Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Общая характеристика крито-миккеенской культуры

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.э. Поэтому всю историю древней Греции сейчас принято делить на две большие эпохи: 1) эпоху микенской, или крито-микенской, дворцовой цивилизации и 2) эпоху античной полисной цивилизации. Мы рассмотрим подробнее эпоху микенской, или крито-микенской культуры.

МИНОЙСКИЙ КРИТ

Древнейшим очагом цивилизации в Европе является Крит. По своему географическому положению он представляет естественный форпост: гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь перекрещивались морские дороги, ведущие на Балканы, в Малую Азию, Сирию и Северную Африку. Воз­никшая на таком оживленном перекрестке цивилизация не могла не ис­пытывать влияние культур Востока.         Культура, которая сложилась на острове Крит в III-II тыс. до н.э., представляет собой древнейший цивилизационный очаг на территории Европы1.

            На территории острова находилось несколько дворцов и небольших поселений. Центральное место среди них занимал Кносский дворец. От первого раннего дворца сохранились незначительные остат­ки. Он был разрушен около 1700 г. до н. э., возможно, в результате втор­жения неприятеля, на его руинах возник дворец второго периода.

Обнаруженная археологическая ситуация вызвала появление теории миграций: пришельцы с севера в 1700 г. до н. э. уничтожили ранние дворцы. Кроме дворцов в последние годы были открыты также и периферий­ные поселения, существовавшие одновременно с ними. Они состояли из блоков домов, отделенных друг от друга узкими переулками. В каждый блок могло входить до 20 домов. Площадь поселений, открытых на Кри­те, составляла 15000 - 25000 кв. м и вмещала до 400 - 700 жителей. Оби­татели их занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и морской торговлей. Все они расположены на невысоких холмах, у осно­вания которых имелись более крупные постройки. Археологические на­ходки свидетельствуют также о связях с Египтом и Малой Азией.

            Керамические сосуды, относящиеся к начальному периоду существо­вания позднего Кносского дворца, украшены различными растительными мотивами. На более поздних встречаются сюжеты из животного мира, которые отличает реализм изображений.

            Кносский дворец состоял из многочисленных хозяйственных и жилых помещений. Дворец не был укреплен. Возможно, потому, что, во-первых, море являлось естественной границей, во-вторых, все расположенные на Кри­те поселения и другие дворцы подчинялись Кносскому и могуществен­ные правители его не боялись неприятельских вторжений. Дворец яв­лялся не только местом обитания правителя и тех, кто обслуживал нуж­ды живших в нем. На нижнем его этаже располагались кладовые, где хранилось все то, что собиралось с подвластного населения.

Между народом и их богами стояли многочисленные посред­ники - различные должностные лица, которые ведали запасами, распре­деляли сырье, вели подсчет собранного, обслуживали святилище и ар­хив. Дворец организовывал и морские торговые экспедиции - так на Крит поступали золото, слоновая кость, которых не было на острове. Таким образом, дворец выполнял универсальные функции, являясь админист­ративным, религиозным центром, главным хранилищем и мастерской, организатором торговли. Античная традиция относила время правления Миноса Первого к 1431 г. до н. э.

            На Крите, по преданию, родился Зевс, сюда же он, обратившись в белоснежного быка, привез прекрасную дочь финикийского царя – Европу; здесь Геракл укрощал дикого быка; отсюда пытались бежать Дедал и Икар и т.д.2. Мифологические сказания свидетельствуют о том, что спустя поко­ления после рождения богов, на Крите появилось много героев, самыми прославленными из них были Минос, Радамант и Сарпедон. Старший, Минос, стал царем острова, основав немало городов, создали могучий флот, с помощью которого подчинил множество остро­вов. Брат его, Радамант, вершил справедливый суд. Сарпедон же от­правился с войском в Азию - в Ликию, где стал правителем. Происхож­дение правителей Кносса мифологическая традиция связывает с Зев­сом. Но верховным божеством являлась “Владычица” - Потния. Это имя приведено в таком сочетании: “Владычица лабиринта”, “Владычица хлебов”. Ритуальные игры в честь Минотавра - это отражение сказаний о прибытии родоначальницы обитателей Крита на остров. На фресках дворца сохранились изображения “Владычицы” и тех, кто поклонялся ей Верховным жрецом являлся, вероятно, представитель рода Миноса, который происходил, согласно античной традиции, от брака Зевса и Ев­ропы.

            Сведения табличек из Кносса фрагментарны. Более полно жизнь и функции дворца позволяют представить материалы архивов Пилоса.

А Н Т И Ч Н Ы Й  М И Р

Крито-микенская культура

(XVвек до н.э.)

АНТИЧНЫМ (от  латинского  слова  "антиквус" - древний) миром называют группу государств,  сложившихся в  древности на  побережье Средиземного моря.  Важнейшими среди них были города-государства,  созданные греческими племенами, и союз городов древней Италии, возглавляемый Римом.

Их высокая культура легла в основу последующего  культурного развития европейских народов.

Греческие мыслители и ученые,  использовав  достижения древневосточной науки и во многом превзойдя своих учителей, заложили основы научных знаний и  дали  названия  различным отраслям  науки.  Например,  г р а м м а т и к а  - наука о правилах письма, а р и ф м е т и к а - наука о числах,  о г р а ф и я - описание земли,  и т.д. Сочинения греческих историков, географов, философов, поэтов переведены на многие языки мира.  От латинского  языка,  языка римлян, произошли многие европейские языки.  В русском языке насчитываются тысячи  древнегреческих и латинских слов.  Греческая и латинская письменности легли в основу современной  письменности. Из греческого алфавита возник славянский,  а затем и русский. Латинским алфавитом пользуются многие народы мира. В Греции  впервые  возник театр.  Бессмертны памятники греческой скульптуры и архитектуры. Римская поэзия  оказала огромное влияние на многих поэтов европейских народов,  в т.ч.  и  на  таких  выдающихся русских поэтов, как Г.Р.Державин, А.С.Пушкин и др. Без знания  истории  Древней  Греции   и   Рима,   без представления об  основных  чертах античной культуры современный человек не может в  полной  мере  понять  и  оценить культурные сокровища, созданные человечеством.

От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Античность осталась и вечной школой художников. Мастера снова и снова обращаются к образам античности, разгадывая тайну гармонии. Древняя Греция  -  клочок земли в бассейне Средиземноморья,  все  население  которого  не  превышало,  вероятно, двухсот -  трехсот тысяч человек.  И в этом маленьком мирке родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия. Еще сто лет назад историю Греции начинали с XII столетия до н.э. И хотя в исторических сказаниях и песнях-поэмах начала I  тысячелетия  до  н.э.  рассказывалось  о  древних царствах и подвигах героев того времени, многие ученые считали это поэтическим вымыслом и относили к области  мифологии.

Перелом произошел, когда во многих местах Греции стали открывать памятники более древние, чем остатки классического периода.  Немецкий археолог Генрих  Шлиман  раскопал  на территории турецкой деревушки Гиссарлык развалины легендарной Трои. Раскопки других ученых в Микенах, на островах Родос  и Фере подтвердили представление о существовании вели-

кой цивилизации,  которая предшествовала  классической  эллинской,  и отодвинули греческую историю еще дальше в глубь веков.

Центром раннего этапа античности (конец III и середина II тысячелетия  до  н.э.) был Крит,  а несколько позже – та часть греческого материка,  где находится город  Микены.  В целом культуру  этого периода (примерно XY век до н.э.) называют К Р И Т О  -  М И К Е Н С К О Й. В ней еще много неясного для историков.  До сих пор не вполне расшифрованы критские письмена.  Только  предположительные ответы даются на вопросы:  что это были за люди,  к какой этнической группе они принадлежат,  каков был их  общественный строй и т.д.? Часть ученых считает, что на Крите существовала рабовладельческая  монархия.  Другие полагают,  что там было еще родовое,  доклассовое общество типа  военной  демократии  с вождем во главе. Резиденцией верховного правителя Крита был Кносс,  город близ северного побережья острова.

В 1900  г.  выдающийся  английский  археолог   А.Эванс приступил к раскопкам г.Кносса.  Ему удалось открыть обширный дворец,  построенный в конце III тысячелетия до н.э.  и полностью перестроенный около 1700 года до н.э.

Кносский дворец заставил вспомнить греческий миф о Л АБ И Р И Н Т Е.  Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал правитель МИНОС.  У него был подземный дворец - Лабиринт  с такими  запутанными  ходами,  что  никто не мог оттуда выбраться.  Там обитало чудовище МИНОТАВР -  полубык-получеловек.  Каждый  год  Минос отдавал ему на съедение нескольких юношей и девушек. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра  и  самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток, привязав кончик у входа и потом постепенно разматывая  его. Как будто бы просто сказка.  Но раскопки показали, что оказывается Лабиринт действительно существовал. Сказание о чудовищном быке  тоже имело историческую основу:  на покрытых фресками стенах Лабиринта,  а также на каменных  и  золотых сосудах дворца постоянно встречаются изображения быка. Позднее дворцы,  подобные  Кносскому,  были  открыты в других местах Крита.  Можно было сделать  заключение,   что уже с XXII века до н.э.  на Крите существовали раннеклассовые государства.  Особенного могущества и культурного расцвета критское общество достигло в XYIII - XY веках до н.э. Раскопки на Крите и  в  Микенах  показали  связь  двух

культур. Возникло  понятие КРИТО-МИКЕНСКОЙ культуры.  Стало ясно, что это была цивилизация эпохи бронзы с развитым  общественным строем, с высоким уровнем техники и культуры. В 1952 году удалось прочитать и  часть  найденных  при раскопках документов. Это сделали английские ученые М.Вентрис и Дж. Чедвик.  Оказалось,  что они написаны на одном  из ранних диалектов греческого языка.

Открытие этой письменности  составило  целую  эпоху  в изучении древнейшей цивилизации Греции,  показав, как много правды таилось в легендах и преданиях.

Критские города  и дворцы были разрушены в середине II тысячелетия до н.э. в результате извержения вулкана на острове Санторин  в  Эгейском море и вызванного им землетрясения. Господство в Эгейском бассейне перешло к ахейцам, жившим в городах-крепостях материковой Греции. Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Цветущая критская культура в середине XV в. до н.э. пережила катастрофу, от которой уже не смогла оправиться. Около 1450г. до н.э. произошло извержение вулкана на острове Фера (современный Санторин), находящемся в 120 км от Крита5. Извержение вызвало на Крите землетрясение и огромные приливные волны (цунами). Наводнение, уничтожение посевов, пожары во дворцах, болезни привели государство на грань краха. Неудачный морской поход критян на Сицилию окончился почти полным разгромом их флота. Крит был завоеван в середине XVI в. до н.э. ахейцами, вторгшимися с материковой Греции.

Ахейцы, а затем и дорийцы не просто переняли у критян фасоны одежды и причесок, но, соприкоснувшись с высокоразвитой культурой, сами со временем поднялись на новую ступень развития. Огромную роль сыграли такие культурные достижения критян, как слоговое письмо, новые виды оружия и инженерное искусство (примером может служить водопровод), а также их религиозные обряды. Эти достижения были трансформированы на другой почве и другими этносами и привели к созданию новой самобытной культуры – античной, одной из составных частей которой является древнегреческая. Греческая культура, начиная с III в. до н.э., охватывает своим влиянием многие окружающие страны и теряет свою однородность6. В результате, крито-микенская культура стала первоосновой для развития множества культур.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Лурье С.А    История Греции    С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского        университета, 1993

2. Малюга Ю.Я.  Культурология   Москва,1998

3.Шаповалов А.И. Культурология   Москва, 2003

4.Боннар А.  Греческая цивилизация: I-III, «Искусство» 1992

5.Соколова М.В.  Мировая культура и искусство, «Академия»,2004



{SHOW_TEXT}

Искусство и архитектура Византии Архитектура Древнего Египта эпохи Птоломеев Культурно-исторические периоды древнеримской цивилизации Армия Древнего Рима Скульптура Древнего Рима Полисы и демократия Скульптура Древней Греции Характеристика культурно-исторических периодов средневековья Становление и развитие научного знания в Древней Греции Общая характеристика мировоззрения эпохи Возрождения 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия