Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Основы вероучения Ислама

 

Исла́м монотеистическая религия, признающая Мухаммада пророком, посланником Аллаха для всего человечества. Приверженцы Ислама называются мусульманами.

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк Мухаммед, араб, живший в Мекке. Вторым важным фактором распространения и укрепления исламской культуры была арабизация. Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна, состоящая из священных преданий - хадисов о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда.

Причастность к исламу, к умме (община верующих), в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы. Мусульманская культура практически не признает социальную замкнутость сословий, наследственное социальное неравенство.

Пять столпов Ислама

Пророк Мухаммад говорил, что Ислам покоится на пяти столпах:

шахада (свидетельство): Нет иного божества, кроме Аллаха  и Мухаммад посланник Его;

салят (намаз, молитва);

саум — пост в месяц Рамадан;

закят — милостыня в пользу бедных;

хаджж — паломничество в Мекку при условии наличия физической и финансовой возможности.

Шахада – словесное свидетельство, удостоверение веры. Шахада возникла как молитвенный возглас, которым мусульмане отличали себя от язычников и иноверцев. Она является главной формулой канонической молитвы и повторяется при всех обращениях к Богу. Во время сражений шахада служила мусульманам боевым кличем. Шахада содержит два важнейших догмата ислама – исповедание единобожия (таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада. Она утверждает, что мусульманин должен поклоняться только Аллаху и повиноваться всему, что предписано Мухаммадом от имени Аллаха.

Салат- каноническая молитва (араб. «ас-салат», перс. «намаз») совершается по строго определённому ритуалу, который сложился при жизни Пророка. Порядок моления точно не установлен Кораном и, прежде всего, основан на повторении молитвенных поз и движений Мухаммада.

В зависимости от времени суток каждая молитва включает два-четыре цикла (ракат) поз и движений, сопровождаемых произнесением установленных формул. Она может совершаться индивидуально или коллективно в любом подходящем месте. Коллективная молитва предпочтительнее индивидуальной, и в пятницу полуденную молитву необходимо совершать в мечети.

При коллективной молитве женщины должны молиться отдельно от мужчин, а если это не возможно, то они становятся позади них. Больные и инвалиды могут упрощать ритуал молитвы и даже ограничиваться мысленными движениями.

Обязательных ежедневных молитв пять: на рассвете (два раката); около полудня (четыре раката); между полуднем и закатом (четыре раката); на закате (три раката); ночная, перед сном (четыре раката). При необходимости можно объединять две первые и две последние молитвы. Нельзя молиться точно в полдень, а также в момент восхода и заката. В походных условиях разрешается молиться без омовения во всякое время и в любых положениях.

Закат- коллективные моления (джума) по пятницам совершаются в специально предназначенной для этого мечети, именуемой пятничной или соборной.

Налог в пользу нуждающихся мусульман – обязательная милостыня, которая «очищает», даёт тем, кто платит налог, моральное право пользоваться богатством, благоприобретённым имуществом.

Закат восходит к доисламской традиции выделения доли нуждающимся соплеменникам при разделе захваченной добычи. Он стал регулярно взиматься с образованием медицинской общины. Правила сбора заката были установлены в период правления халифа Умара ибн ал-Хаттаба. Закат уплачивается только взрослыми мусульманами в размере 2,5% стоимости домовладения и дохода от торговли и ремесла, а с продуктов земледелия – в размере 10% урожая. Собранные суммы должны расходоваться в том округе, где они собирались, за исключением средств, предназначенных «борцам за веру». На практике закат превратился в налог, расходуемый на нужды государства.

Наряду с закатом верующим рекомендуется делать добровольные пожертвования (садака) деньгами, пищей, одеждой, предоставлением услуг и жилья, прощением долга и обязательств.

  Саум- пост был установлен Мухаммадом в 624 г. Он состоит не в воздержании от некоторых видов пищи, как во многих других религиях, а в полном отказе от еды, питья и любых удовольствий в светлое время суток. С наступлением темноты запреты снимаются, но верующим рекомендуется не предаваться излишествам, а проводить время в благочестивых размышлениях, чтении Корана, хадисов, раздаче милостыни, улаживании ссор и других богоугодных дел. От поста освобождаются путешественники, воины во время битв и походов, пленные, больные, немощные, беременные и кормящие женщины и вообще все те, кому пост может принести вред.

Если пост прерывается по основательной причине, то позднее он возмещается в удобное время; если же не соблюдается умышленно, то нарушивший кроме возмещения дней поста приносит покаяние и совершает каффара – соблюдает пост 60 дней подряд или прибегает к другим искупительным действиям (как правило, раздаёт милостыню беднякам).

Кроме общего поста мусульманин может выдерживать пост по обету или из благочестия. Обычно для индивидуального необязательного поста избираются дни полнолуния, понедельник и четверг. Также рекомендуется поститься во время стихийных бедствий, военной опасности, солнечных и лунных затмений.

В мусульманских странах открытое пренебрежение постом, предписанным Кораном (сура 2, аяты 184-186 и 188), и демонстративное его нарушение рассматривалось как богохульство, кощунственное преступление и наказываются по закону.

Хаджж –хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. Тот, кто не может совершить его сам, вправе послать вместо себя «заместителя». Хаджж совершается в месяце зу-л-хиджжа (с 7 по 13 число).

Именно к этому времени караваны паломников пребывают в Мекку. Хаджж начинается с обряда ихрама – приведения себя в состояние ритуальной чистоты. Символом чистоты является одежда паломника, состоящая из двух кусков белой материи: один оборачивается вокруг бёдер, другой набрасывается на плечи.

Церемония хаджжа включает в себя переход через вытянувшиеся с запада на восток долины Мина и Муздалифа возле горы Арафат (в 18 км от Мекки). С полудня до захода солнца в 9 день зу-л-хиджжа происходит центральный обряд хиджжа – Стояние у Арафата, где паломники слушают проповедь, молятся, а затем бегом устремляются в долину Муздалифа. Здесь у ярко освещённой мечети читаются вечерние и ночные молитвы. На следующий день после утренней молитвы паломники отправляются в долину Мина, где бросают семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из трёх столбов, символизирующих дьявола, однажды чуть было не внушившего Исмаилу славословие языческим идолам как исходящее якобы от Аллаха. Обычай же бросать камни происходит от существовавшей издавна формы наказания грешников или вероотступников.

Затем следует обряд жертвоприношения животных, купленных тут же. Одновременно этот обряд совершается во всех местах проживания мусульман. Обрив голову или срезав прядь волос, что означает выход из ихрама, паломники направляются в Мекку для совершения семикратного обхода Каабы (таваф), молитва у камня, где стоял Ибрахим; они пьют из колодца Замзам.

С11 по 13 число месяца зу-л-хиджжа паломники могут продолжить совершать жертвоприношения, посещать долину Мина, где бросают камни во все три столба, олицетворяющих дьявола. Совершивший хаджж получает право носить белую чалму и почётную приставку к имени – хаджи (зелёную чалму носят только сейиды, потомки Пророка Мухаммада).

Иман

Има́н— убеждение в правильности исламских догматов.

Основа Имана — вера в Единого Создателя. Главной задачей всех Посланников и Пророков как раз и был призыв к Вере в Единого Всевышнего Аллаха.

В Сунне точно определены шесть условий имана:

вера в Аллаха, в Eго имена и атрибуты ;

в ангелов;

в Священные Книги;

в пророков;

в Конец Света;

в предопределение.

Для полного понимания и принятия Веры, кроме вышеуказанных шести условий нужно знать ещё о трёх:

Нельзя принимать Веру перед лицом неотвратимой смерти.

Не может верующий, следуя одним условиям Веры, отвергать другие.

Принимая все условия Веры, обязан выполнять их, не принижая ни одно.

По отношению к иману, люди подразделяются на три категории:

мумин — человек, верующий, и высказавший эти убеждения в словесной форме.

мунафик — человек, не верующий, но утверждающий в словесной форме о том, что верит (лицемер).

кафир — человек, не верующий и высказавший свое неверие в словесной форме.

Шариат

Исламская этико-правовая система называется шариатом, она основывается на Коране, Сунне (совокупность общепризнанных хадисов) и общем согласии мусульманских богословов (иджма). В качестве вспомогательных могут рассматриваться кыяс (умозаключение по аналогии), а также иджтихад (собственное мнение образованного мусульманина). Человеческие поступки могут быть разделены на 8 типов:

фарз- это действие, обязывающее каждого человека в строгой форме выполнять предписания шариата. За исполнение будет вознагражден Аллахом. За невыполнение без уважительных причин - строго наказан. Кто не верит в, истинность этих обязательств - переходит в категорию неверующих.
Фарз разделяют на два вида: фарз айн и фарз кифая. Фарз айн обязан делать каждый мусульманин, например: пятикратная молитва, ураза. Фарз кифая - это фарз, который возлагается на мусульманскую общину. Если некоторые выполняют этот фарз, то с других снимается ответственность. За выполнение каждый состоящий в общине будет вознагражден. Если никто не выполнит этот фарз, то вся община будет грешной.

важиб- как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За выполнение важибов человек будет вознагражден Аллахом, за невыполнение без уважительных причин - считаться большим грешником. Кто опровергает важибы, тот большой несет грех, хотя и считается, что за это он не переходит в категорию неверных, как это было в фарзе.

суннат -эти действия выполнял пророк; он говорил, что за выполнение их ждет вознаграждение. Нужно стремиться к выполнению каждого сунната. Кто без причины не выполняет суннаты, тот в день суда будет спрошен об этом, хотя и не относится к категории больших грешников. Они не будут иметь в день суда заступника в лице пророка.

мустахаб -это действия, часто выполняемые пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (сауаб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу. Для верующих похвальны следующие 150 мустахабов:

мубах- это такое действие, которое можно делать и не делать. За исполнение и неисполнение нет награды и нет греха. Эти действия бесчисленны. Все то, что не обязывает и не осуждается шариатом, входит в мубах.

харам -это действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Делающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от выполнения харама, тот будет вознагражден Аллахом. Опровергающий харам теряет веру и переходит в категорию неверующих.

Харам различается двух видов: харам зулми и харам гайри зулми.
Харам зулми - это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего. Например, кража.

 Харам гайри зулми - харам, совершение которого приносит вред только производящему его. Например, потреблять недозволенное.
Совершивший харам зулми и поклявшийся впредь не совершать его, будет прощен Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший.
Если совершивший харам гайри зулми покаялся в содеянном и зарекся не повторять - Аллах возможно простит его.

макрух - это действие, которое Махаммад запретил совершать. Кто не делает макрух, сознательно боясь греха, тому будет награда от Аллаха - сауаб. Совершающий будет грешным. Кто опровергает и говорит, что эти действия можно делать - становится грешником, хотя и не переходит в категорию неверующего. Наиболее распространенные макрух тахрими совместно с предлагаемыми харамами составляет 320 пунктов.

мустакрух- это действие, которое пророк Махаммад, предпочитал совсем не совершать. Он разъяснял, что сделав мустакрух, человек получит только вред. Мустакрух, не являясь большим грехом, показывает, тем не менее, большую невоспитанность человека.



{SHOW_TEXT}

Краткая характеристика даосизма Характеристика магии Общие сведения об иудаизме Краткое жизнеописание пророка Мухаммеда Священные книги ислама Течения в Исламе Краткий очерк по Махабхарате Краткий очерк по Рамаяне Отсутствие государственной идеологии как основная причина беспризорства Дао Дэ Дзин 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия