Заочное дистанционное
образование с получением
государственного диплома
Московского государственного
индустриального университета
(МГИУ) через Internet

 
  ГЛАВНАЯ    КОНТАКТЫ    КАРТА САЙТА  
 

Литература Древнего Египта

 

Первоначально письменность применялась ис­ключительно в хозяйственных или в сакральных целях. От эпохи Древнего царства до нас практи­чески не дошло памятников письменности, за ис­ключением иероглифических хвалебных надписей и молитв на стенах гробниц. Первые хозяйствен­ные документы представляют собой скудные запи­си о том, что «принесено столько-то туш живот­ных, собрано столько-то снопов ячменя с одного поля».

Конец Древнего царства в истории письмен­ных памятников Древнего Египта отмечен рас­пространением надгробных надписей хвалебного характера. Возвышение культа Осириса и связь мифа об умирающем и воскресающем Осирисе в связи с культом мертвых порождают первые па­мятники заупокойной литературы, которые мож­но причислить к литературным произведениям. На стенах гробницы богатого человека записыва­ется от его лица вся «автобиография»: перечисля­ются заслуги перед фараоном, личные доблести, описывается богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Это так называ­емые «Тексты пирамид», древнейшие из текстов, составивших много столетий спустя канон «Кни­ги мертвых».

Очевидно, в эпоху Древнего царства культурная традиция сохранялась исключительно в устном творчестве. Сложилась эта традиция еще раньше.

Среднее царство. Расцвет древнеегипетской литературы — Среднее царство. В это период появ­ляются письменные произведения, составившие костяк классической литературы Древнего Египта.

Прежде всего следует отметить произведение, продолжающее традицию гробничных надписей, — «Повесть о Синухете». Это жизнеописание получи­ло чрезвычайно широкое распространение и дош­ло до наших дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время.

Синухет, как следует из этого произведения, — вельможа, живший при дворе двух фараонов. Ско­рее всего это не просто историческая личность. Синухет, возможно, сам был автором своего жиз­неописания. От первого лица ведется повествова­ние о доблестях Синухета в царской свите, о том, как после смерти фараона он бежал за границу, спасаясь от бунтов. Осев в Сирии, Синухет и там сумел благодаря своим талантам добиться знатно­сти и богатства, но затем вернулся на родину и служил новому царю.

«Повесть о Синухете» представляет собой соче­тание автобиографии, художественного произведе­ния и исторического памятника. Автор не только вставил в текст отрывки из различных государ­ственных документов своей эпохи, иллюстрирую­щих повествование. Он с недюжинным литератур­ным талантом выстраивает свое сочинение, выво­дя стройную композицию. Образный и красочный язык произведения снискал ему вполне заслужен­ную славу на многие века существования Египет­ского царства.

Другой литературный жанр, получивший чрез­вычайно широкое распространение в Египте эпо­хи Среднего царства, — сказки. Этот жанр, несом­ненно, берет свое начало в традиции устного твор­чества. Сказки крайне разнообразны по тематике.

Один из интереснейших сборников сказок — папи­рус Весткар — посвящен историям из времен цар­ствования последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают фанта­стические истории — сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона Хеопса. В одной исто­рии, например, придворный маг отрезает голову птице, затем приставляет ее обратно, и птица ожи­вает. В этих и подобных им сказках авторский вы­мысел тесно переплетается с египетской мифоло­гией. Сюжеты ряда сказок перекликаются с важ­нейшими мифами, как, например, «Сказка о Прав­де и Кривде».

Многие сказки являются по сути литературно обработанными свидетельствами современников об определенных исторических событиях — о ссоре фараона и его военачальника, о штурме чужестран­ного города.

Египетские сказки включают в себя всевозмож­ные жанры: описание путешествия, нравоучитель­ную историю, даже авантюрную повесть. В боль­шинстве этих произведений, особенно относящих­ся к раннему периоду формирования египетской литературы, силен элемент фантастического, ха­рактерный вообще для народной сочинительской традиции.

К эпохе Среднего царства относятся и собствен­но исторические произведения, в частности Лей­денский папирус и папирус Эрмитажа, на которых записаны свидетельства знатных египтян, пережив­ших ужасы анархии в стране после падения Древ­него царства. Эти произведения, известные как «Речения Ипувера» и «Пророчество Неферти», описывают события, происходившие в стране пос­ле ее распада на независимые номы, после падения власти фараонов.

Еще один жанр, оформившийся в литературе Древнего Египта в эпоху Среднего царства, — все­возможные нравоучительные сочинения. Значи­тельную их часть составляют, как можно предпо­ложить, тексты, написанные преподавателями в школах писцов в воспитательных целях. Авторы «Наставлений» и «Речей» внушают ученикам мо­ральные нормы, призывают к послушанию и по­чтительности. Другая излюбленная тема в дидакти­ческих произведениях — восхваление преиму­ществ, которые дает образование и должность пис­ца. Довольно интересно проследить, какие доводы приводят авторы этих наставлений против того или иного занятия. Главный объект критики писцов-наставников — воинская служба. Тяготы и беды, подстерегающие новобранца, описаны чрезвычай­но живо. Невольно складывается впечатление, что автор хочет просто запугать ученика, а не подвести того к самостоятельному выводу о предпочти­тельности службы чиновника.

Иногда наставнику просто не хватает достаточ­но убедительных аргументов — тогда он прибегает к злой насмешке. Например, не находя достаточ­но причин, по которым следовало бы предпочесть работу писца гораздо более спокойной должности храмового жреца, наставник просто высмеивает жрецов, которые «моются лишь по обету, а не по необходимости».

В общем и целом «Наставления» — весьма раз­нообразный по языку, стилю и тематике, велико­лепно разработанный жанр, в котором, видимо, нашла воплощение риторическая традиция егип­тян. Протагонистом-наставником в таких произве­дениях выступает уважаемый человек — либо чи­новник, добившийся высокого положения, либо крупный вельможа или придворный мудрец. Неко­торые из наставлений составлялись от имени фа­раона и представляли собой сборники советов на­следнику о государственном управлении.

Особого упоминания среди прочих литератур­ных произведений эпохи Среднего царства заслу­живает «Повесть о красноречивом крестьянине». Сюжет ее прост. Крестьянин едет по дороге, кото­рую перегородил какой-то мелкий чиновник, соби­рающий с путников мзду за проезд по его земле. Крестьянину нечем заплатить, и чиновник отбира­ет у него осла. Тогда несправедливо обобранный крестьянин является во дворец фараона и начина­ет жаловаться на судьбу и на обидчика. Фараона привлекает красноречие жалобщика, необычное для простого крестьянина. Он велит подвести кре­стьянина поближе и, выслушав жалобы, решает вознаградить крестьянина за такой талант, осыпа­ет его дарами и оставляет при дворе.

«Повесть о красноречивом крестьянине», воз­можно, первое в истории мировой литературы про­изведение, героем которого выступает представи­тель низших слоев населения, выступающий с об­личительными речами в адрес более высокородно­го или богатого обидчика.

Среднее царство оставило потомкам немало произведений поэтического творчества. В основ­ном это философская поэзия светской или религи­озной тематики, проникнутая либо настроениями тщеты человеческого существования, либо, напро­тив, восхвалениями в адрес жизни и призывами заботиться больше о сегодняшнем дне, чем о заг­робном существовании. Примеры двух этих на­правлений поэтического творчества — «Разговор разочарованного со своей душой» и «Песнь арфи­ста». «Песнь», исполнявшаяся, видимо, во время пиров и праздничных застолий, исполнена бодрости и жизнелюбия. «Разговор» же — диалог отча­явшегося человека с собственной душой. Душа ста­рается вернуть ему радость, рисует красочные кар­тины веселья и жизни, но в конце концов сдается перед аргументацией хозяина и соглашается с тем, что его стремление умереть вполне обоснованно и что жизнь на земле действительно ничто.

Наряду с философскими сочинениями поэты Среднего царства создали немало образцов велико­лепной любовной лирики, неоднократно перево­дившейся на многие современные языки.

Работа с египетским поэтическим наследием — малоизвестная сторона творчества Анны Ахмато­вой, создавшей лучшие в России переводы любов­ной лирики Древнего Египта.

Новое царство. Новое царство — время «держав­ной» литературы. В это время, в период наивысше­го расцвета Египетского царства, оформляется ли­тературный канон. Многочисленные папирусные свитки времен Нового царства содержат изложения мифов в поэтической и прозаической форме, жиз­неописания фараонов и истории победоносных походов.

Мифология — важная составная часть религиоз­ного мировоззрения древних египтян, ранее суще­ствовавшая почти исключительно в виде устного творчества, песнопений жрецов и лишь отчасти воспроизводившаяся в гробничных надписях и молитвах (главным образом миф об Осирисе). Те­перь же оформляется канон мифологических ска­заний, в который входят и космологические мифы, и истории сотворения всего живого. Интересно отметить сходство некоторых сюжетов египетской мифологии с современной им шумерской. Особен­но яркий пример пересечения — история о том, как Исида (она же Инанна шумеров) обманом вы­ясняет у Ра-Амона, бога Солнца, его тайное имя, дающее власть над Ра. В шумеро-аккадском «Эпо­се о Гильгамеше» эпизод с выяснением тайного имени верховного божества и погоня за Инанной занимает весьма значительное место.

Другой канон, формирующийся в эпоху Нового царства, — «Книга мертвых». Очевидно, к новоди­настическому времени культ почитания мертвых уже сложился в полном объеме, что и дало воз­можность свести воедино все тексты, обряды, мо­литвы и заклинания, связанные с отправлением этого культа. Списки «Книги мертвых» в большом количестве были найдены в египетских гробницах различных периодов, но со времени Нового цар­ства «Книга» уже не претерпевает существенных изменений.

Развивается в это время и историческая литера­тура. Помимо прочно вошедшего в литературную традицию жанра «автобиографий» и гробничных надписей, при дворах фараонов составляются лето­писи царств, создаются списки правителей разных династий и эпох. Цель составителей этих свитков — показать преемственность и божественное проис­хождение власти фараонов. Эти документы служат серьезным подспорьем современным историкам в воссоздании истории Древнего Египта, поскольку их данные, как правило, оказываются подтвержде­ны различными независимыми источниками.

Часть исторических произведений этого типа представляет собой трансформацию давней гимновой традиции, берущей свое начало в гробничных надписях фараонов и распространенной еще в эпо­ху Среднего царства.

Устная традиция. Устное творчество древних египтян — не мифологическая поэзия, не гимны и нравоучительные повести, а творчество простолю­динов — дошла до нашего времени благодаря гроб­ницам знати. На стенах многих гробниц рядом с изображениями работающих в поле или на строи­тельстве людей художники, видимо, с целью усла­дить «слух» обитателя гробницы, часто приписыва­ли ритмичные поэтические строчки — тексты пе­сен, которыми работники задавали сами себе ритм и подбадривали друг друга. Скорее всего те, кто записывал эти образчики народной поэзии, слегка облагораживали их, подгоняя под издавна сложив­шиеся нормы литературного языка.

Художественные приемы. В том, что в древнееги­петской литературной традиции существовали четкие, раз навсегда выработанные правила, сомневаться не приходится. Произведения большинства жанров стро­го выдержаны в рамках единого стиля для данного жанра. Набор литературных приемов, использовав­шихся египетскими писателями и поэтами, не слиш­ком велик, но искусное комбинирование этих при­емов позволяло талантливому писцу создать подлин­ное произведение художественного творчества.

Излюбленный прием египетских поэтов — па­раллелизм в построении фраз и частей строки. Не сохранилось никаких указаний на то, как мог зву­чать древнеегипетский язык, но можно предполо­жить, что при том изысканном построении фраз и строчек произведения, какие можно видеть в боль­шинстве образчиков литературы, ритмичность мог­ла быть одним из главных требований к хорошему произведению.

Форма поэтических сочинений у древнеегипет­ских авторов стояла, по-видимому, едва ли не выше содержания. В одном послании писец (веро­ятно, наставник, получивший письмо ученика) разбирает послание, пришедшее ему, с точки зре­ния построения фраз и безжалостно критикует ад­ресата за то, что «одно перемешано с другим, от­вратительное соседствует с хорошим, и слова ни сладки, ни горьки». Судя по тому, какое значение большинство авторов подобного рода писем уделя­ли изысканности слога, стилистика была одним из основополагающих предметов в школах писцов.

Литература Древнего Египта поражает своей об­разностью. Сравнения, используемые писцами-со­чинителями, ярки и точны. Так, в одном из жиз­неописаний фараон говорит о себе, что, рассвире­пев на врагов, он стал подобен змее в пустыне.

Большое количество образов пришло в светскую литературу из тесно связанной с ней религиозной литературной традиции.



{SHOW_TEXT}

Литература эпохи Возрождения Культура цыганского этноса Общие черты литературы древней Японии Культура коренных народов Сибири Развитие культуры Таиланда Культура Киевской Руси домонгольского периода Взаимоотношения между философией и богословием в эпоху возрождения Первобытное искусство Отличительные особенности культурно-исторических периодов Древнего Египта Династии Древнего Египта 

23.09.2015
Творческий подход к делу
Творческий, включающий самостоятельность, творческий подход к делу, инициативность, интеллектуальные способности, опыт и знания; - исполнительский, включа...
подробнее   >>>
 
03.09.2015
Паромобили (продолжение)
В этот период паромобилями занимались и другие конструкторы, которые внесли свой вклад в их развитие. Например, в конструкции Чёрча с целью ослабления влия...
подробнее   >>>
 

Приглашаем принять участие в круглом столе!
подробнее   >>>
 

Институт Менеджмента, Экономики и Инноваций начинает набор на курсы повышения квалификации!
подробнее   >>>
 

Уважемые студенты АНО ВПО ИМЭиИ!
подробнее   >>>
 


Рассылки Subscribe.Ru
Современное образование
Подписаться письмом

Сайт ВФ ГОУ МГИУ
Образовательный сайт Бармашовой Л.В.
Качество в машиностроении
Личная страничка о. Мелетия