога. Затем течение реки вместе с баркой устремлялось по крутому спуску вниз в сердце подземного мира. Постепенно вода иссякала и барка начинала скользить по песку. На 6 часу путешествия душа достигала глубин реки и попадала в гробницу Осириса (называемую в земной жизни Кенотаф). Здесь Ба должна была победить пространство и время, чтобы соединиться со своим телом Хат, подобно самому Осирису, воскресшему по легенде.

После этого душа обретает силу, способную пройти все препятствия и добраться до Зала Двух Истин Чертога Маат, где и свершится суд. На протяжении всего пути ей помогает бог Анубис. В Чертоге Маат - богини правды и справедливости душу уже ожидал Осирис, изображавшийся в виде человека с зеленой кожей в белых одеждах и 42 бога. Им она перечисляет по очереди все те грехи, которые не совершала при жизни. Список грехов был необъятен. В него входили и такие действия, которые с точки зрения современного человека грехами не являются. Например, ловить рыбу в священных водах или плохо о себе говорить. Затем Ба рассказывала, чего добилась в жизни. Бог Мудрости Тот брал сердце покойного и клал на одну чашу весов, а на вторую в противовес - перо истины Богини Маат. Если сердце человека грешно, то оно перевешивало перо. В этом случае сердце незамедлительно съедало чудовище Амут, изображавшееся в виде смеси различных животных. Здесь и приходила незамедлительно окончательная смерть. Сердце праведного человека оказывалось легче пера Маат и душа допускалась на поля Иалу. В ином случае душа перевоплощалась, чтобы получить опыт в следующей жизни.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в Древнем Египте люди еще при жизни стремились к совершенству, а по ее окончании должны были обрести свободу и попасть в мир, где они могли бы наслаждаться счастливой вечной жизнью.



{SHOW_TEXT}

Список фараонов и правивших династий Древнего Египта Правители Рима из династии Юлиев - Клавдиев Мифология и религия Древнего Рима Древнеиндийская литература Мистика суфизма Культ предков в Китае Вуду Культ священных животных в Древнем Египте Исмаилиты Зороастризм сегодня 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия