Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Разработка и производство информационных буклетов.

Архитектура Древнего Египта эпохи Птоломеев

 

Введение

 От архитектурных сооружений Древнего Египта осталось очень много - и практически ничего. Очень много - потому что в стране были крупные запасы хорошего строительного камня, и египтяне превосходно научились обрабатывать его. Очень мало - потому что из камня они возводили лишь сооружения, имевшие какое-то отношение к вечности. Большая часть жилых и хозяйственных построек, то, без чего немыслимо воссоздать историю всей цивилизации Кеми, а не только историю ее искусства и религии, возводилось из недолговечных сырцовых кирпичей. В отличие от городов Шумера, раскопанных под холмами многовеково­го мусора, в египетских городах практически не было зданий из обожженного кирпича, сохраняющегося не в пример дольше. В Египте просто не было необходимости обжигать сырцовые кирпичи ввиду сухого климата с низким уровнем осадков.

Впрочем, при археологических раскопках отдельных древнеегипетских поселений удалось восстановить общую планировку и реконструировать отдельные дома, что позволяет составить представление об относительно простой строительной технике.

Совсем другая картина складывается при изучении памятников монументальной архитектуры Древнего Египта. Колоссальные каменные сооружения, вырубленные в толще скал или сложенные на ровных строительных площадках вдалеке от каменоломен, являют собой великолепные образцы инженерной и художественной мысли.

Наивысшие достижения древнеегипетского зодчества - храмы, царские дворцы и усыпальницы знати. Они относятся к различным периодам истории Древнего Египта, и каждому периоду присущи свои неповторимые особенности.

Из истории Позднего периода

В течение Позднего периода продолжалась ослаблявшая страну бесконечная борьба разных групп знати за власть. Еще более участились восстания беднейшего населения и рабов, нападения на страну извне. Египет окончательно утратил земли в Нубии и Сирии.

С начала 11 в. до конца первой половины 10 в. до н.э. Египет, вновь распавшийся на две части около 1050 г. до н.э., оказался под властью двух самостоятельных групп правителей: на севере, в Дельте, - номархов Таниса, которые образовали XXI династию, а на юге, со столицей в Фивах, - жрецов Амона, родственно связанных с танисскими фараонами.

С середины 10 в. до конца 8 в. до н. э. Египет снова объединили XXIIXXIV ливийские династии.

С конца 8 в. по первую половину 7 в. до н. э. в период господства XXV нубийской, или эфиопской династии.

В 671 г. до н. э. Египет был покорен ассирийцами. Борьбу против них возглавили правители западной Дельты, которым удалось снова в 663 г. до н.э. объединить под своей властью весь Египет и образовать XXVI саисскую династию.

В связи с такой частой сменой центральной власти и нехваткой средств в Поздний период возводили очень мало монументальных построек. Для погребения Фиванских фараонов в некрополе Фив использовали заброшенные усыпальные гробницы. В Танисе для устройства скромных усыпальниц местных правителей  употребляли части старых зданий. Только при ливийском фараоне Шешонке I зодчим Харесафом был сооружен обширный двор хеб-седа и начата постройка первого гигантского пилона в храме Амона в Карнаке, который был закончен уже в эпоху Птоломеев в 4 – 1 вв. до н.э. Принубийском же фараоне Тахарке посреди двора Шешонка I возвели монументальную колоннаду с капителями в виде раскрытых метелок папируса, от которой  теперь сохранилась одна колонна.

Краткий рассвет искусства благодаря некоторому подъему экономики наблюдается во время правления саисской династии. Снова развернулось строительство, на этот раз главным образом в столице – Саисе, зданиях которого мы знаем по упоминаниям греческого историка Геродота.

В 525 г. до н. э. Египет был завоеван персидской державой Ахеменидов. В течение 5 и 4 вв. до н.э. шла борьба за освобождение от этого ига.

Сохранил Египет известную самостоятельность и после завоевания его в 332 г. до н.э. Греко – македонцами, уже под управлением македонской династии Птоломеев. Сохранил он и в эти века, не угасшие творческие «импульсы» и большое традиционное мастерство во всех сферах искусства. Даже в эллинистическое время были сооружены строгие и стройные храмы, наследующие главные элементы планировки и облика храмов Нового царства. Таковы храм богини Исиды на острове Филе, храм бога Гора в Эдфу, храмы богини Хатор в Дендера и бога Себека в Ком-Омбо.

Общий облик их был менее грандиозен и приподнято торжествен, чем ранее. Однако пропорции и формы основных ар­хитектурных частей и декора, а также рельефов и круглой скульптуры по-прежнему сгармонированы так, что образуют, как и в классическую эпоху Нового царства органичное целое.

Монументальные рельефы на их стенах и пилонах, no-прежнему  величаво воспевающие образы древнеегипетских культов, характеризуются контрастной, очень живописной игрой света и тени. Торжественно встречают входящего величаво-спокойные монолитные фигуры соколов, олицетворяющие Гора, в храме этого бога в Эдфу. Правда, в деталях планы храмов стано­вятся более сложными: расстояния между колоннами при переходе из двора в гипостиль до половины высоты перекрывают стенки, превращая, таким образом, зал в более замкнутое, отгороженное от двора помещение (что соответствует усложнившимся культовым церемониям - таинствам). Колоннады во дворах получают капители многообразных, очень утяжеленных, эклектичных форм, что свидетельствует о позднейшем времени их создания появление в египетском зодчестве таких композитных, то есть сложных капителей ранее было невозможно и произошло под влиянием греко-римской архитектуры.

Эпохи в истории развития архитектуры в Древнем Египте.

Архитектура Древнего Египта в основном представляет собой монументальные сооружения, построенные с целью возвеличивания  абсолютной власти фараонов. Художественные формы и изобразительные мотивы храмов, дворцов, гробниц царей и знати, сохранившихся до наших дней, древние зодчие заимствовали у природы. История развития архитектуры Египта подразделяется на несколько эпох.

В додинастический период (V-IV тысячелетия до нашей эры) появились первые прямоугольные захоронения со стенами, обложенными кирпичом-сырцом. Наземная часть гробниц являлась прямоугольным в плане помещением, где располагались статуи богов и жертвенник. При гробницах сооружали заупокойные храмы, в которых совершались погребальные обряды.

Эпоха Раннего   царства (XXX-XXVIII века до нашей эры) примечательна тем, что в архитектуре закрепились изобразительные, а также образные средства и нормы. Постепенно установились и культовые каноны. Как и раньше, бедняки строили свои хижины из тростника и глины, дома богачей, гробницы царей и вельмож возводились из дерева и кирпича-сырца.

В период с XXVIII по XXIII век до нашей эры в Древнем Египте были построены наиболее известные монументальные пирамиды, гробницы и храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусовидными колоннами. Стало активно развиваться искусство рельефа.

В эпоху Среднего царства (XXIXVIII века до нашей эры) широкое распространение получили скальные гробницы, искусно декорированные росписями на традиционные темы. Этот период отмечен появлением новых форм храмов с двумя рядами колонн и возвышающейся средней частью.

Расцвет египетской архитектуры произошел в эпоху Нового царства (XVIXI века до нашей эры).

Возводились храмы, состоящие из святилища, крытого колонного зала и замкнутого двора, обнесенного глухой стеной. Фасад, образованный двумя устоями – пилонами в виде башен с прямоугольной рамкой входа между ними был обращен в сторону Нила.

Планы храмов имели прямоугольную форму, главные части размещались по одной оси: окруженный колоннадой открытый двор (перистиль), колонный зал (гипостиль), святилища, кладовые. Храмы обносились глухой каменной оградой. Характерной чертой архитектуры Нового царства является величественность, которая по своей сути подавляет человеческое сознание. Когда стали развиваться торговые и культурные связи между Египтом и Грецией, влияние  античной культуры сказалось на облике египетских храмов: они стали менее грандиозными и торжественными, приобрели благородство и стройность форм.[4]

Скульпторы, архитекторы и художники Поздне­го царства не создали ничего принципиально но­вого по сравнению с предыдущими эпохами еги­петской истории. Во всем наблюдалось движение по проторенному пути, хотя в техническом отно­шении искусство Позднего царства где-то даже превосходит Новое царство. Живописные приемы, способы обработки камня в этот период были до­ведены практически до совершенства. Художники в основном оставались в рамках канона, от кото­рого не отходило даже искусство Нового царства. До нашего времени дошло довольно много произ­ведений позднединастического искусства — скуль­птурные портреты правителей и знати, преимущественно раскрашенные деревянные статуи, росто­вые или сидячие. Все они отмечены художествен­ным совершенством, но лишены одухотворенности скульптурных портретов конца Среднего и начала Нового царства.

Отточенность форм и приемов искусства По­зднего царства впоследствии, в римскую эпоху, была воспринята потомками египтян — коптами-христианами, в чьем искусстве символизм египет­ской художественной традиции удачно сочетался с символизмом христианства.[2]

Святилища периода Птоломеев.

Птоломеи, будучи греками по крови, жили и строили, как подобало фараонам. В Карнаке, в храме бога Амона – национальной святыне Египта они провели большие реставрационные работы. За время правления Птоломеев на месте древних святилищ и храмов было возведено лишь несколько храмовых построек. Основное строительство велось в Верхнем Египте. Храмы строили по образцам тысячелетней давности, однако композиция зданий упростилась. Само святилище и зал для ладьи высекали из монолитной глыбы. Затем их обводили системой помещений и галерей. Храм соединялся с Нилом каналом для священной ладьи со статуями богов. Эти храмовые постройки представляют наиболее простые и правильные варианты композиции храмовых сооружений Древнего Египта. Новым элементом храмового комплекса мы считаем появления «маммисеи» или же «комнаты рождений». Эти помещения служили культу «бога-ребенка» (Гора) и «богини-матери» (Исиды). Тем самым подчеркивалось божественное происхождение фараона, тем более, что гор считался первым фараоном Египта. Поэтому барельефы на стенах храма рассказывают о рождении бога Гора, сына Исиды и Осириса, о его возмужании и его мести за смерть отца. Сами барельефы выполнены более пластично, чем более ранние, изменилась форма капителей колонн. Они стали более натуралистичны, более сходны с цветами лотоса, папируса и других растений. Встречаются капители, выполненные в виде букетов цветов.[5]

Эдфу

Наиболее сохранившимся, и можно сказать, почти не тронутым памятником архитектуры не только Позднего периода, но и всей античной архитектуры Египта является храм в Эдфу, расположенный на левом берегу Нила, между Луксором и Асуаном. После храма Амона в Карнаке храм в Эдфу считается вторым по величине. Его длина 137м., ширина 79м., высота 35м. Строительство началось в 237 году до н.э. на месте храма времени ТутмосаIII. Руководил строительными работами главный архитектор Имхотеп, достойный преемник своего великого предшественника. Не смотря на то, что строительство продолжалось 180 лет, храм был сооружен на основании и по первоначальным планам Имхотепа. Это прекрасное сооружение великолепных пропорций и форм. Главным фасадом храма служит огромный пилон, повернутый юга. Кровля, на которую вели лестницы, служила основанием для святилища Солнца. Большой двор с трех сторон окружен колоннами. Капители колонн отличаются друг от друга. Фасад колонного зала, который выходил в сторону двора, образовал четвертую колоннаду. Проемы колоннады заложены каменной кладкой до половины высоты колонн. Сам колонный зал возвышался над всем комплексом храма. Вход в колонный зал, как и вход в храм охраняли огромные статуи бога Гора. За большим залом находился другой, меньший по размерам, где перед народом, собравшимся во дворе, являлся жрец, изображавший бога. За маленьким колонным залом находился зал для жертвоприношений. Поднесение подарков и жертвоприношения совершались здесь и в будние дни. Узкие лестницы с обеих сторон жертвенного зала ведут на кровлю, западная лестница служила подъемом, восточная – спуском. Лестницы украшены барельефами богов. Само святилище высечено из монолитной глыбы гранита. В коридор, окружающий его выходят молельни. Храм окружен стеной, охватывающей также и большой двор. Поверхность стен, потолки и колонны покрыты прекрасными барельефами. Сегодняшний посетитель храма Гора в Эдфу получает наиболее полное представление о том, как выглядело святилище богов в Древнем Египте. В храме Гора есть и «маммиси», но оно плохо сохранилось.[1]

Дендера

Храм богини Хатор в Дендере к северу от Луксора тоже был построен на месте более древнего святилища. Этот храм почти так же хорошо сохранился, как храм в Эдфу. Одна из надписей в Дендере гласит о том, что в древности на этом месте находился один из храмов фараона Хеопса. Позднее здесь строил фараон Тутмос III. Строительство храма Хатор было начато при Птоломеях, а закончено уже при императоре Тиберии (14 – 37 гг. н. э.). Планировка храма Хатор во многом напоминает планировку храма в Эдфу, но его отличительная особенность – маленькая молельня, построенная на крыше храма. Эту молельню почитали, как гробницу бога Осириса, так как Дендера принадлежала к числу тех 16 городов, в которых хранились мощи бога, убитого Сетом. По случаю праздника возрождения Осириса в этой молельне проводились ритуальные церемонии. После того, как храм стал служить культу Хатор, на всех колоннах и капителях появились ее изображения. Внутренние и внешние стены здания украшены барельефами. На территории храма Хатор находились и другие строения: два «наммиси», один из которых более древний, времен фараона Нектанеба I, второй относится к периоду правления императора Августа(31год до н.э.– 14 год н.э.). Дом рождений храма – первый «маммиси», построенный в Египте. Стены обоих зданий украшены барельефами, тематика которых соответствует характеру проходивших здесь церемоний.[1]

Филе

Одно из известных и значительных святынь, построений в последние века существования Древнего Египта, служившее так же местом религиозного паломничества это храм на острове Филе. Сам остров расположен недалеко от первого порога Нила, на границе Египта и Нубии. Его считали островом мира. Религиозные празднества и мистерии, проводившиеся на острове и посвященные  возрождению Осириса, собирали огромные толпы паломников. Популярность храма в Филе превзошла популярность главного города культа Осириса – Абидоса. Строительство храма на острове Филе, посвященного богине Исиде, начал последний фараон египетского происхождения, Нектанеб II, завершили это строительство уже при императоре Адриане. Император Юстиниан запретил проведение древних религиозных церемоний на острове, в здании храма Исиды вплоть до арабского нашествия проводились христианские богослужения.

Комплекс зданий храма Исиды был построен в западной части острова. Остров невелик: его длина достигала 400 м., ширина 150 м. В юго-западной части острова Нектанеб II построил здание с колоннами и небольшую пристань к которой причаливали праздничные ладьи. От пристани к входу в храм вела широкая дорога, по ее сторонам стояли в один ряд колонны. Ворота широкого первого пилона ведут во внутренний дворик, имеющий форму неправильного четырехугольника. В западной части дворика находится «маммиси», окруженный колоннами с капителями в виде головы богини Хатор. Второй пилон уже первого, за ним находится зал-вестибюль с восемью колоннами, за этим залом начинается само святилище. Оно состоит из многих помещений. Кровля храма служила сценой для проведения праздников воскрешения Осириса. Барельефы тонкой работы украшают стены «маммиси» и храма богини Исиды. Одной из остановок на пути праздничного религиозного шествия была «беседка» Императора Траяна, маленькое здание в восточной части острова. Это здание окружено колоннами с капителями в форме цветков. До половины своей высоты колонны были заложены пашенной кладкой. Кровля «беседки» была деревянной. Этот маленький павильон, по-видимому, - последнее значительное архитектурное сооружение Древнего Египта. После строительства первой очереди Асуанской плотины большая часть острова Филе была затоплена водой. С введением в строй второй очереди плотины над островом нависла угроза затопления. В результате Международной помощи и содействия комплекс храма богини Исиды, по примеру храмов в Абу-Симбеле и других  нубийских святилищ, был перенесен в более высокое и безопасное место, на ближайший остров, который не будет заливать вода.[1]

Заключение

Поздний период не привнес  ничего принципиально нового в архитектуру – ни в гражданскую, ни в храмовую. Совершенствование если и шло, то исключительно по технической линии. Этот период истории Египетского царства отмечен лишь разработкой концепций былых времен. Поздний период – время медленного, но неуклонного упадка во всех сферах экономики, политической жизни, а также искусства. Даже некоторое оживление во второй трети 1 тысячелетия до н. э. торговых и культурных связей Египта с эллинским миром и Передней Азией не могло остановить этот процесс. Слава Египта шла на убыль, и зодчество вместе с ней.

Литература

1.                  Целлар Каталина «Архитектура страны фараонов» Москва «стройиздат» 1990 г. стр. 137 – 146.

2.                  Зайцев А. «Мировая культура, Шумерское царство, Вавилон и Ассирия, Древний Египет» Москва «олма – пресс» 2000 г. стр. 399 – 404, 430.

3.                  Я. Станькова, И. Пехар «Тысячелетнее развитие архитектуры» Москва «стройиздат» 1887 г. стр. 8 – 15.

4.                  Ю. М. Юрова «Шедевры Архитектуры» Москва «вече» 2002 г. стр. 9 – 10.

М. В. Доброклонский, А. П. Чубова «История искусства зарубежных стран» Москва «изобразительное искусство» 1980 г. стр. 62 – 63.



{SHOW_TEXT}

Представление о загробном мире в Древнем Египте Влияние религии на общество Буддизм и его влияние на культуру Христианство эпохи гонений Искусство и архитектура Византии Культурно-исторические периоды древнеримской цивилизации Армия Древнего Рима Скульптура Древнего Рима Общая характеристика крито-миккеенской культуры Полисы и демократия 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия