Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

4. Герменевтический парадокс.

 

Итак, парадокс культуро-логии дает себя знать, когда ее исследовательский "логос" обращается к своей собственной "культуре". С одной стороны, культура, обладающая научным логосом, занимает привилегированное положение: иные культуры суть либо ступени ее развития (она, как известно, потому и способна открывать своим ключом анатомии этих "обезьян", что сама обладает анатомией человека), либо - некие организмы (ментальные, семиотические), подлежащие изучению в культурологических лабораториях.
        С другой стороны, если сам научный "логос" под собственным божественным взглядом смиряется, положим, до "ментальности", он утрачивает вселенскую широту этого "взгляда", метаисторическое поле зрения и ниспадает в историческое существование, в котором он участвует наряду с другими "ментальностями". Но в чем же тогда сказывается сама эта историчность, связность исторического бытия, соучастность, сообщенность? "Ментальности", "души" культур, "моделирующие системы" ведь непроницаемы друг для друга.
          Тем не менее, придется вспомнить и принять в качестве необходимого условия задачи, что мы сами со всем нашим вселенским - онто-логически продуманным и мета-историческим - чистым, научным - разумом принадлежим, однако, - наряду с другими - одному из исторических мест и времен; что всяческие "мета"- и "транс"-проекты набрасывает человек, живущий в условиях, в неустранимой исторической фактичности (и неделимой целостности) жизни; что именно так - каждый раз словно раз и навсегда - человек (и мы, нынешние, на равных со всеми) - соучаствует в общем историческом бытии.
          Впрочем, допуская, что идеальные "выдумки", "проекты" трансценденций, эсхатологические "домыслы", суть лишь выражения некой самоцельной жизни, не упустим с самого начала принять всерьез эту странную фантастичность исторической "жизни" человека. Бытие или обитание в историческом мире отличается от жизни в биологическом, и отличается именно тем, что историческая (человеческая) жизнь такова, поскольку в ее существо входит беспочвенная фантастичность: "домысливание", "выдумывание" (в том числе и самой "почвы"), "воображение", "изобретение" (не сохранение данного, а обретение себя из не-данного). Жизнь обретает черты исторической, когда живому существу сама жизнь не в жизнь, если не делает оно себя мостом (по выражению Ницше) из жизни... Бог весть куда. Обитание в мире приобретает значимость исторического события каждый раз, когда происходит будто раз и навсегда, в мета-историческом горизонте ...
         Именно поэтому, каждого обитателя исторического мира в средоточии его собственного исторического бытия затрагивает (и потому вообще "интересует") каждый опыт бытия в этом мире. Иными словами, именно вселенский, метаисторический размах "локального" внимания есть условие бытия в историческом мире (иначе мы выпадаем в мир квазибиологический). Но, как мы только что видели, именно этот размах и превращает других соучастников в эпизоды блужданий или ступени восхождений (стадии окультуривания, этапы детоводительства к.., ступени эволюции...). Парадокс, кажется, снова назревает. Animal rationale (латинский перевод аристотелевского zoon logon echon) либо с позиции универсального ratio видит других как виды animalitas, либо, сам отождествляясь с animal, утрачивает историческое ratio, историческую сообщительность, умную открытость исторического бытия. Во всяком случае, парадоксы научной культурологии и связанная с ними критика так или иначе обращает недоуменное внимание к самому научному "логосу": его "божественность", безусловность, надисторичность, сверхкультурность - его чистота - вызывают сомнение и ставятся под вопрос.


{SHOW_TEXT}

1.3. Эпохальный парадокс. 2. К парадоксам культурологии.  1. Парадокс науки о культурах. 2. Парадокс герменевтики культуры.  3. Научный  3.2. Res humana.  4.1. Ego vivens.  4.2. Герменевтические круги. 5. Герменевтика непонимания. БИНГО glava 1 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия