Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

4.1. Ego vivens.

 

 Задуманная В.Дильтеем критика исторического разума не может быть простым дополнением к критике чистого разума. Это не просто проблема метода, дело не только в том, чтобы выработать "способ образования понятий", сообразный новому - гуманитарному - предмету. Здесь ставится под вопрос сама идея "чистоты" (универсальности, всеобщности) чистого - естественно- (по логике, а не по предмету) -научного, картезианского в философских основаниях (впрочем также и спинозистского, и кантианского, и гегельянского...), нововременного разума. Речь, кажется сперва, идет о новой идее чистого разума, - о разуме, ориентированном не на объективное (т.е. объективирующее) познание (природы ли, человека ли, не важно), а на... какую-то иную идею истинности, соотв., разумности. Тогда научный "логос" Нового времени в самом деле смог бы выйти за пределы самого себя, радикально отстраниться от себя, осознать себя как "чужое". Но разве не предположим мы тогда какую-то мета-мета-(и т.д.)-позицию, с которой видны разные идеи чистых разумов?! Так не следует ли, отстраняясь от "логоса" научного познания, вернуться в ту стихию, где этот разум ("логос"), как и все прочее, зарождается, в до-разумную стихию общей исторической жизни?
         Итак, мы совершаем очередную революцию: свергаем коперниканского наблюдателя с его божественного трона, возвращаем ego cogitans в средоточие исторической жизни человека, в его, так сказать, ego vivens.
       1. Первично - переживание . Это предел "возвращения" в жизнь. Переживание есть форма, в которой переживающий и переживаемое - одно. Оно непосредственно, фактично (здесь, теперь, так) и цельно (неделимо на "сферы"). Однако, -
         2. Переживание есть понимающее переживание, понимание имманентно жизни. Это значит: а) жизнь до всякого специального познания всегда уже есть понимающая жизнь, это понимание, так сказать, всегда уже случилось; б) в состав переживаемого вовлечено то, что непосредственно налицо не имеется: памятуемое, ожидаемое, предвосхищаемое, воображаемое, соображаемое...; в) переживание переживает, поскольку всегда уже толкует переживаемое, помещая его в контекст целого, относительно которого переживаемое есть опыт, позволяющий в свою очередь уяснить или перетолковать смысл целого: жизнь как сама себя истолковывающее заключена в герменевтический круг.
       Это - дильтеевское - понимание сразу же намечает возможность совершенно иной, чем в научной культурологии, ориентации мысли в "науках о духе" (причем "наука" и "дух" в этом названии вынуждены будут выяснять отношения). С одной стороны, имманентное жизни понимание отличается от замкнутой в себе "ментальности", оно озадачено собой и открыто. С другой, - понимание - не познание, это иное отношение мысли к мыслимому. Тут мы - понимающие историческую жизнь - остаемся в той же самой жизни, что и понимаемая нами, соучаствуем, сопонимаем. Поэтому аналитика понимания в самом деле могла бы стать основанием критики исторического разума как новой идеи чистого разума.
       3. Понимающее переживание находит себе выражение, в котором запечатлевается схваченный пониманием жизненный смысл. Историческая жизненность человека выражается в его политических деяниях, правовых установлениях, в вероучениях, художественных произведениях, метафизических системах и теориях, этих "поэмах в понятиях" (В.Дильтей). Иными словами, - замечу заранее - в культуре. Но все это - идеализирующие проекции, поэтические конструкции - выражения понимающих переживаний жизни. Соотвественно, -
          4. если в формах культуры запечатлеваются (объективируются) понимания жизни, она способна и "распечатывать" их, возвращать жизнь этим формам, т.е. понимать путем сопереживания.
      Не увлекающийся своей однобокой универсальностью разум (разум научного познания), а стихия исторической жизни человека, - вот то общее, что несет в себе саму возможность исторического общения, взаимопонимания людей самых разных времен и народов. А стало быть, и основание "наук о духе". Только, пожалуй, уже не "наук", а "пониманий", т.е. - основание самого понимающего бытия в жизни как жизни духа.
         Таким образом, парадокс кльтуро-логии разрешается вроде бы тем, что мы возвращаем оторвавшегося от жизни теоретического субъекта в первичную стихию жизни, в мир понимающих переживаний, в непосредственности которых нет, кажется, никакой (чреватой парадоксами) раздвоенности. Эта историческая жизнь не представима ни биологически, ни психологически, ни социологически, никаким иным универсально объективирующим или наутрализирующим ее образом. Она есть то и так, что и как она сама понимает, переживает и выражает в собственных объективациях.
         Ego vivens, "жизнь" претендует теперь на то место исторического субъекта, которое занимал, скажем, гегелевский объективный Дух. Впрочем, всеисторическая универсальность достигается здесь как раз за счет расплывания сосредоточенного ego в стихии жизни, в сплетенности ее переживаний, среди которых может быть конечно также и такое, как переживание "Я". Но и всякие "культуры" как формообразующие средоточия или хотя бы как целостные формообразования духа растворяются в общем духе исторической жизни. Мировые религии, эпохальные художественные стили, мировоззренческие доктрины, научные, этические, эстетические системы и прочие "поэмы в понятиях", - все это лишь выражения понимающих переживаний единой жизни, волнения жизненного океана, "от коего все родилося".


{SHOW_TEXT}

2. К парадоксам культурологии.  1. Парадокс науки о культурах. 2. Парадокс герменевтики культуры.  3. Научный  3.2. Res humana.  4. Герменевтический парадокс.  4.2. Герменевтические круги. 5. Герменевтика непонимания. БИНГО glava 1 glava 2 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия