Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Генезис и основные черты первобытной культуры.

 

       Генезис и основные черты первобытной культуры
 Между тем сама действительность не дает для такого убеждения непосредственных, очевидных, бесспорных оснований, поскольку она никогда не совпадает с той, какую хотелось бы видеть, а интересы каждого никогда не могут полностью и целиком совпасть с общими интересами. Неизбежно возникающий зазор если не исчезает, то отступает на второй план лишь там, где человек способен верить в свое общество и его ценности, разумеется, исходя из жизненных обстоятельств, но, в конечном счете, зачастую, как бы поверх их. Здесь идет на помощь мифология. Вера как мощная культурная опора, смыслообразующая доминанта всей жизни, общества, культуры.
В первобытном обществе вся духовная жизнь могла выразиться в си-лу неразвитости умственных представлений только в художественной деятельности, т.е. в искусстве. Отсюда чрезвычайное многообразие функ-ций первобытного искусства: это – и познание, самоутверждение челове-ка, и систематизация мира, фиксация его видимой оболочки, вера в маги-ческую силу изображения и т.д. Появление искусства, нового вида дея-тельности, не направленного непосредственно на удовлетворение насущ-ных материальных нужд, связано с развитием у человека духовных по-требностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже различаются прекрас-ное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.
Искусство возникает только тогда, когда  у человека появляется сво-бодное время, т.е. когда решена основная проблема – проблема выживания и решается уже другая, качественно иная проблема – жизни. Однако, первобытное искусство, что вполне естественно, отражает собой не более, чем коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное бессознательное эпохи – оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично, образно. В Европе – от России до Франции на территории протяженностью несколько десятков тысяч километров с запада на восток – найдено огромное количество однотипных памятников первобытного искусства, в которых обнаруживается не только сюжетное, но и стилистическое единство трактовки некоторых образов, например, так называемых “палеолитических Венер”, символов плодородия, продолжения рода.
В своем стремлении овладеть силами природы первобытный человек обращается к магии. В основе магии лежал принцип аналогии – вера в по-лучение власти над предметом через овладение его образом (ведь в мифо-логическом представлении образ и реальный предмет, как мы уже отмечали, неразличимы). Первобытная охотничья магия направлена на удачную охоту. Первыми магическими изображениями принято считать отпечатки рук на стенах пещер и отдельных предметах. Отпечатки рук, в отличие от обычных следов являются сознательно оставленными человеком знаком своего присутствия в данном месте. Позднее этот знак становится знаком обладания и приобретает тем самым магический смысл.
В дальнейшем все религиозные культы и обряды связываются с раз-личными видами искусства. Все древнейшие формы образного творчест-ва, в которых использовались скульптура и живопись (маски, статуи, на-стенные рисунки и наскальная живопись), музыка, пение, речитатив на-столько были пронизаны искусством, что в этих коллективных действиях трудно отличить, где начинается собственно религиозный экстаз, настолько он связан и обусловлен экстазом художественным, вызванным собственно ритмами музыки, пластики, живописи.
        Естественно, спектр возможностей первобытного искусства, в силу его социальных особенностей и характера самого уклада общества, о ко-торых уже говорилось выше, был относительно неширок, однако, со вре-менем, создавались естественные возможности для его расширения. С те-чением времени, с развитием ремесла, появлением земледелия и ското-водства именно из этого зачаточного, первобытного искусства и перво-бытной культуры выросли не только культура скотоводческих племен, ко-торая так и оказалась обреченной на замкнутый характер развития в усло-виях консервации кочевых форм жизни и примитивного ремесла, но и культуры другого типа, заложившие основу человеческой цивилизации, ставшие фактором всемирного значения.



{SHOW_TEXT}

Страница712 Периодизация культуры Влияние религиозного представления о мире на развитие общества  Искусство эпохи палеолита Процесс становления культуры  “Восток” как культурная традиция Далекая древность Основа китайской культуры – философия конфуцианства. Античная культура  Культура Греции 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия