Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Представление о загробном мире в Древнем Египте

 

ВВЕДЕНИЕ

Культура Египта всегда вызывала у меня огромный интерес. «Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака, и др.). Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов и, по некоторым сообщениям, проводили много лет у них в ученичестве. «Магические тексты, заговоры против болезней и т.п. пережили язычество и остались в наследство коптскому христианскому Египту; еще в VIII в. н. э. были в ходу тексты, в которых наряду с именем Иисуса Христа встречаются Исида и Нефтида и языческие мифологические намеки». [«Культуралогия» д. ф. н., проф. Драч Г.В. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» 1998 – 576 стр.]

Итак, египетская религия с ее идеей загробного преображения и вечности жизни (поклонение богу Осирису, вершившему в царстве мертвых суд над умершими и определявшему их дальнейшую судьбу) открывала потаенные страницы культурной истории Древнего Египта. Осирис — первоначально бог воскресающей и умирающей природы, его сестра и жена Исида, бог Солнца Ра символизировали мировой порядок для египтянина. Окружающий мир включал в себя мир земной и загробный, солнце (Ра) в равной мере светило живым и мертвым.  В царстве Осириса душа умершего должна была оправдаться перед Осирисом, чтобы обрести вечную и блаженную жизнь. В жизни же земной египтянин поклонялся живому воплощению Ра — фараону.

И все же особое значение персона фараона имела для всего универсума, включая природу и загробный мир. Яркое представление об этом дают пирамиды (царские усыпальницы с поминальными храмами, в окружении гробниц вельмож). Они свидетельствуют об обожествлении правителя (фараона) и о важнейшей роли представлений о загробной жизни, которой египтяне отводили более важную роль, чем жизни земной. «Сооружение этих гигантских усыпальниц - яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти. Бог Благой (или Добрый) при жизни. Бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны». [«Культуралогия» д. ф. н., проф. Драч Г.В. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» 1998 – 576 стр.]

  Идеалом оставалось не будущее, высшей ценностью - не настоящее, а прошлое, когда сами боги правили людьми, это было и идеалом и высшей ценностью.  Земная жизнь полна жестокости и неправды, о загробной никто из смертных ничего не знает.

 

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

 

Древний Египет

Древний Египет с его пирамидами и папирусом, сфин­ксами и рабами, всемогущими фараонами и подвластными им народами, иероглифами и мумиями, таинственными божествами и полноводной дельтой Нила был одним из первых великих государств на земле. В течение несколь­ких тысяч лет до Рождества Христова он занимал одно из ведущих положений в мире, веками сохраняя и преумно­жая свое влияние.

Возникновение и рост государства Египтян

Хотя Древний Египет занимал примерно ту же террито­рию, что и современное государство Египет, первоначаль­но он представлял собой два отдельных государства — Верхний Египет, располагавшийся в долине Нила и не имевший выхода к морю, и Нижний Египет, занимавший территории в дельте Нила, там, где полноводная река впа­дает в Средиземное море. Объединение этих двух госу­дарств произошло приблизительно в 3100 году до нашей эры. Правителем объединенного государства стал царь Верхнего Египта. В приводимой ниже хронологической таблице отмечены основные вехи развития Древнего Египта с этого момента до начала нашей эры. (Поскольку речь идет о событиях огромной давности, даты в таблице являются приблизительными).

Основные даты истории Египта

3100 г. до н. э. - объединение Верхнего и Нижнего Египта. 3100 - 2648 до н. э. - Раннее Царство.

2649 - 2134 до н. э. - Древнее Царство. Один из выдаю­щихся периодов истории Египта. Власть царя была силь­ной, государство - могущественным и процветающим, развивались письменность, искусство и наука, в том чис­ле - медицина и астрономия. Именно на этот период пришлось царствование Пепи,  которое было самым дол­гим в истории человечества и длилось 94 года. Это также была эпоха строительства пирамид.

2150 - 2040 до н. э. - Первый промежуточный период. Египет вновь распадается на два отдельных государства.

2040 - 1640 до н. э. - Среднее Царство. Объединение Египта.

1640 - 1552 до н. э. - Второй промежуточный период. Очередной распад Египта.

1552 - 1069 до н. э. - Новое Царство. Расширение границ Египта в период правления фараонов-воинов.

1069 - 664 до н. э. - Третий промежуточный период. Пери­од упадка.

664 - 332 до н. э. - Поздний период. Египет вернул себе часть былого могущества, это период относительного процветания и стабильности.

332 - 30 до н. э. - Египет завоеван Александром Великим. После смерти Александра Египтом стал править один из его военачальников. Птолемей, передавший затем власть своим наследникам. Последней представительницей этой династии была Клеопатра, при которой страна была завое­вана римлянами.

ВЛИЯНИЕ ДРУГИХ КУЛЬТУР

В отличие от других древних цивилизаций, Древний Египет развивался в условиях относительной стабильно­сти. Поскольку с трех сторон Египет окружала пустыня, а с четвертой от всех вторжений извне его защищало Среди­земное море, внешнее влияние на развитие Древнего Египта было минимальным. Египтяне создавали свои ми­фы, опираясь исключительно на собственный опыт.

Нил

Египтяне, которые в основном занимались земледели­ем, жили на плодородных землях в долине Нила. Река ста­ла определяющим фактором их жизни. Она давала питье­вую воду, она же делала земли плодородными и пригодны­ми для земледелия. Без Нила эти земли были бы бесплод­ной пустыней. В июле Нил разливался и затоплял низкие берега. Поля покрывались слоем плодородного ила. Этот ил оставался на полях после того, как Нил возвращался в свое русло. Изумрудно-зеленые поля в долине Нила резко контрастировали с пустой и безжизненной пустыней, про­стиравшейся за пределами долины Нила, наглядно демон­стрируя египтянам влияние сил жизни и смерти. Эта пол­ная зависимость египтян от могучего Нила нашла свое от­ражение в их верованиях и в их мифологии.

Мир природы

Смена времен года и другие природные явления также играли большую роль в религиозных верованиях древних египтян. Могущественные боги олицетворяли природные силы и явления, от которых зависела жизнь людей, — в пер­вую очередь Солнца. Поклонялись египтяне и другим столь же могущественным и важным богам — богу воды, богу воз­духа, богу земли и другим. Однако были у египтян и божест­ва рангом пониже, они ведали бытовыми сторонами повсе­дневной жизни людей: одни из них являлись покровителя­ми сельского хозяйства, другие — охоты, третьи брали под свою защиту беременных женщин и детей. Не все боги име­ли человеческий образ: чаще всего то или иное божество ассоциировалось с каким-либо животным — например, ко­том, ястребом, рыбой. Естественно, эти животные возводились в ранг священных и становились объектом поклоне­ния. Самым могущественным из животных считалась змея, она символизировала власть фараона. Очень часто древние египтяне изображали своих богов в виде существ с телом человека и с головой животного. Например, Анубис — бог усопших — имел фигуру человека, но голову шакала.  

СМЕРТЬ И ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ

Как и большинство древних людей, египтяне верили в возможность жизни после смерти. Они считали, что смерть — всего лишь ступень, которую должен преодолеть каждый на пути к загробной жизни, которая существует где-то там далеко, в так называемом Западном Царстве. При этом необходимо было соблюсти продуманный до мелочей, сложный погребальный ритуал. К тому же существовало де­тальное описание церемонии, которая ожидает праведников и грешников в конце их долгого пути в загробное царство.

Ритуал погребения.

По иронии судьбы, именно погребальные обряды егип­тян позволили нам так много узнать об их жизни. Надпи­си, сделанные на папирусе и на надгробиях, на саркофагах и пирамидах, позволяют нам познакомиться с мельчайши­ми деталями повседневной жизни древних египтян: сохра­нившиеся до наших дней мумии дают нам без преувеличе­ния драгоценную информацию о том, какую пищу упот­ребляли египтяне, чем болели, какие прически предпочи­тали, какую носили одежду и даже какими косметическими средствами пользовались древние модницы.

Считалось, что для путешествия в загробное царство особенно важно сохранить в целости тело усопшего: ведь душа (или, как ее называли египтяне, — Ка) должна нахо­диться во время этого путешествия в нетронутой, целой оболочке. Естественно, возникло много различных способов сохранения тел усопших. Сначала тела усопших хоро­нили в очень мелких могилах в раскаленном песке, где они быстро высыхали и таким образом сохранялись. Поз­же богатых египтян стали хоронить в саркофагах, но при этом тела умерших предварительно бальзамировали, что­бы сохранить их и уберечь от разложения. Ко времени Но­вого Царства (1552 - 1069 до н. э.) на основе этих обычаев возник целый комплекс погребальных ритуалов, который неуклонно соблюдался.

Бальзамирование.

Тело усопшего отправляли к бальза­мировщику, который вскрывал тело с левой стороны и вы­нимал из него внутренние органы; их в свою очередь скла­дывали в канопу (сосуд), имевшую форму колонны и часто расписанную иероглифами и украшенную изображениями головы какого-либо священного животного или божества. Само тело высушивалось с помощью соли, полость тела за­полнялась консервирующими веществами, солью, смолой и специальными тканями. После этого тело усопшего было готово для следующего этапа обряда погребения. [Мифология / С. М. Брайшер; Пер. с англ. Л. Калашниковой. – М.: ООО Издательство « Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 192 с.: ил. (Мини энциклопедия)]

Мумифицирование.

 На этом этапе тело усопшего за­ворачивали в льняную ткань, причем это никогда не делалось  наспех.  Тело  заворачивали  в  ткань очень тщательно и аккуратно, сопровождая каж­дый этап этого действа магическими заклина­ниями: только так, считали древние египтяне, можно было гарантировать сохранность тела усопшего. Между слоями ткани укладывались обереги — египетские кресты (анки), являвшиеся в Древнем Египте символом жизни, и амулеты в виде ска­рабея. Затем мумию обкладывали благовониями и, наконец, над ней совершали магические обряды, один из которых за­ключался в том, что тело усопшего покрывали слоем драго­ценных камней. На заключительном этапе бальзамировщик, голову которого украшала церемониальная маска Анубиса, бога умерших и покровителя бальзамировщиков, приступал к мумифицированию головы умершего. Он обмазывал ее специальным составом и после этого также оборачивал ее льняной тканью. При бальзамировании тела использовались различные вещества (всего их было 36). Эти вещества явля­лись своеобразным воплощением многочисленных обликов бога Осириса. Именно поэтому в левую руку усопшего клали по щепотке каждого из этих веществ. На этом обряд муми­фицирования завершался, над телом усопшего произноси­лась молитва, и тело помещалось в гроб.

Амулеты-обереги в виде джеда — символа Осириса и стабильности  и анкп, вопло­щающей жизнь и побежденное зло.

Гробы.

С течением времени форма гробов, безусловно, менялась. Известно, что в эпоху Древнего Царства (2649— 2134 до н. э.) гробы были предельно аскетичными, лишь иногда на их крышки наносились иероглифы, однако уже ко времени Среднего Царства в моду вошли более знако­мые нам гробы, имевшие форму человеческого тела. К концу Нового Царства этот стиль претерпел определен­ные изменения, и гробы стали по форме напоминать зна­менитую русскую матрешку. [ Мифология / С. М. Брайшер; Пер. с англ. Л. Калашниковой. – М.: ООО Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 192 с.: ил. (Мини энциклопедия)]

Погребение.

            Как и сейчас, на погребении присутство­вали члены семьи и друзья покойного. Если усопший был состоятельным человеком, то на погребение приходил священнослужитель, нанимались профессиональные плакальщики и к месту погребения приносили личные вещи покойного, которые необходимо было положить в могилу, где также оставлялось место для различных продуктов пи­тания. На место погребения также могли приводить жи­вотных, и иногда в могиле вместе с усопшим живьем хоро­нили его слуг, которые должны были прислуживать своему господину в загробной жизни. Перед тем как опустить гроб в саркофаг, над ним произносились молитвы. Сарко­фаг представлял собой внешнюю оболочку горба, выполненную из камня. Внутри саркофага оставлялись личные вещи покойного. Отверстие, через которое гроб помещал­ся в саркофаг, закрывалось каменной плитой, после чего плакальщики удалялись прочь. Считалось, что с этого мо­мента усопший отправлялся в далекое путешествие в За­гробный мир - Западное царство.

Загробное царство.

Как известно, в более поздние времена гробницы неод­нократно подвергались разграблению. В гробницах при этом почти всегда находили погребальные книги. Они были выполнены иероглифами, которые наносились на внутреннюю стенку гробов, на стены усыпальниц или пирамид. Иногда эти книги представляли собой свернутые в свитки листы папируса. Они содержали молитвы, гимны, а также некоторые советы и предписания, которые сообщали усопшему, что ему надо делать, как вести себя и чего ожидать в загробной жизни. Все вместе эти советы и предписания и составляли так называемую Книгу Мертвых.

Из приводимого ниже признания усопшего о прожитой им жизни видно, что древние египтяне делали вывод о хорошо или плохо прожитой жизни человека исходя из того, чего он не делал, а не из того, что он делал. Интересно, что это признание по своему содержанию во многом напоминает более близкие к нам по времени «заповеди» других религий.

ВХОД В ЗАГРОБНЫЙ МИР

При входе в загробный мир умерших ожидало страшное испытание: оценка деяний, точнее - взвешивание деяний.

Старый фараон, который оставил наставления своему сыну Мерикара, предостерегает его от неправедных судей, угнетающих несчастных. Эта тема приводит его к иным судьям: «Судьи судят мудрого, знай, немилостивы они в тот час, когда они выполняют свои обязанности... Не надейся на долгие годы. Смотрят они на жизнь, как на один час. Остаются дела после смерти [человека], кладут их в кучу рядом с ним. Вечность — это пребывание там. Глуп тот, кто пренебрегает этим. Но тот, кто достиг этого, не делая греха, будет подобен богу, свободно шагающему, как владыка вечности» (перевод Р. И. Рубинштейн).

Сетна, сын фараона Усермаатра, получил уникальную возможность побывать живым в загробном царстве Аментет. Вот что он там увидел: «Осирис, великий бог, восседает на троне из чистого золота в короне с двумя перьями; Анубис, великий бог, слева от него, великий бог Тот - справа, боги суда над людьми Аментета - справа и слева, а посередине перед ними стоят весы, на которых они взвешивают добрые и злые деяния, и великий бог Тот записывает, а великий, бог Анубис произносит приговор».

Пришедших на суд разделяли на три группы. Тех, чьи злодеяния весили больше, чем добрые дела, отдавали на съедение «Пожирательнице». Тех, чьи достоинства перевешивали недостатки, причисляли к богам. А тех, у кого злых и добрых дел оказывалось поровну, заставляли служить Сокар-Осирису.

Египтяне сомневались, что есть безгрешные люди. Значит, надо было, чтобы боги простили грешнику неправедные дела и оправдали его. Надежда на милость богов была свойственна всем египтянам. Об этом часто упоминается в заупокойных текстах: «Мои грехи стерты, мои ошибки сметены, моя неправедность смыта. Ты оставишь свои грехи в Ненинесуте».

«"Великая магия" тебя очищает. Ты признаешься в своем грехе, и он будет уничтожен, чтобы все было так, как ты сказал. Слава тебе, Осирис в Деду... Ты слышишь его речь. Ты стираешь его грехи. Ты делаешь его голос праведным против врагов и громким на его суде, на земле».

«Ты незыблем, а враги твои падают. Все плохое, что сказано о тебе, не существует. Ты предстаешь перед Эннеадой богов и выходишь, "правдивый голосом"».  [Египет Рамсесов. / Пер. с франц. Ф. Л. Мендельсона. – Смоленск: Русич, 2000. – 416 с., илл. – («Популярная  историческая библиотека»)]

Глава 125 Книги мертвых целиком посвящена Избавлению грешников от их грехов. Египтяне переписывали ее на папирус и клали в фоб между ногами мумии. Когда читаешь такой папирус, кажется, что перед тобой отчет о будущем высшем суде, но таком суде, где все обернется наилучшим образом. Зал суда, уж не знаю почему, называется Залом Двух Истин. Осирис восседает на своем алтаре. Две его сестры, Исида и Нефтис, стоят за его спиной. Четырнадцать помощников выстроились в глубине. Посередине стоят весы, опору которых украшает голова Маат (Истины), а иногда - голова Анубиса или Тота. Весы охраняет чудовище. Тот, Анубис, а иногда Хор и две Маат держатся в центре зала. Анубис вводит покойного, облаченного в льняное одеяние. Он приветствует судью и всех богов:

«Привет тебе, великий бог, Владыка Двух Истин!

Я пришел, дабы узреть твою красоту!

Я знаю тебя, я знаю имена сорока двух богов, пребывающих здесь, на Великом Дворе Двух Истин, — они поджидают злодеев и пьют их кровь в день, как предстанут злодеи на суд Уннефера. Вот, я знаю вас, Владыки справедливости! К вам прихожу со справедливостью, ради вас отринул несправедливость». [Египет Рамсесов. / Пер. с франц. Ф. Л. Мендельсона. – Смоленск: Русич, 2000. – 416 с., илл. – («Популярная  историческая библиотека»)]

Затем он произносит длинную оправдательную речь, состоящую из одних отрицаний.

Кратко, весь ход событий можно описать так:

- Усопший нуждался в услугах паромщика, который перево­зил его или ее через Реку Смерти.

При помощи амулетов, заклинаний, молитв и ценных со­ветов, содержавшихся в «Книге мертвых», усопший дол­жен был преодолеть все трудности при прохождении 12 врат, охранявшихся грозным змеем, а также пересечь Озеро Огня.

После этого усопший представал перед 42 судьями, ко­торые зачитывали список всех его прегрешений. Усоп­ший перед лицом судей заявлял о своей чистоте и без­грешности.

Судилище происходило в Зале Осириса. Сердце усопшего помещалось на одну чашу весов, на другую же чашу клали Перо Правды — символ богини Мут, богини справедливо­сти. Если усопший в своей земной жизни много грешил, то равновесие весов нарушалось, и за этим следовало неот­вратимое наказание — усопшего ожидало полное уничто­жение. Если же усопший в своей прошлой жизни был пра­ведником, то весы оставались в равновесии, и наградой за безгрешность была вечная жизнь в загробном царстве вместе со своими предками. Усопший нуждался в услугах паромщика, который перево­зил его или ее через Реку Смерти. [Мифология / С. М. Брайшер; Пер. с англ. Л. Калашниковой. – М.: ООО Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 192 с.: ил. (Мини энциклопедия)]

КЛЯТВА УСОПШЕГО О БЕЗГРЕШНОЙ ЖИЗНИ

Я не чинил зла людям.

Я не нанес ущерба скоту.

Я не совершил греха в месте Истины...

Я не творил дурного...

Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.

Я не кощунствовал.

Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого пред богами.

Я не угнетал раба пред лицом его господина.

Я не был причиною недуга.

Я не был причиною слез.

Я не убивал.

Я не приказывал убивать.

Я никому не причинял страданий.

Я не истощал припасы в храмах.

Я не портил хлебы богов.

Я не присваивал хлебы умерших.

Я не совершал прелюбодеяния.

Я не сквернословил.

Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.

Я не убавлял от аруры.

Я не обманывал и на пол-аруры.

Я не давил на гирю.

Я не плутовал с отвесом.

Я не отнимал молока от уст детей.

Я не сгонял овец и коз с пастбища их.

Я не ловил в силки птицу богов.

Я не ловил рыбу богов в прудах ее.

Я не останавливал воду в пору ее.

Я не преграждал путь бегущей воде.

Я не гасил жертвенного огня в час его.

Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.

Я не распугивал стада в имениях бога.

Я не чинил препятствий богу в его выходе.

ПОХОРОННАЯ ПРОЦЕССИЯ

Египетские похороны были мрачным и одновременно красочным зрелищем. Члены семьи усопшего безудержно рыдали и горестно заламывали руки на всем пути до гробницы. Кроме того, они нанимали профессиональных плакальщиков и плакальщиц, очевидно боясь, что сами не смогут показать всю глубину своей скорби. А те были поистине неутомимы. Вымазав лица илом, обнажившись до пояса, разорвав на себе одежды, они рыдали, стонали и били себя руками по голове. Солидные мужи в траурной процессии не предавались таким чрезмерным проявлениям горя, но вспоминали на ходу о достоинствах покойного: «Сколь прекрасна его судьба!.. Он заполнил сердце Хонсу в Фивах, и тот дозволил ему достичь Запада в сопровождении поколений и поколений его служителей».

А в остальном погребальная процессия весьма напоминала переселение из одного дома в другой. Первая группа служителей несла на коромыслах пирожки и цветы, глиняные кувшины и каменные вазы, ларцы со статуэтками-ушебти и их орудиями труда. Вторая, более многочисленная группа несла обычную погребальную мебель: кресла, кровати, ларцы и шкафчики, а, кроме того — колесницу в разобранном виде. Личные вещи, ящики с канопами, трости, скипетры, статуи, зонты были доверены третьей группе носильщиков. Драгоценности, ожерелья, фигуры соколов или коршунов с распростертыми крыльями, птиц с человеческими головами и другие предметы роскоши несли на блюдах и явно выставляли напоказ, не опасаясь многочисленных зевак, наблюдавших за шествием. Саркофага почти не было видно на катафалке, который тащили две коровы; несколько мужчин подталкивали его. Этот катафалк состоял из деревянных раздвижных щитов или рамок, занавешенных вышитыми тканями или кожей. Он покоился на ладье со статуями Исиды и Нефтис с обеих сторон, а сама ладья стояла на санях с полозьями.

Далее следовала переправа через Нил, за ней – подъём к гробнице, после – прощание с мумией, и поминальная трапеза.

«Тела уходят туда со времен богов, и молодое поколение занимает их место. До тех пор, пока Ра будет восходить на востоке, а Атум заходить на западе, мужчины будут оплодотворять, женщины — зачинать и все носы будут дышать. Но тот, кто рожден, однажды вернется на свое место».

Отсюда вывод: радуйся жизни, пока живешь! Но вот что странно: арфист обращался с этим советом к тому, кто покоился в саркофаге, а присутствующие принимали его на свой счет. Отдав должное еде и питью, они возвращались в свой город шумной, веселой толпой, совсем не похожей на похоронную процессию. [Египет Рамсесов. / Пер. с франц. Ф. Л. Мендельсона. – Смоленск: Русич, 2000. – 416 с., илл. – («Популярная историческая библиотека»)]

Вот так происходило погребение богатого египтянина. Вряд ли стоит говорить, что похороны простых людей обходились без этих церемоний. Бальзамировщик даже не вскрывал тела и не вынимал внутренние органы. Он только вводил в тело через задний проход маслянистую жидкость со смолой можжевельника и выдерживал его в на троне. А для самых бедных смолу можжевельника заменяли дешевыми дезинфицирующими средствами. Подготовленную таким образом мумию укладывали в гроб и относили в старую, покинутую гробницу. Там эти гробы громоздились до потолка. Но все равно самая бедная мумия получала минимум необходимого из того, что ей могло понадобиться в загробном мире. Вместе с ней в гроб клали инструменты, сандалии, сплетенные из папируса, бронзовые или фаянсовые кольца, амулеты, скарабеев, глаза - «уджат» и фаянсовые статуэтки богов.

Но были люди совсем бедные — их ожидала общая могила. Посередине богатого некрополя Ассасиф сохранилось кладбище таких бедняков. Это была всего-навсего траншея, куда сбрасывали мумии, обернутые грубой тканью, слегка присыпали песком, а на них тут же сбрасывали другие мумии. Счастливы оказывались те из этих бедняков, чьи имена или изображения оставались в гробнице везира или царского сына Куша! Они могли по-прежнему служить своему господину в загробном мире, как служили ему при жизни, и, поскольку любая работа заслуживает вознаграждения, могли рассчитывать на него и в будущей жизни. Может быть, им тоже перепадут крохи от милостей, дарованных избранным, которые почему-то считались праведниками. [Египет Рамсесов. / Пер. с франц. Ф. Л. Мендельсона. – Смоленск: Русич, 2000. – 416 с., илл. – («Популярная историческая библиотека»)]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глубоко ошибается тот, кто думает, будто египтяне стремились покинуть землю живых. Они просто знали, что смерть не внемлет мольбам, что ее не смягчить никакими молитвами. Тщетно протестовать, ссылаясь на то, что ты еще молод! Ибо смерть «хватает ребенка, который еще при материнской груди, точно так же, как старого человека!». И к тому же «что означают все годы на земле, сколько бы Их ни было? Запад — это земля сна и тяжкого мрака, место, где пребывают все, пришедшие туда. Они спят в своих пеленах и пробуждаются только для того, чтобы увидеть своих братьев. Они не замечают больше ни отца, ни матери. Сердце их забыло жену и детей. Вода, живая для тех, кто на земле, для меня вода гнилая. Она хороша для того, кто живет на земле, но, когда она доходит до меня, она гнилая».

Самое лучшее, что может сказать глубоко верующий о загробном мире, так это то, что там нет ни врагов, ни соперников и можно, наконец, спокойно отдохнуть. Однако находились скептики, которые замечали: «Никто еще не возвращался оттуда, чтобы рассказать, хорошо ли умершим и чего им не хватает, и успокоить наши сердца, пока мы сами не придем в то место, куда они ушли».


ЛИТЕРАТУРА

Культурология под ред. д. ф. н., проф. Драч Г.В. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс» 1998 – 576 стр.

Мифология / С. М. Брайшер; Пер. с англ. Л. Калашниковой. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 192 с.: ил. (Мини энциклопедия)

Египет Рамсесов. / Пер. с франц. Ф. Л. Мендельсона. – Смоленск: Русич, 2000. – 416 с., илл. – («Популярная историческая библиотека»)

Странствие души (Серия «Неразгаданные тайны») Перевод с англ. яз. под ред. А.И. Жеребцова. Фирма «Русич», 143 стр. – илл.

Научно-популярное издание «Тайны потустороннего» под ред. В. Кожемякина; фирма «Русич», 143 стр. – илл.



{SHOW_TEXT}

Первобытный человек и начало его общественного существования Эпос о Гильгамеше Законы Хаммурапи Культура Древней Индии Культовые постройки Дренего Египта Влияние религии на общество Буддизм и его влияние на культуру Христианство эпохи гонений Искусство и архитектура Византии Архитектура Древнего Египта эпохи Птоломеев 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия