Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Первобытный человек и начало его общественного существования

 

Введение

В истории человечества есть два периода — первобытный и период существования сложно организованных классовых обществ. Первый из них длился много сотен тысяч лет, второй — совсем недолго. В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Коллективы людей были относительно небольшими и просто организованными, с прими­тивным бытом, поэтому они и называются пер­вичными — первобытными. Сначала люди для того, чтобы добыть себе пищу, занимались собиратель­ством и охотой, пользуясь каменными орудиями. Потом они начали сами выращивать нужные для себя растения, разводить домашних животных, строить жилища, создавать поселения.

Люди в первобытных общинах были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обя­занностями, среди них не было богатых и бедных. Отношения между семьями и отдельными людьми определялись родственными связями, и нормой в этом обществе были помощь и взаимная поддержка.

      По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю на три «века»: каменный, бронзовый и железный. Самым долгим был каменный век — около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тысячи лет до н.э. Брон­зовый век длился более 2,5 тысяч лет, а при­близительно в середине II тыс. до н.э. наступил железный век, в котором живём и мы. Эти века, особенно бронзовый и железный, наступили в раз­ных районах Земли не одновременно, где-то рань­ше, где-то позже.

Сейчас трудно поверить в это, но чуть более ста лет назад люди считали, что их облик оставался неизменным с момента появления человека. Их считали потомками первого мужчины и первой женщины, которых создали боги, независимо от того, были ли это боги христиан, мусульман или последователей учения Будды. Когда при раскопках находили человече­ские кости, отличающиеся от современных, их считали останками особенно сильных людей или, наоборот, больных. В 40-е гг. прошлого века в Германии были найдены кости одного из предков современного человека — неандертальца, которые приняли за останки русского казака, участника наполеоновских войн, а один почтенный учёный сказал, что это кости больного старика, которого к тому же несколько раз ударили по голове.

       В 1859 г. была издана книга Чарльза Дарвина «Происхождение видов», в которой не говорилось о происхождении человека, но высказывалось пред­положение, что человек, подобно другим живым существам, тоже мог изменяться, развиваться от более простых к более сложным формам. С этого момента началась борьба между теми, кто считал возможным происхождение человека от обезьяны, и их противниками. Конечно, речь шла не об из­вестных нам гориллах, шимпанзе или орангутангах, а о каких-то вымерших видах, предках, общих для человека и обезьян.

Первобытный человек

1.1. Первобытный человек.

В XIX в. остатков скелетов древнейших людей было известно очень мало. Сейчас их обнару­жено множество. Самые древние найдены в Африке,   поэтому считают,  что  именно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека. 3,5—1,8 млн. лет назад по степям Африки уже бродили существа, которых назвали австралопитека­ми — южными обезьяна­ми. У них были небольшой мозг и массивные челюсти, но они уже могли передви­гаться в выпрямленном по­ложении и держать в ру­ках палку или камень.

Учёные считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими оруди­ями можно было срезать ветку, снять шкуру с уби­того животного, расколоть кость или выкопать из зем­ли корень. Тот, кто изгото­вил их, получил наимено­вание "человек умелый" (homo habilis). Сейчас его считают первым предста­вителем человеческого ро­да.

«Человек умелый»   пе­редвигался на ногах, а кис­ти его рук были приспособ­лены для того,  чтобы не только держать палку или камень,   но   и   изготавли­вать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они по­давали друг другу сигналы криками, жестами, гри­масами. Кроме растительной пищи они ели мясо животных, на которых, вероятно, охотились. Их группы были небольшими и состояли из несколь­ких самцов, самок с детёнышами и подростков.

Около 1 млн. лет назад появился новый вид — «человек выпрямленный» (homo erectus), питекан­троп, т.е. обезьяночеловек. Это существо всё ещё напоминало своих предков — животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно вы­дающиеся вперёд надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека.   «Человек выпрямленный» научился делать раз­личные орудия из камня — крупные рубила  правильной  формы,  скребки, резцы (См. приложение 1,2). Такими орудиями можно было рубить, ре­зать, строгать, копать, убивать животных, снимать с них шкуры, разделывать туши.

Развитие трудовых навыков, способность мыс­лить, планировать свою деятельность позволили этим людям приспособиться к жизни в разных кли­матических условиях. Они жили в холодных об­ластях Северного Китая и Европы, в тропиках ост­рова Ява, степях Африки. Во время существования «человека  выпрямленного»   начался  ледниковый период. Из-за образования ледников понизился уро­вень Мирового океана, между разделёнными пре­жде водой участками суши возникли сухопутные «мос­ты», по которым люди смо­гли проникнуть, например, на остров Ява, где были найдены первые кости пи­текантропа.

Стоянки располагались по берегам рек и озёр, в мес­тах, где обитали большие стада животных. Питекан­тропы иногда жили и в пе­щерах, но не в глубине, где было опасно, а у выхода. Смелые охотники, добычей которых были крупные и сильные животные, загоня­ли стада оленей, быков, слонов на обрывы, в овраги или ущелья, где и убивали их копьями и камнями. До­бычу делили между всеми. Первобытные люди начали пользоваться огнём, кото­рый согревал их, защи­щал от зверей и помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой.

Охота на крупных животных, защита от опасностей, переселение на новые террито­рии — всё это требовало объединённых усилий мно­гих людей. Их коллективы должны были быть до­статочно многочисленными и сплочёнными. Ус­ложнение образа жизни привело к тому, что стар­шие стали обучать младших, и подростки дольше, чем прежде, оставались с родителями и сородича­ми. Эти люди уже умели говорить. И всё же и их физическое развитие, и развитие культуры шло очень медленно: питекантропы, как и создававшие­ся ими орудия, почти не изменяясь, просущество­вали около 1 млн. лет.[1]

1.2. Неандертальцы.

      Воздействие при­родного окружения и усложнение деятельности лю­дей привели к появлению около 250 тысяч лет назад древней разновидности «человека разумного»неандертальца (по названию германской долины Неандерталь, где впервые были обнаружены его ос­танки). Он уже мало от­личался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подборо­док. По словам одного учёного, с таким сущест­вом ему не захотелось бы встретиться ночью в го­родском парке. Но эти люди обладали более жи­вым умом и лучше при­спосабливались к тяжё­лым условиям леднико­вой эпохи, чем их пред­шественники — питекан­тропы, которые, в конце концов, вымерли.

Неандертальцы стали заселять прежде безлюд­ные области юга Европы, Азии, Африки. Они забирались в пещеры, куда уходили на зимнюю спячку огром­ные пещерные медведи. Высота этих зверей дости­гала 2,5 м, длина —

3 м, и таких крупных живот­ных убивали люди, во­оружённые копьями, камнями, дубинами. Огром­ные скопления костей медведей найдены в пещерах Германии, Швейцарии, Австрии и других стран.

Неандертальцы усовершенствовали орудия, изо­бретённые питекантропами. Их форма стала более правильной и разнообразной. Неандертальцы носи­ли одежду из шкур и умели строить простые жили­ща, а около 60 тысяч лет назад научились добывать огонь. Ускоряются темпы развития: техника обра­ботки камня совершенствуется теперь гораздо быст­рее, чем прежде. Вспомним, сколько времени су­ществовали орудия питекантропов, а орудия, изго­товленные неандертальцами, были в обиходе 70 ты­сяч лет, после чего их сменили более совершенные.

О довольно высоком уровне развития неандер­тальцев и их культуры можно судить по тому, что орудия в разных областях Земли, населённых ими, уже не были такими одинаковыми, как прежде. В это время начинает складываться одна из особен­ностей культуры человечества — её разнообразие. В это же время появляются некоторые признаки физических отличий обитателей разных областей, формируются расы.

Отношения между людьми в группах, которыми жили неандертальцы, становятся всё прочнее. По­нимая, что принадлежат к цепочке сменяющихся поколений, люди стали хоронить своих умерших. Некоторые животные тоже не бросают своих умер­ших сородичей: например, слоны забрасывают их ветками. Может быть, прятали своих покойни­ков и предки неандер­тальцев. Люди специаль­но рыли ямы, куда клали умерших. Часто погребе­ния, причём многочис­ленные, делали в пеще­рах. Хоронили всех — женщин, детей, старых охотников. Нередко та­кие погребения окружа­ли камнями, в них остав­ляли оружие, череп ка­кого-нибудь небольшого животного, даже цветы. Останки посыпали крас­ной охрой или клали ку­сочки этого минерала ря­дом с умершим. Вероят­но, красный цвет уже тогда воспринимали как цвет жизни.

Люди не только осо­знали необходимость за­ботиться о слабых и боль­ных, они получили воз­можность это делать. Для того чтобы тяжело раненный человек вы­здоровел, о нём необхо­димо было заботиться, делиться с ним пищей. В погребениях находят скелеты явно тяжело больных людей, а в одном из них обнаружили останки мужчины без руки. Значит, люди уже могли до­бывать столько пищи, чтобы прокормить не только подрастающих детей, но и слабых, больных, стари­ков. Наверное, в таких условиях начали склады­ваться представления о хорошем и плохом в отно­шениях людей, т.е. моральные нормы.

Неандертальцы были первыми людьми, о кото­рых можно сказать, что они совершали какие-то обряды. В пещерах находят специально собранные и даже расставленные в определённом порядке че­репа медведей. Около них, видимо, происходили какие-то обряды. Примечательно, что особым об­разом относились и к черепам людей: обнаружены отдельные захоронения черепов в специальных ямах.[2]

1.3. «Человек разумный».

      Проблемными являются вопросы, кого из древнейших гоминид следует относить к наиболее ранним формам человека разумного и когда они появились. Есть мнение, что время их возникновения не 40 тыс. лет назад, как это принято считать, а 100 тыс. лет или даже более. Как полагают многие исследователи, между homo sapiens и неандертальцами отсутствуют биологические и культурные барьеры.[3]

Также ещё не совсем ясно, как происходила смена неандертальца человеком современного типа. Известно, что он появился как бы вне­запно в Европе, Юго-Восточной Азии и Африке. В Палестине найдены скелеты неандертальцев, более развитых по сравнению с другими своими сороди­чами, уже обладавших признаками человека, кото­рого прежде называли кро­маньонцем, а сейчас пред­почитают более общее наз­вание — "человек совре­менного типа". (Его назы­вают по-латыни homo sapiens sapiens — как бы «че­ловек дважды разумный» по сравнению с неандер­тальцем, который лишь ho­mo sapiens neandertalensis — «человек разумный не­андертальский».) Люди, вытеснившие неандерталь­цев 40—30 тыс. лет на­зад (100 тыс. лет назад), уже не имели черт, придававших их предшест­венникам несколько звероподобный облик: их руки стали менее мощными, лоб — более высоким, у них появился подбородочный выступ. 

Появление человека современного типа совпада­ет с началом последнего периода древнего камен­ного века — около 35 тысяч лет назад. В эту эпоху, продолжавшуюся недолго по сравнению с предыдущими — всего 23—25 тысяч лет, люди заселили все континенты, кроме, разу­меется, Антарктиды. По возникшим благодаря оледенению «мостам» они проникли в Австралию. Это случилось, как полагают, около 20 тысяч лет назад. Вероятно, 40—10 тысяч лет на­зад была заселена Америка: один из путей проник­новения туда  людей — дно Берингова пролива, ко­торое было сушей.

      В ту пору очень высоко­го уровня развития достиг­ла техника изготовления каменных орудий. Многие из них теперь делались из пластин правильной формы, которые отделяли, «отжи­мали» от ядрищ призматической формы. Пластины разных размеров подвергали дополнительной обра­ботке, притупляя края или снимая с помощью кос­тяного либо деревянного инструмента тонкие че­шуйки с поверхности. Самым пригодным камнем для изготовления орудий был кремень, который часто встречается в природе. Использовали и дру­гие минералы, которые легко раскалывались, были достаточно твёрдыми и мелкозернистыми. Некото­рые ножевидные пластины были такими острыми, что ими можно было бриться. Техника изготовле­ния орудий и оружия стала виртуозной. Именно в это время сложились формы многих вещей, кото­рые потом стали делать из металла: наконечников копий, кинжалов, ножей.

Стали широко применять костяные орудия — шилья, иглы. Из кости и рога делали приспособле­ние, позволявшее увеличивать дальность полёта ко­пья — копьеметалку. Костяные изделия украшали резьбой — орнаментом или изображениями живот­ных, что, как полагали, придавало им особую силу.

В эту эпоху в некоторых местах появился лук. Всего сейчас известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий позднего древнекаменного века.

Это была пора последне­го оледенения. Стада ма­монтов, шерстистых но­сорогов, бизонов паслись там, где сейчас находятся города Франции, Испании, юга России. Вслед за ста­дами животных перемеща­лись общины, состоявшие из малых семей — отца, матери, детей. Охота на животных давала не только мясо, но и материал для изготовления орудий и украшений. Особенно любили наши предки ожерелья из зубов животных. Занимались они и ловлей рыбы, которой много во­дилось в реках и озёрах.

Люди жили теперь не только в пещерах или гро­тах, но и на стоянках, в прочных жилищах. Материалом для построек, вероятно, часто служили дерево и шкуры, но до нас до­шли развалины полуземлянок из кос­тей мамонтов. Из громадных костей и бивней стро­или каркас жилища, который покрывали затем шкурами, ветвями, частично засыпали землёй. Раз­валины таких больших жилищ, принадлежавших нескольким семьям, найдены при раскопках под Воронежем и на Украине.[4]

Глава 2.  Возникновение человеческого общества.

2.1.Праобщина (первобытное человеческое стадо).

Историческая реконструкция первоначального человеческого об­щества представляет собой, пожалуй, самую сложную проблему пер­вобытной истории. За отсутствием каких-либо прямых параллелей судить о нем можно только на основе косвенных данных. Это, с од­ной стороны, наши сведения о стадных взаимоотношениях у обезь­ян, с другой стороны, некоторые факты археологии и антропологии, а также те факты этнологии, которые с большей или меньшей долей вероятности могут рассматриваться как пережитки древнейшего, до сапиентного состояния человечества. Сопоставление и анализ всех этих данных позволяют составить общее, хотя во многом и гипотети­ческое, представление об общественной жизни того времени, но, ко­нечно, и оставляют место многочисленным неясностям, чисто логи­ческим догадкам, спорным предположениям.

Как уже говорилось, начальную форму организации общества в отечественной науке часто называют «первобытным человеческим стадом», В то же время некоторые ученые считают, что употребление этого термина неправомерно, так как в нем объединены несовмести­мые понятия — стадный характер взаимоотношений приписывается первобытным человеческим коллективам, следовательно, допуска­ется вульгаризация, биологизация процессов общественного разви­тия. Но это возражение вряд ли основательно. Термин «первобытное человеческое стадо» как раз хорошо передает диалектическое свое­образие организации древнейших и древних людей, ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к «готовому», сфор­мировавшемуся обществ. Поэтому, пользуясь здесь, подобно мно­гим другим специалистам, термином «праобщина», мы руководству­емся только тем, что он короче и удобнее.

Какими хронологическими границами датируется эпоха праобщины? Ее начало, очевидно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. Не вызывает никаких сомнений, что с возникновением целеполагающей трудовой де­ятельности было связано не только изменение отношения человека к природе, но и изменение отношений между членами первоначаль­ного человеческого коллектива. Таким образом, начало эпохи праобщины совпадает с появлением вполне осознанно изготовленных и применяемых орудий труда. Конечным рубежом эпохи праобщины было появление на смену ему «готового» человеческого общества — общинного строя. Еще в начале 1930-х годов археологи П.П. Ефименко и П.И. Борисковский предположили, что переход к общинному строю произошел на рубеже позднего палеолита. Новые археологические находки не опровергают этого предположе­ния, но позволяют допустить, что переход от праобщины к общине мог произойти и раньше. Следовательно, конец эпохи праобщины совпадает с переходом от раннего к среднему или позднему палеоли­ту. Новые данные еще требуют осмысления, и здесь мы будем при­держиваться прежней синхронизации эпохи праобщины.

Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физи­ческого типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что общинный строй не мог возникнуть сразу, в готовом виде, — все это показывает, что праобщина не была застывшей во времени единооб­разной формой. Поэтому часто различают раннюю праобщину древ­нейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. Неко­торые ученые даже называют эту более позднюю праобщину неан­дертальцев особыми терминами («первобытная община» и др.).

Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую груп­пу людей. Маловероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи. Собирательство требует большой затраты времени, а дает относительно мало пищи, притом чаще всего низкокалорийной; что же касается охоты на крупных жи­вотных, уже известной первобытному человеку, то она была сопря­жена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв и не всегда была удачной. Таким образом, трудно представить себе, что праобщина состояла больше чем из нескольких десятков, скорее всего из 20—30 взрослых членов. Возможно, такие праобщины иног­да объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.

Жизнь праобщины, скорее всего не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Раскоп­ки в Чжоукоудяне рисуют картину оседлой жизни на протяжении многих поколений. Об относительной оседлости говорят и многие пещерные стойбища раннепалеолитического времени, раскопанные в разных частях Евразии на протяжении последних 60 лет. Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны давало возмож­ность длительного пользования кормовой территорией и, следова­тельно, позволяло занимать удачно расположенные и удобные наве­сы и пещеры под постоянное жилище. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других — на протяжении жизни нескольких или даже многих поколений. В установлении такого образа жизни важную роль, не­сомненно, сыграло развитие охоты.[5]

2.2. Роль охоты в развитии праобщины.

Трудно сказать, какая из двух отраслей хозяйства древних и древ­нейших людей — собирательство или охота — была основой их жиз­ни. Вероятно, соотношение их было неодинаково в разные истори­ческие эпохи, в разные сезоны, в разных географических условиях. Однако несомненно, что именно охота была более прогрессивной отраслью хозяйства, во многом определившей развитие первобытных человеческих коллективов.

Объектами охоты в зависимости от фауны той или другой области были различные животные. В тропической зоне это были гиппопотамы, тапиры, антилопы, дикие быки и т. д. Иногда среди костей животных, обнаруженных на ашельских стоянках, попадаются кости даже таких крупных животных, как слоны. В более северных районах охотились на лошадей, оленей, кабанов, зубров, иногда убивали и хищников — пещерных медведей и львов, мясо которых также шло в пищу. В высокогорной зоне преимущественную роль в охоте, на пример у неандертальцев, играла добыча горных козлов, что видно из находок в пещере Тешик-Таш. О размерах охоты в какой-то степени можно судить на основе подсчета костей, найденных на стоянках. Культурный слой многих из них содержит остатки сотен, a иногда даже тысяч животных. Помимо местонахождения в Чжоукоудяне такие большие стойбища ашельского времени были открыты на стоянке Торральба в Испании и в гроте Обсерватории в Италии. В первом из них, например, обнаружены костные остатки более 30 слонов, не считая других животных. Правда, эти стоянки были обитаемы  на протяжении  длительного  времени, но,  тем  не  менее, очевидно, что охота имела немалое значение в жизни их обитателей.

Охоту на крупных животных, особенно на тех из них, которые держатся стадами, трудно представить себе, как уже говорилось, без загонного способа. Вооружение ашельского охотника было слишком слабым, чтобы он мог убить крупное животное непосредственно. Такие случаи бывали, но их нельзя не рассматривать как исключение, да и то преимущественно при охоте на отставших от стада больных и слабых животных. Как правило, древнейшие лю­ди могли отважиться на убийство крупных млекопитающих только при загонной охоте. Вероятно, животных пугали шумом, огнем, кам­нями и, как показывает местоположение многих стоянок, гнали к глубокому ущелью или большому обрыву. Животные падали и раз­бивались, и человеку оставалось только добить их. Вот почему имен­но охота, и прежде всего охота на крупных животных, была той фор­мой трудовой деятельности, которая больше всего стимулирова­ла организованность праобщины, заставляла ее членов все теснее сплачиваться в трудовом процессе и демонстрировала им силу коллективизма.

Вместе с тем охота была наиболее эффективным источником получения мясной пищи. Разумеется, животную пищу первобыт­ные люди получали не только от охоты на млекопитающих: так же, как это практиковалось позднее в значительно более развитых человеческих обществах, они ловили насекомых, убивали земноводных, пресмыкающихся, мелких грызунов. Но добыча крупных жи­вотных давала в этом отношении значительно большие возможности. Между тем, мясо, содержащее важнейшие для человеческого организма вещества — белки, жиры и углеводы, не только было сытной пищей, особенно после обработки его на огне, но и ускоряло рост и повышало жизнедеятельность первобытного человека.

2.3. Развитие первобытного коллективизма.

Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простей­шим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в ус­ловиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позво­ляет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества имело место регулирование в до­бывании и распределении пищи, в половой жизни. Этот про­цесс усиливался действием естественного отбора,  который спо­собствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые про­тивостояли врагам и стихийным бедствиям как монолитные объ­единения.

Уже отмеченное развитие загонной охоты, совместная защита от хищных животных, поддержание огня — все это способствовало консолидации праобщины, развитию сначала инстинктивных, а за­тем и осознанных форм взаимопомощи. В этом же направлении сплочения коллектива действовало и усовершенствование языка, речь о котором будет ниже. Но особенно большой прогресс прихо­дится на заключительный этап существования праобщины — мустьерское время. Именно к этому времени относятся первые яркие свидетельства заботы о членах коллектива — неандертальские по­гребения.[6]

Заключение.

      Образ жизни людей каменного века, уровень их развития отчасти напоминают некоторые стороны жизни народов, которые в недавнем прошлом, до прихода европейцев, обитали в Австралии, отдель­ных областях Южной Азии, Южной Америки и Аф­рики. Прямо сравнивать их, конечно, нельзя: за прошедшие тысячи лет даже столь отрезанные от цивилизации люди, как аборигены Австралии, на­копили большой опыт наблюдений, развились их мыслительные способности, расширилось воспри­ятие мира. И всё же быт этих племён и народов позволяет в какой-то степени понять, как жили лю­ди 30—20 тысяч лет назад.

      Древнейшие орудия труда являются одновременно памятниками и материальной, и духовной культуры, так как свидетельствуют о сознательной деятельности создавших их существ, об их пусть примитивных и минимальных знаниях и умениях, передавшихся от одного индивида к другому. С появлением сознания и сознательной деятельности человека с ее результатами начинается первая культурно-историческая эпоха – первобытная, в рамках которой существовал только один, одноименный, тип культуры. Названная эпоха – самая длительная из всех, пережитых человечеством, она составляет более 90 % всемирной истории. В свою очередь, большая часть первобытной эпохи совпадает с процессом формирования человека, общества и культуры. Люди тогда медленно, но верно создавали основу, фундамент культуры, готовили условия для ее позднейших успехов.

Литература

1.      Алексеев В.Т. История первобытного общества/ В.П.Алексеев, Ф.И.Першиц -6-е изд. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 350 [2] с.: ил. – (Высшая школа).

2.      Вишняцкий Л.Б. Происхождение Homo sapiens. Новые факты и некоторые традиционные представления – М: Советская археология, 1990, №2.

3.      Зубов А.А. Дискуссионные вопросы теории антропогенеза – Этнографическое обозрение, 1994, №6.

4.      Энциклопедия. Т.1. Всемирная история / сост. с. т. Исмайлова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Аванта +, 1996. – 704 с.: ил.



[1] Энциклопедия. Т.1. Всемирная история / сост. с. т. Исмайлова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.:

Аванта +, 1996. – 704 с.: ил., с.13.

 [2] Энциклопедия. Т.1. Всемирная история / сост. с. т. Исмайлова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.:

Аванта +, 1996. – 704 с.: ил., с.14 - 15.

 [3] Вишняцкий Л.Б. Происхождение Homo sapiens. Новые факты и некоторые традиционные представления – М: Советская археология, 1990, №2

   Зубов А.А. Дискуссионные вопросы теории антропогенеза – Этнографическое обозрение, 1994, №6

 [4] Энциклопедия. Т.1. Всемирная история / сост. с. т. Исмайлова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.:

Аванта +, 1996. – 704 с.: ил., с.15 - 16.

 [5] Алексеев В.Т. История первобытного общества/ В.П.Алексеев, Ф.И.Першиц -6-е изд. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 350 [2] с.: ил. – (Высшая школа),

 с. 125 -127.

 [6] Алексеев В.Т. История первобытного общества/ В.П.Алексеев, Ф.И.Першиц -6-е изд. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 350 [2] с.: ил. – (Высшая школа), с. 129.



{SHOW_TEXT}

Древнеримский календарь Римское право Культура Древнего Китая ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ Теория культуры Эпос о Гильгамеше Законы Хаммурапи Культура Древней Индии Культовые постройки Дренего Египта Представление о загробном мире в Древнем Египте 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия