Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

на www.3darchaeology.3dn.ru Древний Египет новости по археологии.

Отличительные особенности культурно-исторических периодов Древнего Египта

 

История и культура Древнего Египта во многом были предопре­делены его географическим положением. Реальный мир египтян был ограничен узкой долиной великой реки Нил, окруженной с запада и востока песками пустынь. Именно природа страны и ее единствен­ная огромная река, от разливов которой зависела жизнь и благополу­чие народа, явились тем важнейшим фактором, который обусловил мироощущения и мировоззрения египтян, их отношение к жизни и смерти, их религиозные взгляды.

Название Египет государству дали греки, которые приезжали в Египет для знакомства с его культурными достижениями. Название страны Айгюптос можно найти в трудах греческого историка Геродо­та. Сами же египтяне называли свою страну Та-Кемет (Черная Зем­ля) по цвету ее плодородной почвы в противоположность красной земле пустыни или Та-Мера (Страна Наводнений).

Древний Египет существовал на протяжении трех тысяч лет Здесь не было резких исторических         переломов, изменения происходили постепенно, не нарушая сложившихся традиций. За столь дли­тельное время была создана культура, имеющая всемирное значение. Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности. Будучи африканской по своему происхождению, египетская культура не сра­зу обрела свое лицо. Ее формирование началось с переходом к ирри­гационному земледелию и скотоводству, благодаря которым появи­лись постоянные поселения и стабилизировался этнический состав. Развитие древнеегипетской культуры было обусловлено преимущест­венно благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Разрушение родовой замкнутости привело к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Расширение и разви­тие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоева­ний. Одновременно увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений и одомашненного скота.

Хозяйственная и этническая стабильность обеспечили в свою очередь формирование устойчивых культурных традиций, которые дали неожиданный культурный взрыв, обеспечивший расцвет древ­неегипетской цивилизации. Только переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, возникновение имущественной дифферен­циации и социальной иерархии, формирование заупокойных пред­ставлений и культа обожествленного правителя, появление иерогли­фического письма позволили египетской культуре стать именно еги­петской, а не оставаться африканской.

Периодизация древнеегипетской культуры, как это свойственно всем раннеклассовым культурам, совпадает с эпохами развития ци­вилизации. На этом основании в ней принято выделять додинастический период, Раннее царство, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство и Позднее царство, из которых наиболее плодотвор­ными для нее стали эпохи Древнего, Среднего и Нового царств.

Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшество­вал длительный, продолжительностью в несколько столетий, период развития культуры, получивший название «додинастический». В это время стал выявляться целый ряд ее особенностей, которые сохраня­лись до конца эпохи фараонов. И одной из наиболее ярких ее черт стало причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию. Именно в этот период древнеегипетская культура не только успела приобрести свой неповторимый облик, но и неизмеримо возвыси­лась среди родственных ей культур соседних африканских народов.

Древнее царство

В древности Египет занимал практически ту же Древнее царство территорию, что и сегодня. В додинастический период на этой территории существовали от­дельные области — номы, которые позднее объединились в царства: Верхний Египет на юге в долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила.

Приблизительно в 3100 г. до н.э. фараон Верхнего Египта Нермер, или Менее, завоевал Нижний Египет и объединил оба царства под властью первой династии, а также основал новую столицу на границе двух царств, получившую название Мемфис. Эта столица дала название всей стране, так как греческое слово Айгюптос являет­ся искаженным поэтическим обозначением древней столицы Мем­фиса — Хетка-Пта.

Периоды правления фараонов I и II династий принято называть в истории культуры Египта Ранним царством. Второй период (III—VI) династий получил название Древнего царства. Он характеризуется образованием нового централизованного государства, формировани­ем государственного аппарата, выделением административных окру­гов. В это же время утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, что находит свое выражение в соору­жении пирамид-гробниц.

Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время правления могущественных и мудрых царей. Централизация власти в Древнем Египте породила специфическую форму общест­венного сознания — культ фараона. Этот культ опирался на пред­ставление о фараоне как родоначальнике всех египтян. В свою оче­редь фараон рассматривался как наследник бога, создателя и влады­ки мира. Поэтому он обладал властью над целым космосом. Благопо­лучие страны было обусловлено наличием фараона. Благодаря ему везде господствовали регулярность и порядок. Фараон своей собст­венной персоной сохранял равновесие мира, которому постоянно угрожал хаос.

В отличие от других народов, населявших в древности Ближний Восток, все египтяне были равны перед богом. Между государством и индивидом не стояли ни аристократия, ни другие промежуточные инстанции. Положение человека в обществе определяли имя его ро­дителей и титул, соответствовавший его месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя жен­щина обычно входила в дом мужа и становилась там хозяйкой дома. Египтяне, видимо, особенно ценили семейные отношения, это на­шло отражение в многочисленных рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках.

Решающую роль на формирование египетской культуры этого этапа оказали религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона. Худо­жественная культура была составной частью культов и ритуалов, она была тесно связана с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта.

Важнейшей чертой мироощущения египтян было неприятие смерти, которую они считали противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мироощущения лежало убеж­дение в регулярном обновлении природы и жизни. Ведь природа об­новляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окре­стные земли, рождая на них жизнь и благоденствие. Но когда он ухо­дит обратно в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год Нил разольется снова. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, а средством сохранения тела было бальза­мирование. Таким образом, забота о сохранении тела умершего при­вела к возникновению искусства изготовления мумий.

Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни сформировала в конце концов культ умерших, определивший многие явления и особенности египетской культуры. Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью. Полагая, что смерть есть не прекращение человече­ского существования, а лишь переход его в другой мир, где своеоб­разно продолжается его земное существование, египтяне стремились обеспечить это существование всеми необходимыми предметами. Прежде всего, необходимо было позаботиться о строительстве усы­пальницы для тела, в которой жизненная сила — ка — вернется в вечное тело умершего.

Ка был двойником человека, обладавшим теми же физическими качествами и недостатками, что и тело, вместе с которым ка рождал­ся и рос. Однако в отличие от физического тела ка был невидимым двойником, духовной силой человека, его ангелом-хранителем. По­сле смерти человека существование его ка зависело от сохранности его тела. Но мумия, хотя и более долговечная, чем тело, тоже была бренна. Чтобы обеспечить для ка вечное вместилище, создавались точные портретные статуи из твердого камня.

Жилищем ка умершего человека должна была быть гробница, где он обитал вблизи своего тела — мумии и портретной статуи. По­скольку загробная жизнь ка мыслилась как непосредственное про­должение земной, то после смерти умерших следовало обеспечить всем, чем они обладали при жизни. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены повседневной жизни умершего, заменяли для его ка то, что окружало человека в обыден­ной жизни на земле. Эти изображения воспринимались не как пре­красная жизнь, а как продолжение реальной земной жизни. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода, они должны были дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире.  

И хотя смерть признавалась одинаково противоестественной для всех египтян, надежные гробницы и недоступные склепы, снабжен­ные, как считалось, всем необходимым для умершего, создавались только для богатых и власть имущих. Пирамиды строились только для фараонов, поскольку после смерти они соединялись с богами, становясь великими богами.

Первоначально захоронения производились в гробницах, со­стоящих из подземной части, где стояли саркофаг с мумией, и мас­сивной надземной постройки — мастабы — в виде дома, стены кото­рого были наклонены внутрь, а сверху заверша­лись плоской крышей. В мастабе оставляли из­делия бытового и культового назначения, сосу­ды с зерном, изделия из золота, серебра, слоно­вой кости и т.д. Эти фигурки должны были оживать и выполнять в загробном мире все фи­зические потребности умершего.

В статуях ка особое значение придавалось глазам. Египтяне считали глаза зеркалом ду­ши, поэтому фиксировали на них внимание путем сильного подкрашивания пастой, в ко­торую добавляли толченый малахит. Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую  , оболочку,   соответствующую   форме   глаза, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшой кусочек полированного дерева, благодаря которому по­лучалась та блестящая точка, которая придавала живость зрачку и всему глазу.

Большое значение придавалось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, прославлявшими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также многочис­ленными магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Эти рельефы представляли собой настоящие картинные галереи. Считалось, что с помощью заупокой­ных молитв изображения должны были оживать и тем самым созда­вать для умершего привычную среду обитания.

На мироощущение египтян существенное влияние оказали под­ступающие с обеих сторон к Нилу бескрайние враждебные пустыни. Задолго до этого стремление побороть природу, не чувствовать себя пылинкой в игре природных сил привело к появлению магии, кото­рая стала формой иллюзорной защиты человека от давления таинст­венных сил природы. Для египтян роль такой магической защиты играла сложная система представлений о богах, отождествляемых с животными, которые обитали в густых зарослях тростника — папи­руса, произраставшего по берегам Нила.

Кроме того, поскольку скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной жизни египтян, то уже с глубокой древности нача­лось обожествление быка, коровы, барана. Бык под именем Алис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами. Таких быков содержали в специальных помещениях и бальзамировали после смерти. В обли­ке коровы либо женщины с коровьими рогами почиталась Хатор, богиня неба и покровительница природы. Она также считалась бо­гиней плодородия и дерева, поила души умерших в загробном мире живительной влагой.

К концу периода Древнего царства в культуре египтян сформи­ровались различные художественные ремесла. В гробницах и пира­мидах сохранилось большое количество изящных сосудов из раз­личных пород камня, художественная мебель из разнообразных по­род дерева, богато декорированная костью, золотом, серебром. Ка­ждому украшению придавался особый смысл. Так, например, нож­ки кресла выполнялись в форме бычьих ног либо крылатых львов, которые должны были охранять сидящего человека. Создавались многочисленные статуэтки, изображавшие людей, занятых повсе­дневными делами, а также изображения египетских богов в виде зверей и птиц.

Однако к концу Древнего царства древнеегипетская культура пришла в кризисное состояние. Братоубийственная война, распад государства, голод и лишения, усиление роли местных центров и их правителей, все больше узурпировавших власть, возрастание роли средних слоев населения — все это вело к упадку египетской культу­ры того периода.

В период смут и упадка были предприняты попытки возродить политическое и духовное единство страны, порядок и гармонию пу­тем восстановления традиционных культов богов, соблюдения всех ритуалов повседневной жизни. Одновременно с этим в недрах еги­петской культуры зрела иная система мировосприятия, связанная со скептическими представлениями о загробном мире, всегда занимав­шими центральное место в египетской религии.

Откровенное неверие, недостаток благочестия, упование на то, что вечно только всепобеждающее слово, а не каменные гробницы, стали свидетельством раскола культуры. В это смутное время египет­ская культура уже не предстает как единое целое. В ней сакральные (священные) элементы сосуществуют с неортодоксальными, и этот двойственный характер сохранился в египетской культуре во все по­следующие этапы ее развития.

Среднее царство

Эпоху Среднего царства нередко называют классической, она стала новым периодом рас­цвета египетской культуры. Примерно в 2050 г. до н.э. фараон Ментухетеп I смог объединить Египет и вос­становить единую власть под эгидой Фив. Началась эпоха Средне­го царства, продолжавшая тенденции развития культуры Древнего Царства.

Фиванские фараоны, стремясь возродить и продолжить тради­ции Древнего царства, провели целый ряд изменений, которые затронули уклад жизни, искусство, религию, литературу, язык. Эти изменения наложили неизгладимый отпечаток на культуру  эпохи, без них нельзя понять стремительный расцвет светской ху­дожественной литературы и научных знаний, переосмысление ро­ли фараона в египетском обществе, который теперь все более представлялся не только недосягаемым божеством, но и конкрет­ным человеком.

Среднее царство по праву считается классическим периодом еги­петской культуры. В это время окончательно складывается среднеегипетский язык, который как господствующий язык просуществовал до конца египетской истории, сохранив преимущественно религиозно-культовое назначение. Процветание государства в эпоху Среднего царства способствовало интенсивному храмовому строительству, в ходе которого архитектурный стиль Древнего царства был не просто возрожден, но и переосмыслен, исходя из новых политических, рели­гиозных и художественных потребностей. Одновременно с развитием архитектуры шло развитие конкретного научного знания. От этой эпо­хи до нас дошли первые математические и медицинские тексты, древнейшие записи обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первый в мире словник.

Однако столетия, отделившие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, во многом изменили мироощущение егип­тян. Распад страны, война всех против всех, упадок центра и божест­венной власти фараона, разрушение традиционной шкалы ценностей — все это создало почву для развития индивидуализма.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каж­дый заботился о своем собственном бессмертии. Теперь уже не толь­ко фараон, не только вельможная знать, но и простые смертные ста­ли претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же нашло отражение в содер­жании культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней рос­кошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было достаточно одной стеллы — каменной плиты, на которой были напи­саны магические тексты, гарантировавшие умершему и загробную жизнь, и материальное обеспечение.

Но фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, же­лая подражать могучим владыкам Древнего царства. Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не монолитные двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Сверху пирамиды облицовывались известковыми плитами. Эти пирамиды представляли собой каменный каркас, за­полненный каменной крошкой, кирпичом и даже песком. Вероятно, правители Среднего царства полагали, что каменные пирамиды не достаточно обеспечивают сохранность мумии. Поэтому погре­бальную камеру стали прятать в защитной системе подземных ко­ридоров, которые превратились в настоящий лабиринт. Такой пере­ход от каменных пирамид к пирамидам кирпичным был связан с борьбой против грабителей и не требовал громадных материальных затрат на их сооружение.

Особую известность из архитектурных построек этого этапа египетской культуры получил заупокойный храм при пирамиде фараона Аменемхета III. Этот храм вошел в историю художествен­ной культуры под названием Лабиринт. Происхождение названия связывают с тронным именем Аменемхета, в греческой транс­крипции читающимся как Лабир. Храм, по мнению греческого историка Геродота, затмевал своей известностью даже пирамиды Древнего царства.

Лабиринт считался самым выдающимся из множества многоко­лонных храмов Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома бога-солнца, родившегося, по одной из египетских легенд, из цветка лотоса. Все колонны были богато украшены цветным орна­ментом и позолотой. Потолок был расписан под звездное небо с зо­лотыми звездами, которое свободно парило под сводами храма. По стенам храма размещались многоярусные композиции, построенные по регистрам, внутри которых располагались изображения людей, животных, птиц, символизирующих соответствующих богов древне­египетского пантеона.

Среднее царство по сравнению с другими эпохами египетской истории заняло относительно непродолжительный период. Поэтому и памятников культуры было создано значительно меньше. Внутрен­ний социальный кризис и вторжение в страну в 1720 г. до н.э. коче­вых азиатских племен гиксосов положили конец Среднему царству.

Новое царство

Своего наивысшего подъема Египет достиг в пе­риод Нового царства, которое началось после изгнания в 1580 г. до н.э. гиксосов из Египта.

Новое царство явилось дальнейшим значительным этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаи­модействия с культурами других народов. Степень проникновения египетской культуры в другую этнокультурную среду была различна. Она нашла особенно благоприятную почву среди народов Ливии и Нубии, с культурой которых египетская цивилизация имела мно­го общих корней и где экономическое и политическое господство египтян покоилось на прочном фундаменте. Так, в Нубии были за­имствованы многие элементы египетской государственности, ис­кусства, религии и иероглифическое письмо. Через эти страны еги­петская культура все более распространялась внутрь африканского континента.

В Азии основным средоточием египетской культуры оставался Библ, с которым Египет издревле имел тесные торговые связи. Культурное влияние Египта в Сирии и Финикии часто было данью признания египетской государственности над местными правите­лями и ограничивалось внешними формами: элементами декора зданий, бытовых предметов, гробничных стел. Египет, напротив, заимствовал из Азии гораздо больше. Более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским бо­гам, языковые и лексические изменения в литературе. Походы фа­раонов в Азию привнесли в специфический облик египетской культуры элементы семитской культуры и придали ей восточную ориентацию.

Расширение географического горизонта, взаимодействие с культурами других народов, приток в Египет огромных богатств стимулировали небывалый расцвет египетской культуры. Для эпохи Нового царства характерны строительство храмов, дальнейшее со­вершенствование искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела. Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему це­лью утверждение божественного характера царской власти. Но вме­сто пирамид венцом этого строительства становится храм.

Эпоха Нового царства в период расцвета — это торжество еги­петской мощи, никем уже не оспариваемой. И вместе с тем это эпоха баснословной роскоши правящих слоев общества. Одной силы, одного утверждения им уже мало. И поэтому грандиозность и пышность в сочетании с изысканной утонченностью, со стрем­лением к изяществу, к блеску отличают всю египетскую культуру этого периода. Запечатленные в храмовых рельефах изображения грандиозных битв с азиатами, взятия вражеских крепостей и ко­раблей, посольств побежденных стран, гробничные росписи со сценами пиров и папирусные рисунки с изображениями гаремных развлечений — все это сливается как бы в одну картину, которая показывает самые различные стороны жизни людей, величие и упадок египетской империи.

Покорение египтянами новых земель в эпоху Нового царства, торговые поселения выходцев из других стран, проникновение ино­земцев в государственный аппарат и египетское войско, усиливающееся межъязыковое общение — все это способствовало процессу взаимодействия и ассимиляции культур. На этой волне усиливаю­щихся международных контактов и возникает новая тенденция в египетской культуре — намеренная архаизация.

Архаизация культуры, борьба за ее чистоту, самобытность про­явилась в восстановлении древнейших государственных титулов и должностей, в обращении к достижениям Древнего царства в искусстве, в литературе (подражание классическим текстам), в проти­водействии азиатскому влиянию в языке, в религии (устранение из египетского пантеона азиатских богов), в особом интересе к древ­ним жреческим учениям и культам древних царей и, наконец, в резком усилении культа животных, всегда игравшего важную роль в египетской религии.

Памятники культуры этой эпохи поражают смешением стилей, внешней стилизацией, особым изяществом и совершенством исполне­ния. Тогда же обостряется чувство связи с прошлым, проявившееся, в частности, в пробуждении интереса к генеалогии людей и богов, в почи­тании в одном храме наряду с главным божеством иных богов пантеона. Правители Нового царства особенно почитали солнечного бога Амона. С именем этого бога связано грандиозное строительство, ко­торое началось в эту эпоху. За короткий срок пышные дворцы и до­ма, великолепные храмы изменили облик Фив, превратив их в самый богатый и величественный из египетских городов. Фараоны этой ди­настии остались верны старой фиванской традиции, по которой умерших царей хоронили в подземных скальных гробницах. Поэтому главное внимание уделялось строительству заупокойных храмов, а кроме них строились храмы, посвященные богу солнца Ра.

Фиванские фараоны Нового царства не утратили веры в божест­венную силу пирамид, просто ее роль выполняла гора, возвышавшаяся над гробницей. Сама гробница и заупокойный храм теперь были раз­делены. Храм строили на границе пустыни и плодородной земли. Ха­рактерной чертой этой эпохи древнеегипетской культуры была гиган­томания. Вероятно, это было обусловлено бескрайностью пустыни, несущей смерть, желанием утвердиться в ней, отвоевать себе жизнен­ное пространство, возведя огромные стены, пилоны, колоннады.

Среди заупокойных храмов особое место занимал храм царицы Хатшепсут в Долине царей в Дэйр-аль-Бахри. Этот гигантский храм представлял собой три террасы, возвышавшиеся друг над другом. Храм великолепно сочетался с рельефом местности, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огромных скал. Помимо внешнего грандиозного облика этот храм прославился и роскошным внутрен­ним убранством. Рельефы композиции храма рассказывали о рождении Хатшепсут от брака ее матери с богом Амоном, из чего следова­ло, что царица имела божественное происхождение. К тому же счи­талось, что ей покровительствовала богиня неба Хатор, изображения которой были помещены повсюду. Внутренняя отделка храма была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, инкрустиро­ванные бронзой двери, статуэтки из полудрагоценных камней. Ста­туи, стоявшие в молельне храма и имевшие культовый характер, бы­ли по существу портретами царицы.

Не менее знаменитым сооружением того времени был заупо­койный комплекс фараона Рамзеса II, состоявший из дворца и храма в Фивах, а также скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. По­следний состоял из двух сооружений: Большого храма, посвящен­ного фараону и трем богам — Амону, Ра и Пта, и Малого храма, воздвигнутого в честь богини Хатор, в образе которой представле­на жена Рамзеса — Нефертари. Перед храмом стояли двадцатимет­ровые колоссы фараона, высеченные прямо в скале. Вопреки тра­диции храм был расположен на западном берегу Нила и ориенти­рован на восток. Поэтому с первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно окрашивались в темно-красный цвет и как бы выступали из скалы.

Наряду с пирамидами, заупокойными храмами и мастабами в Новом царстве сооружались святилища, не связанные с загробным культом. Это храмы, посвященные разным богам, и прежде всего бо­гу солнца Ра. К этому типу храмов относятся два прославленных хра­ма бога Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Строительство Карнакского храма началось в XX в. до н.э. и продолжалось около де­сяти веков. Уже в процессе строительства храм неодно­кратно перестраивался, но в результате было создано грандиозное сооружение: мощные пилоны с гигантскими статуями фараона перед ними, огромный колонный двор, гипоксильный (колонный) зал с целым лесом колонн высотой 20,4 м и диаметром 3,57 м. Поверхности стен и колонн были покрыты цветными рельефами. Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы лотоса, а все остальные колонны представляли собой связки нераспустивших­ся стеблей папируса. В этом стилизованном образе была выражена идея разных фаз жизни — ее зарождения и расцвета.

Последовавшие за эпохой Нового царства столетия были насы­щены бурными и малоблагоприятными событиями: иноземные вторжения, политический разброд, постоянные смуты и волнения, вызванные социально-экономическим кризисом, и т.д. Как всегда, в периоды упадка усиливается интерес к прошлому, особенно ко вре­менам процветания и величия.

Они отображались в сказаниях и легендах, преданиях, сказках, которые либо передавались из уст в уста, либо запечатлевались в хро­никах и анналах. Кое-какие из них сохранились в очень сжатых запи­сях греческих историков Геродота и Диодора.

Религия    и искусство Древнего Египта

 История культуры Древнего Египта показывает, что эта цивилизация не всегда была монолитной и могущественной, она пережила периоды расцвета и упадка. Различного рода противоречия, порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа, столкновениями власти фараона с властью жрецов, подчас расшатывали и ослабляли египетское государство. А войны с соседями, соперничество других мощных империй порой ставили под угрозу целостность империи фараонов. Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказывались доста­точно велики, раз эта империя в течение почти тридцати веков, всякий раз оправляясь от очередного удара, продолжала воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени. Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, как считали исследователи, была заключена в религиозных убеж­дениях древних египтян.

Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотично­стью, несогласованностью и противоречивостью. Богов в Древнем Египте было много, в каждом городе их было несколько. Главным был бог солнца Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших был Осирис — бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресаю­щую природу. Египтяне верили, что после смерти и своего воскре­шения Осирис стал царем подземного царства. Не менее важной бы­ла богиня Исида — покровительница плодородия и материнства. Бо­гиней истины и порядка считалась Маат.

Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся мест­ными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительст­вующее им божество, от которого зависело их благополучие. Со временем, в период создания единого государства, сложилась не­кая божественная иерархия и упорядочились культы многочис­ленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению куль­тов богов крупнейших религиозных и политических центров. Те­перь главное божество любой провинции (нома) считалось во­площением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Pa, Себек-Ра.

В древности каждое божество имело свое зооморфное тождест­во. Оно представлялось в облике какого-либо животного, птицы, рыбы или насекомого. Так, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сехмет — львицы, Исида — змеи, Анубис — шакала, бог воды и разлива Нила Себек — крокодила, богиня радости и весе­лья Бает — кошки, бог мудрости Тот — в виде ибиса. На более позднем этапе развития религии происходит антропоморфизация божеств, т.е. наделение их человеческими качествами. Развитие животноводства породило отдельно самостоятельные культы жи­вотных, среди которых наиболее распространенным был культ священного быка Алиса.

Существование государства не мыслилось египтянами без бо­гини Маат — божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе они выступают в роли всеобщей гармонии Маат. Понятие «Маат» становится центральным в древнеегипетской этике и начинает означать принцип, на котором строятся правильные че­ловеческие отношения. Правила Маат предписывали имущим по­могать неимущим. Они приучали к культуре поведения, сдержан­ности и внешней скромности, требовали подчиняться законам, которые ориентировали, как поступать в той или иной ситуации. Если человек сумеет приспособиться к законам, созданным бога­ми, то будет счастлив. Жрецы богини Маат призваны были сле­дить за соблюдением ее законов, утверждать среди людей истину и справедливость.

Во главе всего пантеона древнеегипетских богов стоял бог солнца Ра, творец всего живого, рожденный из хаоса и победив­ший мрак. Он создал первое поколение богов, от которого пошли все последующие. Верховный солнечный бог Ра почитался в виде человека с солнечным диском на голове и изображался в священ­ной ладье.

Составной частью религиозных культов и заупокойных ритуалов было искусство, тесно связанное с религией, которая боготворила силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология яв­ляются ключом к пониманию всей художественной культуры Древ­него Египта. Особенно ярко взаимосвязь религии и искусства выра­зилась, как мы могли убедиться, в архитектуре — ведущем египет­ском виде искусства. Архитектуре были подчинены живопись и скульптура.

По ряду причин многие художественные представления егип­тян сложились очень рано и сохранялись на протяжении не толь­ко столетий, но и тысячелетий. Отсюда и художественное творче­ство как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художест­венным традициям. Потребность зафиксировать устоявшиеся нормы и принципы культуры сформировала особое художествен­ное мышление египтян и выработала развитую систему канонов (совокупность обязательных художественных приемов и правил, определяющих нормы в изобразительном искусстве), предписы­вавших художнику правила пользования пропорцией и светом (канон пропорций и канон света), схемы изображения людей и животных (иконографический канон). Впервые в истории канон становится важнейшим художественным принципом, опреде­ляющим творческую деятельность художника.

Эти образцы, освященные религией, не подлежали изменению, и при создании произведений необходимо было строго их придержи­ваться. Требования канонов передавались художниками из поколения в поколение. Существовали даже специальные руководства для художников, записанные на папирусе. Тем самым древнеегипетские художники выступали в роли хранителей священных законов худо­жественного творчества. Общественный статус художника был высок и почетен. Иногда его приравнивали к сану жреца. Но его деятель­ность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульп­тор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм творческого художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных законов.

Канон был установлен в изображении стоящего, идущего, сидя­щего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных. До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гроб­ниц, храмов и дворцов, предметах домашнего обихода, в которых ху­дожник строго придерживался определенных правил. Все рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перспективы и светотени. Линейные рисунки раскрашива­лись цветом без введения дополнительных тонов и цветных теней. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские — черным, жен­ские — красным.

Особое внимание уделялось изображению человеческой фигуры.

Пожалуй, самой знаменитой скульптурой Египта является Большой сфинкс в Гизе, охраняющий пирамиды. Этот сфинкс — самая большая и древняя статуя на свете. Каменный лев с лицом фараона Хефрена высечен из естественной скалы и имеет огромные размеры: его высота 20 метров, а длина 57 метров. На голове его царский полосатый платок (клафт), а на лбу символ царской власти урей (священная змея).

В скульптурных изображениях человека уже в Древнем царстве был выработан строго определенный канон. Стоящая статуя выпол­нялась с выдвинутой вперед левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу. Сидящая статуя представляла собой фигуру с симметрично положенными на колени руками или согнутой в локте рукой. Оба типа статуй были всегда пропорциональны, симметрич­ны, фронтальны и статичны. Их туловища напряженно выпрямлены, прямо поставленная голова высоко поднята, а спокойно-беспристрастный взгляд устремлен вдаль. Часто статуи раскрашива­лись: тело мужских фигур — красно-коричневым цветом, женских — желтым, волосы — черным, а одежда — белым цветом.

В круглой скульптуре создавались также небольшие каменные статуэтки. Чтобы египтянину легче жилось в загробном мире, ему нужны были слуги и рабы. Их роль выполняли небольшие каменные, деревянные и фаянсовые статуэтки слуг, пахарей, носильщиков, пра­чек. По характеру эти статуэтки резко противоположны статуям фа­раонов и вельмож, и их изображения не всегда вписывались в рамки канона.

После завоевания Египта персами его культура была воспри­нята целым рядом народов, с которыми в прошлом были в ос­новном косвенные контакты. Теперь Египет населяло еще боль­шее число выходцев из Азии: евреев, арамеев, финикийцев, ва­вилонян, персов, мидийцев, которые приносили с собой свои обычаи, верования. Египтяне же, все больше покидавшие родину по той или иной причине, приобщались к культуре тех стран, где они оседали, меняли имена, но сохра-няли свое этническое само­название.

Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные сме­ны династий, от упадка и развала — к новым взлетам, кажущемуся возрождению. Нестабильность, ожидание прихода завоевателей, сму­ты между владельцами распадающегося на отдельные области госу­дарства вызвали волну небывалого увлечения чудесами, оракулами богов, привели к усилению апокалип-тических настроений. В это время уже не ведется грандиозного храмового строительства. В лите­ратуре развиваются в основном сложившиеся жанры, в искусстве за образец берутся устоявшиеся художественные приемы. Однако даже в пору своего угасания египетская культура продолжала быть источником для культур других народов, для которых Египет по-прежнему оставался страной тайной премудрости, глубокого мистического опыта и бесценных знаний.

Развитие культуры Египта не прекращалось при греко-македонском владычестве. Соприкоснувшись с иной цивилизацией, она пережила свой последний своеобразный расцвет, будучи уже ча­стью общей эллинистической культуры. Сокровища египетской культуры оказались притягательными для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к ним и сделать их достоянием своей культуры. Греки восприняли египетскую идею сакрального (священного) цар­ства, поклонялись священным быкам и овнам, строили храмы еги­петским богам, соперничавшие по своей монументальности с постройками эпохи пирамид.

Но дни египетской языческой культуры были уже сочтены, не­смотря на все ее стремление отстоять свою самобытность. Позднее культура Древнего Египта вплетается в культуру Египта исламского, и ее наследие доживет до наших дней в отдельных чертах быта и ве­рований египетских мусульман.

Литература

Бродский Б. Жизнь в веках. Занимательное искусствоведение, М.,1990.

Василевская Л. Ю., ЗарецкаяД.М., Смирнова В. В. Мировая художест­венная культура. Западная Европа и Ближний Восток. М., 1997.

Дмитриева НА., Виноградова НА. Искусство Древнего мира. М., 1989. Древние цивилизации / Под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. М., 1 989.

Египет: земля фараонов. М., 1997. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1994.

Культура Древнего Египта / Под редакцией И.С. Кацнельсона. М., 1976.

Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1996.

Мировая художественная культура. Древние цивилизации: Тематиче­ский словарь. М., 2004.

Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989.

ЧизхолмД., Миллард Э. Ранние цивилизации. М., 1994.



{SHOW_TEXT}

Развитие культуры Таиланда Литература Древнего Египта Культура Киевской Руси домонгольского периода Взаимоотношения между философией и богословием в эпоху возрождения Первобытное искусство Династии Древнего Египта Список фараонов и правивших династий Древнего Египта Правители Рима из династии Юлиев - Клавдиев Мифология и религия Древнего Рима Древнеиндийская литература 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия