Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Мировоззрение средневековой Европы

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ

Введение

В исторической науке понятие «Средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода - более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.

Средневековую культуру Европы принято де­лить на три периода:

Раннее Средневековье, V - Х века;

Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до XIV века;

Позднее Средневековье, XV и XVI века.

В средние века формируется новый, религиозный тип культуры, пришедший на смену мифологическому. Религия стала одной из главных движущих сил этой эпохи, ей принадлежит роль фундаментальной мировоззренческой основы духовной жизни Средневековья. Главная цель  религии – познать самого себя, окружающий мир и Бога. Античный человек был частью вечного, гармоничного мира. Его собственная духовная жизнь мало значила по сравнению с космосом – абсолютным божеством. Основными добродетелями античности считались справедливость, мудрость, мужество. Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека. Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли.

 Главной религией  в Европе было христианство, именно оно на протяжении всего Средневековья определяло философию и художественную культуру. Историки так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных и христианских традиций.

Раннее средневековье

После окончательного раскола Римской империи в 395г. на Западную и Восточную и перемещения политического центра империи на восток, в новую столицу Константинополь, западная часть империи переживала упадок. С конца IV в. и особенно в V в. на её территорию устремились многочисленные варварские (от латинского barba - борода) племена, в основном германские. Они образовывали здесь племенные объединения и федерации племён и в V в. фактически завоевали всю территорию империи. Завоевание варварами империи сопровождалось их массовым переселением на её территорию: вандалы расселились в Северной Африке, вестготы – на территории Испании, остготы – в Италии, франки – в Галлии, англы, саксы и юты – в Британии.

Варвары, завоевавшие Рим, находились, несомненно, на более низкой ступени культурного развития, чем римляне. В стране обработанных полей и виноградников они продолжали добывать пищу охотой, вытаптывая нивы и сады, масштабное каменное строительство прекратилось полностью - строили из дерева или растаскивали на свои нужды камни римских зданий. Неумеренные в еде и питье, варвары быстро уничтожали запасы и бросались грабить соседей. Сухопутная торговля прекратилась  из-за опасностей и из-за того, что некому и нечем было торговать. Римские дороги заросли, торговые поселения исчезли. Но варвары не были совершенно дикими народами, какими их нередко изображали их ненавистники. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, было развито ювелирное искусство и кожевенное ремесло, известен их восхитительный орнамент со стилизованными животными мотивами.

Как ни странно, несмотря на захватнический образ, варвары находили поддержку у римского населения, особенно по принятии христианства. Их язычество и мифология  оказали большое влияние на последующее культурное развитие народов Европы. Прежде всего это относится к фольклорной традиции - литературной, музыкальной и изобразительной. В эту эпоху сложился общегерманский эпос, который не дошел до нас, но частично вошел в известные эпические сказания ("Беовульф", "Песнь о Нибелунгах" и др.). В них еще господствует языческое мировоззрение, хотя запи­саны они были уже в средние века.

 Языческая культура очень долго оказывала большое влияние на духовную жизнь народных масс и в определенной степени на куль­туру профессиональную. Христианство же как религия не потерпело тяжелых потерь, хотя кое-где отступало - население возвращалось к язычеству. Но в других местах миссионеры завоевывали новые души. Немаловажную роль при этом играло монашество, которое к тому времени стремительно развивается: в монастырях наряду с духовной жизнью сочетается физический и интеллектуальный труд. В дальнейшем монастыри становятся центрами аграрного производства, мастерскими по переписыванию и иллюстрированию рукописей, яркими очагами религиозной и культурной жизни. Монахам предписывается простота и скромность во всём, но не рекомендовалось впадать в крайности, когда дело касалось самоотречения или одежды.  

Из монастырей вышло огромное число миссионеров-проповедников, которые начали свою деятельность по всей Европе, неся христианские обычаи, ритуал и свою неутомимую страсть к созданию всё новых и новых монастырей, как бы объединяя страны Европы под жезлом папы. Таким образом, церковь в большой мере подготовила почву для Каролингского возрождения.

Империя Карла Великого возникла когда король франков Карл (742-814) объединил под своей властью почти все германо-романские земли, принявшие христианство, кроме Британии и Ирландии. Его империя охватывала территории современной Франции, Германии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии и Италии. Обширность своих владений, естественно, приводила Карла Великого и его советников к мысли о перемене титула. В 800 г. на рождественской мессе в Риме папа Лев III возложил на голову Карла золотую корону «императора римлян». Этот титул показывает, какое громадное влияние на людей всё ещё оказывала римская традиция. Карл был провозглашен не императором франков, а императором римлян, хотя римляне как народ к этому времени уже не существовали.

Современники воспринимали деятельность Карла как восстановление Римской империи, которая для многих оставалась желанным идеалом на фоне окружающего варварства. Возобновляется каменное строительство, при котором в качестве украшений широко использовались римские колонны и капитолийская волчица (символ Рима), но к ним добавляется варварский декор. Происходят преобразования и в обучении: Карл Великий  издаёт ряд указов, по которым при монастырях открываются школы и все родители обязываются обучать своих детей в школах (однако людей, желающих учиться, находилось очень немного, и народ в основной своей массе оставался неграмотным). Развивается схоластика («школьная учёность») – средневековая форма философской культуры и образованности, которая видела свою главную задачу не в раскрытии новых истин, а в обучении, объяснении, комментировании имеющихся знаний.

Изобразительное искусство использовалось для отображения библейских мотивов на стенах храмов (позволяло  необразованным людям, не читая библию, знать некоторые писания), развита иконопись, миниатюры. Литература почти вся на латинском языке и почти вся религиозного содержания.

 Карл впервые создал государственную администрацию и систему образования для чиновников. Для укрепления государства Карл стал передавать земли наиболее верным соратникам, делая из них графов и герцогов. Те создавали собственных вассалов, и это положило начало феодализации Европы. Держава Карла быстро распалась при его наследниках: возникли Франция, Германия, Лотарингия, Бургундия. Но германская и итальянская часть сохранила название Священной Римской империи.

   Закат Каролингов в IX веке совпал с возобновлением варварских набегов сразу с нескольких сторон. Скандинавы - викинги, норманны - своими морскими походами терроризировали все европейское побережье и доходили даже до Италии. Они оседали на завоеванных приморских землях, например в Нормандии, откуда они потом завоевали Англию. В X веке с Востока появились венгры, которых по опасности сравнивали с новыми гуннами. С юга Сицилию, Италию и Испанию атаковали мусульманские пираты. Все это создало на значительной части Европы обстановку террора и страха, которые усугублялись тем, что, по апокалипсическим пророчествам, к 1000г. ждали конца света.

Высокое (классическое) Средневековье

В период классического, или высокого Средневековья Запад­ная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, су­щественно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в на­ступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточ­ную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Одна­ко из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов запад­ные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила воз­можность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утра­чивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. Складывается городская культура, которая в дальнейшем сыграет огромную роль в развитии европейской цивилизации. Немалую роль в ней играет рыцарская лирика, прославляющая героизм, честь, светлые и чистые чувства. Развивается поэзия, появляется литература на национальных языках. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса – «Песнь о Роланде». В числе наиболее популярных  произведений того времени был стихотворный роман о британском короле Артуре.

Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв  - «Песнь о Нибелунгах», повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в . В основе «Песни о Нибелунгах» лежат древние германские сказания.

Значительным явлением в литературе Франции в XII-XIII вв были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат .  vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества были постоянная критика католической церкви  и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XIII в - знаменитые «Баллады о Робин Гуде», который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

В це­лом европейское общество стало намного более богатым и цивилизо­ванным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художествен­ных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское искусство. Для строений, построенных в романском стиле, характерны массивные стены, высокие крепкие башни, узкие окна, мужественная простота и ясная архитектурная логика. Наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — те­атр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность чи­тать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля.

Экономический и социальный взлет после 1000 г. начался со строительства. Как говорили современники: «Европа покрылась новым белым платьем церквей». Это был и симптом роста населения. Возобновилась экспансия христианства: в славянские земли, в Скандинавию, на юг Испании (Реконкиста). А в XII - XIII веках на восток периодически выплескивались крестовые походы, что говорит, может быть, и о перенаселении.

Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Важный пласт формирования народной культуры во времена классического Средневековья - проповеди.

 Основная масса общества оставалась  неграмотной.  Для того, чтобы мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех прихожан, их нужно было “перевести” на доступный для понимания всех людей язык. Этим занимались проповедники. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения  богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.

В XI - XII вв. в Западной Европе было распространено учение о трёхфункциональном делении общества. Согласно этому учению общество состоит из трёх «орденов» (от латинского «ordo» - группа, сословие, организация). Первый «орден» - oratores, т.е. те, кто молится: духовенство и монахи. Второй «орден» - bellatores, те, кто ведёт войну, воины, будущее рыцарство, оно в начале средних веков только начинало формироваться. И третий «орден», или третье «сословие» - это aratores, или laboratories, т.е. те, кто пашет землю( от глагола «arare» - «пахать») или трудятся (глагол «laborare» - «трудиться»). Молящиеся, воюющие и трудящиеся – такова структура общества. Средневековые авторы подчёркивали, что каждый «орден» общества не может существовать сам по себе, поскольку одни, молящиеся, молятся за спасение душ всех других, другие охраняют общество от распада и от нападения внешних врагов, а третьи, землепашцы, кормят не только себя, но и всё общество. Таким образом, все «ордена» нужны друг другу, и «дом Божий», как говорили тогда (общество, социум, как мы сказали бы теперь), нерасчленим, а венцом его является монарх, король.

Такова была общепринятая схема, причём уже в XI в. она скорее обращалась в прошлое, чем описывала реальное состояние общества. В основе этой схемы лежала, конечно, идея троичности, столь дорогая сердцу любого христианина. Но троичная схема не учитывала, что формируется новое сословие, сословие горожан, и города вносят совсем новый элемент в общество, организованное по принципу натурального хозяйства.

   Культурная жизнь потихоньку перемещается из монастырей в город. С XII в. в городах появляются светские школы, хотя в целом сфера образования продолжала оставаться в ведении церкви. Еще в раннем средневековье возникли "семь свободных искусств", делившихся на тривиум (латинская грамматика, диалектика и риторика) и квадривиум (плюс геометрия, арифметика, астрономия и музыка).

Кроме этих дисциплин, в некоторых, наиболее крупных и из­вестных школах стали преподавать медицину, право, философию, богословие. Постепенно эти школы превратились в университеты - высшие учебные заведения, представлявшие собой корпорации преподавателей и студентов или только преподавателей. Они обычно имели четыре факультета: богословский, юридический, медицинский и подготовительный, который нужно, было закончить, чтобы поступить на любой из других. Языком обучения была латынь, на которой читались лекции и проводились диспуты. В XIII в. Университеты действовали уже в нескольких европейских странах: во Франции - Сорбонна, в Англии - Кембриджский и Оксфордский. К XV столетию в Западной и Центральной Европе уже насчитывалось 65 университетов.

С городской жизнью и университетами было связано зарожде­ние и развитие средневековой науки. Само ее существование долго отрицалось и лишь в XX в. был признан не только этот факт, но и то, что предпосылки опытного естествознания нового времени формировались именно тогда.

  Церковь участвовала в общественной динамике самым активным образом. Она часто поддерживала города против феодалов, напоминала о том, что по Библии труд - это положительная ценность, в противоположность надменности аристократов. Даже начальный капитал для большинства средневековых начинаний в эту пору исходил, в конечном счете,  от церкви, потому что крупных финансистов еще не было. Однако вовлеченность церкви в светскую жизнь создала и проблемы. Папы оказались вовлечены во многовековой конфликт с германским императором, а затем и с французским королем. В этой борьбе у церкви были победы и унижения, но в целом она теряла лицо. Однако все равно вся жизнь города протекала в церковном ритме, вокруг собора и в подчинении или противостоянии церковным нормам. Епископ был как минимум столь же важным лицом в городе, что и глава городского совета.  

Позднее средневековье

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV — XV веках Западная Европа неодно­кратно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, осо­бенно бубонной чумы («Черная смерть») принесли неисчерпае­мые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культу­ры Столетняя война. Однако, в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелев­шие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, ста­ли вместо замков строить для себя великолепные дворцы, как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подра­жали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Происходили преобразования и в культурной сфере жизни общества.

В архитектуре складывается готический стиль, сугубо городской по месту своего возникновения и бытования. Кафедральный собор стал центром религиозной, общественной и культурной жизни города, его "визитной карточкой". Существенно изменился облик сооружения: теперь оно все устремлено вверх. Ажурные вытянутые башни, стрельчатые порталы и окна, богатое скульптурное убранство способствуют такому общему впечатлению. В основе готической постройки лежит каркасная система, при которой не стены являются основными несущими конструкциями, а выступающие элементы: колонны, аркбутаны, контрфорсы, на которые распределяется тяжесть всего сооружения. Это позволило строителям возводить грандиозные постройки, размеры и великолепие которых производили сильнейшее впечатление на верующих.

В отличие от романского собора с ее четким планом и обозримыми размерами, готический храм необозрим, часто асимметричен, каждый его портал строю индивидуален. Высота всего здания стала более значительной: если в романском храме ее предел — 18 м, то в готическом она достигала 40 м и более.

В готическом стиле строились также и гражданские сооружения: ратуши, торговые ряды, жилые дома.

Яркое проявление готика нашла в скульптуре, живописи, витражах, алтарях, книжных миниатюрах, декоративно-прикладном искусстве, одежде и даже рыцарских доспехах. Как и архитектура, они свидетельствовали, что искусство в целом в это время сделало большой шаг вперед, стало более зрелым, индивидуализированным, сочетающим христианский спиритуализм с явными реалистическими чертами.

Изменения происходят и в духовной жизни общества: лавинообразно увеличивается количество критиков схоластического метода, появляется множество мистических учений (особенно широко распространённые среди горожан), которые являлись своеобразной формой оппозиции народных масс существующему строю. Ослабевает влияние церкви, развивается антирелигиозная философия, формирующая предпосылки атеистической культуры.

Социально и экономически  закат Средневековья связан с тем, что городам и торговле стало тесно в его структуре. Они требовали общегосударственного пространства, международных связей, стандартных монет, налогов и т.д. С другой стороны, развитие техники отодвигало феодальные войны в прошлое. Последней такой войной можно считать вялотекущую Столетнюю войну в XIV-XV вв. Она ярко показала, что эпоха походов феодала с дружиной кончается и наступает время общенациональных ополчений. Все это стимулировало сосредоточение власти в руках государей, окончательно решив в их пользу спор за власть с церковью. И горожанам, избалованным разнообразием городской жизни, тоже стало тесно в стенах церковных норм. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с не­обходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Заключение

Итак, средние века в Западной Европе — время напряженной духов­ной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конст­рукций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и зна­ния предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на ос­нове доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, но­вый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следу­ет назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура позна­ния без которой была бы невозможна современная наука, люди полу­чили возможность думать и познавать мир гораздо более эффектив­но, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мы­шления, общего уровня культуры.

Таким образом, средневековье предстает перед нами не как "темные века", некий провал в истории человечества, а время, когда создавалась и существовала замечательная культура, ценная и сегодня для нас своей яркостью, многоликостью, великими духовными взлетами и прозрениями, ошибками и заблуждениями людей, ее создававших.

Литература

1. С. Карпушина, В. Карпушин; История мировой культуры; - Москва 1998

2. Под редакцией Л.В. Шустрова; Мировая художественная культура: -    Москва 1996

3. В.М. Сковородкин; Культурология; - Москва 2000

4. Под редакцией В.И. Бахмина; Наследие запада. курс лекций; - Москва 1998

5. А.И.Кравченко; Культурология; - Москва 2001



{SHOW_TEXT}

Античная мифология и ее влияние на современность Теории происхождения человека Цивилизация и технический прогресс Значение перенесения кафедры русских митрополитов в Москву Античные архитектурные ордера Развитие науки в Древнем Египте Искусство стран Европы в средние века Развитие книгопечатания Государственное устройство Древнего Рима Византия 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия