Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

архитектура античной греции

Античные архитектурные ордера

 

                                             АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Введение

Тысячелетия отделяют нас от древних греков. Неузнаваемо изменилось лицо мира, неоднократно пережившего жестокую ломку старого, кровавые мировые войны.

Однако и сейчас, когда человек шагнул в космос, изучение античности не утратило своей актуальности. Произведения античного искусства «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».

При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя, уподобившего себя олимпийским богам. Лучшие памятники античного искусства вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть мировой культуры, как наше наследие. Ибо «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до  н.э., делится на три периода: архаический, классический  и эллинистический.

Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий.

Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует  выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.), к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею – искусство и архитектура.

Третий период — эпоха эллинизма (320-е годы IV в.— I в. н.  э.)    время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии  эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.

VII в. до н.э. характерен ростом городов, расширением масштабов строительства. С середины столетия начинают появляться монументальные постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом этих сооружений были храмы, которые являлись не только культовыми, но отчасти и общественными зданиями.

В VII в. до н.э. вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в отношении частей здания, система сочетания декоративных и конструктивных частей, получившая название ордера.

Построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры.

Определение ордера. Его виды.

Архитектурный ордер - тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов.

Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли так называемые классические ордера, сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский, - названные по наименованию областей, где они создавались.

Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены обстоятельно. Его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен.

Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки — архитрава. В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны — несущая конструкция, а архитрав — несомая. В художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.

Дорический ордер.

Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным в развитии греческой архитектуры.

Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей:

трёхступенчатого основания — стереобата;

несущей колонны. По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными желобками) с острыми гранями. Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и абака (четырехгранной плиты.)

несомой части — антаблемента, включающего архитрав (горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися триглифами (плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из камня или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.

Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в западных районах греческого мира (Сицилия). На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.

Ионический ордер

Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей .

Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.

Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.

Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.

Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).

Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.

Коринфский ордер.

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Коринфский ордер получил развитие с V века до нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.

Пропорции коринфского ордера подобны ионическим. Его характерной чертой являлась высокая капитель, декорированная рельефными изображениями листьев анакфа – ядовитого растения.

 

В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой архитектуры с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя высшей гармонии.

Формы храмов Древней Греции

В Древней Греции сложился строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Самый распространенный тип храма – периптер, в котором колонны располагаются по всему периметру сооружения. Чаще всего на главном фасаде их бывает шесть. Такие храмы называются гексастильными периптерами.

Целла храма делится на три помещения: переднее, служащее преддверием, - пронаос, центральное, самое обширное, - наос (или целла, собственно святилище) и опистодом – для хранения даров – со входом с заднего фасада.

Наиболее сложный тип храмового здания – диптер, который включает два ряда колонн, окружающих храм.

Ордерная система, оправданная конструктивно и архитектурно, оказалась устойчивой и была использована без существенных изменений строителями последующего времени. Она менялась лишь в отношении пропорций и в прорисовке деталей.

Общепонятное образное членение ордеров на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине 5 в. до н. э. гибким художественным языком классической архитектуры. Вместо впечатляющей, но несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики сооружения приобретали большее разнообразие. На практике архитекторы постоянно пользовались тем, что малейшее изменение соотношений между частями ордера позволяло придавать ему и сооружению в целом разнообразные масштабность и характер, выражение могучей силы или лёгкого изящества и т.д.

Храмы в дорическом стиле

Для крупных храмов дорического стиля была характерна форма периптера.

К числу ранних сооружений дорического стиля относится храм Геры в Олимпии (конец 7 – начало 6 в. до н.э.). Он имел сильно вытянутую с запада на восток целлу, обрамленную со всех сторон сравнительно невысокими колоннами, что создавало впечатлении единой приземистой постройки. Количество колонн составляло: на главном фасаде – 6, на боковых – 16. Колонны сперва были деревянными и постепенно, в течение столетий, по мере ветшания заменялись каменными.

В пределах целлы (наоса) было два ряда колонн, причем последние через одну соединялись с боковыми стенами, ограждавшими целлу. Эта конструкция возникла вследствие желания дополнительно укрепить несущую конструкцию здания при переводе ее в новый по тому времени строительный материал – камень.

Первой половиной 6 века до.н.э. датируется храм Геры (I) в Пестуме. Нечетное количество колонн, девять на главном фасаде этого здания, и цела, разделенная одним рядом колонн по оси сооружения – типично архаические признаки. Форма колонн своеобразна: верхний их диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют необычайно большой вынос.

Хорошо сохранившийся храм Геры (II) в Пестуме (конец первой четверти 5 в. до н. э.) — большой гексастильный (шести-колонный) периптер, построенный из грубого известняка (6x14 колонн).

Храм по своим очертаниям в плане приближается уже к памятникам классического времени. Его пропорции гармоничны, детали отличаются сочностью и точностью рисунка. Вместе с тем в сооружении еще присутствуют черты архаики (подчеркнутая тяжеловатость всего сооружения).

Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии, построенный архитектором Либоном в период между 468 и 456 гг. до н. э. Дорический периптер с 6X13 колоннами (их высота — 10,5 м, нижний диаметр равен 2,25 м) отличается чрезвычайной гармоничностью пропорций. В храме было достигнуто полное эстетическое, зрительное равновесие между поддерживающими и перекрывающими архитектурными элементами. Детали отточены с необычным совершенством и характеризуются удивительной верностью рисунка. Храм Зевса в Олимпии является высшим достижением в развитии дорического периптера. В этом поистине классическом сооружении представляют особый интерес знаменитые фронтонные скульптуры. В пределах целлы находилась статуя Зевса работы Фидия.

Парфенон, или храм богини Афины, - наиболее значительное сооружение Древней Греции. Он являлся главным храмом древних греков. Парфенон  - одно из важнейших сооружение ансамбля афинского Акрополя.

Храм возвели в 447-438 годах до н.э. под руководством двух талантливых архитекторов – Иктина и Калликрата. Но по свидетельству жившего в  в до н.э. древнегреческого историка Плутарха, при возведении Акрополя главою и руководителем всех художников был Фидий».

Парфенон — октастильный (восьмиколонный на коротких фасадах) периптер построенный из пентелийского мрамора (размеры по верхней ступени - 69,5 м в длину, 30,9 м в ширину, высота колонн - 10,5 м).

Парфенон стоит на трехступенчатой подставке-постаменте – стереобате. Постамент окружают три ступни, каждая высотой в полметра. Вдоль длинной стороны храма установлено семнадцать колонн, а вдоль узкой – восемь. Колонны расположены друг от друга на расстоянии 3 метра.

Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого помещения с основной культовой статуей в центре. Парфенон — храм Афины-Девы, и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (т. е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини, выполненная Фидием.

Крыша храма снабжена треугольниками-фронтонами, а перед входом находится легкий навес (портик). Под карнизом Парфенона расположен барельеф – широкая полоса скульптурных изображений.

Храмы в ионическом стиле.

Если архаическая архитектура дорического стиля известна нам по большому количеству сооружений, полностью или частично сохранившихся, то из памятников ионического стиля ни один не дошел в таком состоянии, чтобы мы могли его рассматривать в целом виде.

Для крупных храмов ионического стиля характерна форма диптера.

Самыми значительными ионическими храмами 7 — 6 вв. до н. э. были храмы Артемиды в Эфесе, Геры на острове Самосе и Аполлона в Дидимах близ Милета (так называемый Дидимейон). Все эти храмы были почти полностью перестроены позднее, в эллинистическое время.

Примером архаической постройки ионического стиля небольшого размера может служить так называемая сокровищница сифнийцев (или сифносцев) — жителей острова Сифнос, построенная ими в Дельфах. В ней, так же как и в других сокровищницах, содержались дары, посвященные Аполлону. Между антами сокровищницы находились две опоры, решенные скульптурно в виде женских фигур — кариатид, стоящих на пьедесталах и своими головами поддерживающих капители, на которые, в свою очередь, опирается антаблемент. Применение человеческих фигур в качестве опор (атлантов или кариатид) было редким в греческой архитектуре.

Храм Афины-Ники — один из шедевров древнегреческой архитектуры времени ее расцвета, представляется изящнейшим творением античного зодчества (рис.6 Приложения.). Храм построен архитектором Калликратом, одним из двух авторов крупнейшего храма Акрополя — Парфенона, между 449 и 421 гг. до н. э. в ионическом стиле.

Этот храм являлся амфипростильным, то есть имел с двух фасадов четырехколонные портики ионического ордера. Внутри здания находилась статуя богини Афины–Ники. В центре храма стояли еще скульптуры богов Зевса и Посейдона. Храм Афины-Ники обладал удивительной гармоничностью составляющих его частей, а также строгостью архитектурных форм. Он стоял на трехступенчатом постаменте под незначительном углом к фасаду Пропилей (входные ворота Акрополя). В связи с этим храм не сливался с ним, а наоборот, отчетливо выделялся как самостоятельная архитектурная постройка.

Храм окружался со всех сторон рельефным скульптурным фризом, на котором изображались картины битв греков с врагами. На восточной стороне фриза запечатлены только олимпмйские боги, созерцающие битвы греков.

Размеры храма минимальны: целла имеет в ширину всего лишь 3,78 м, в длину — 4,19 м, высота колонн — 4,19 м, но это ни в какой мере не лишает сооружение монументальности. Храм входит в качестве органического элемента в композицию западной, входной части Акрополя, в то же время он прекрасно воспринимается и с противоположной стороны, при спуске с Акрополя, на фоне безбрежных далей, линий гор.

Эрехтейон – самое оригинальное сооружение в древнегреческой архитектуре, в свое время входившее в композицию Акрополя. Он представлял собой ионический храм, построенный в 421-406 годах до н.э. архитекторами Архилохом и Филоклом. в Афинах;  посвящен двум главным божествам города Афин — Афине Полиаде и Посейдону.

Эрехтейон – это единственная постройка в Древней Греции, которая имеет ассиметричный план. Три его портика (северный, западный и южный) находятся на разных уровнях. На северной стороне располагался вход в святилище Посейдона-Эрехтея, на западной стороне находился портик, обращенный к храму Афины Паллады, а на южной стороне храма – портик кариатид в ниспадающих одеждах, которые поддерживали крышу храма.

Несмотря на то, что кариатидам присуще единообразие в масштабах и пропорциях, все они имеют различные оттенки и пластику, в связи с чем не производят впечатления монотонности.

Два первых портика были снабжены ионическими колоннами, а все здание в свое время окружал фриз, декорированный белыми накладными скульптурами. Здесь, в Эрехтейоне, особенно наглядно выступает один из основных принципов древнегреческой архитектуры - принцип постепенного развертывания композиции перед зрителем, обходящим сооружение. После того как вошедший побывал в восточной целле храма, он мог, спустившись по лестнице, пройти в северный портик Эрехтейона и через него про никнуть в западную целлу — целлу Посейдона. Портик кариатид являлся выходным, через него выходили из целлы Посейдона на площадку Акрополя.

Размеры Эрехтейона очень невелики (основной прямоугольник плана — 23,5 X 11,6 м; высота кариатид — 2,3 м), но архитектура его полна особого изящества и утонченности. Легкостью форм и усложненностью композиции Эрехтейон контрастирует с расположенным рядом крупным и подчеркнуто монументальным Парфеноном. Контрастные взаимоотношения этих двух храмов усиливают своеобразие комплекса Акрополя. Эрехтейон являлся последним зданием в афинском Акрополе, сооруженным в классическом стиле. Он красиво и очень гармонично завершал весь этот архитектурный ансамбль, производя неизгладимое впечатление на древних греков.

Архитектурные сооружения в коринфском стиле.

В 4 в до н.э. сравнительно часто встречается самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей – коринфский. В середине 4 в до н.э. в Эпидавре были построены два крупных сооружения – архитектором Поликлетом Младшим здание для исполнения культовой музыки, известное под названием Фимела, и театр, рассчитанный на 25 тысяч человек, сохранившийся до нашего времени.

Фимела представляла собой так называемый круглый периптер, окруженный дорическими колоннами. Внутри целлы находилось кольцо коринфских колонн. Коринфский стиль заменил здесь ионический, использовавшийся до этого в дорических постройках исключительно внутри здания.

Заключение

Таким образом, обобщая все вышесказанное, ордер в Древней Греции, принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

Величественные остатки ордерных храмов поражают нас, современных людей. Лично меня удивляет не только их великолепие, прочность постройки, рациональная архитектура, но и замечательные украшения, сохранившиеся до наших дней.

Глядя на эти архитектурные композиции, начинаешь ощущать связь древности с современностью, то что античная цивилизация легла в основу европейской современной культуры, а через нее оказала влияние и на современную цивилизацию, на духовное развитие современного человека.

Литература

1. В.Ф. Маркузон. Архитектурный словарь.

2. С.А. Плешаков Шедевры архитектуры. М. Вече 2002 г.

3. История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность. Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. М: Изобраз. Искусство, 1980

4. Любимов Л. Искусство древнего мира: Книга для чтения.-2-е изд.- М.: Просвещение, 1980.

5. К. Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима» - М.: «Высшая школа», 1990 г.



{SHOW_TEXT}

Проблемы межконфессиональных отношений в условиях глобализации Античная мифология и ее влияние на современность Теории происхождения человека Цивилизация и технический прогресс Значение перенесения кафедры русских митрополитов в Москву Мировоззрение средневековой Европы  Развитие науки в Древнем Египте Искусство стран Европы в средние века Развитие книгопечатания Государственное устройство Древнего Рима 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия